МААМ-картинки

Тренинг «Культура педагогического общения»

Ольга Дубовских
Тренинг «Культура педагогического общения»

Тренинг

«Культура педагогического общения»

Задачи:

• Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование навыков общения.

• Способствовать повышению у педагогов уровня развития эмпатии, коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений.

• Создание в группе рабочей психологически комфортной атмосферы.

Оборудование: карточки с изображением геометрического узора, бумага для рисования, карандаши, «солнце с лучиками».

Публикация «Тренинг „Культура педагогического общения“» размещена в разделах

Разминка "Знакомство"

-Сегодня у нас вновь появилась возможность поближе узнать друг друга. Встаньте и выберите, пожалуйста, того человека, которого Вы меньше всего знаете… Сядьте рядом с ним в круге. Один из Вас начнет и проведет интервью. Постарайтесь выяснить, как живет Ваш собеседник, какой у него характер, какие увлечения, интересы. Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через две минуты Вы поменяетесь ролями.

А теперь все вернитесь и сядьте в один общий круг. Пусть каждый представит группе своего партнера. В конце каждого рассказа тот, о ком шла речь, подтверждает полноту рассказа; если какие-то моменты были пропущены, добавляет их.

Обсуждение. Понравились ли Вам вопросы Вашего партнера?

Что Вам было приятнее: спрашивать или отвечать?

Помогла ли Вам игра лучше узнать друг о друге?

Основная часть

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями человека. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога. Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения.

Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым).

Основным навыком эффективного взаимодействия является наличие культуры слушания.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Слушание может быть активным, пассивным, эмпатическим.

Активное слушание – когда на первый план выступает отражение информации.

Продуктивные способы активного слушания:

Повторение – цитирование сказанного партнером в своих фразах («Итак, ты считаешь… (далее цитата)» или «Насколько я тебя поняла. (далее цитата)»

Перефразирование – состоит в возвращении собеседнику его же высказываний, выбирая наиболее существенные моменты («По вашему мнению…», «Другими словами). Цель – уточнение информации.

Резюмирование предполагает сокращенное воспроизведение слов партнера. Помогает при обсуждении претензий или несогласий («Если теперь подытожить сказанное…»)

Развитие идеи (интерпретация сказанного) позволяет уточнить смысл сказанного («Ты, вероятно, имеешь в виду, «Вы, наверное, говорите это, потому что?»)

Активное слушание не эффективно, когда Вы слушаете человека, пребывающего в состоянии сильного эмоционального напряжения. Приемы активного слушания работают тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам.

Пассивное слушание – бывает, приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, здесь приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях вашему партнеру надо только одно – успокоиться, овладеть собой, только после этого с ним можно будет общаться, только тогда он сможет услышать то, что вы говорите. Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом помогают так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу», кивание головой. Техника эта требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Затем можно включать активное слушание.

Эмпатийное слушание – способность понять чувства собеседника, разделить их. При эмпатийном слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Методика применима, когда человек сам хочет поделиться с Вами какими-то переживаниями. В таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру в мимике, жестах, эмоциях.

На пути взаимопонимания лежат барьеры общения, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга.

Под барьерами общения подразумевают те немногочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.

Существуют:

Коммуникативные - когда человек не понимает речи,собеседника по тем или иным причинам, например, если речь искажена или люди беседуют на разных языках.

Психологические - например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или первое впечатление оказало слишком сильное влияние.

Личностные барьеры педагогического общения бывают:

• Стереотипы мышления – устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках и ситуациях)

• Предвзятость– внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.

• Неправильное отношение друг к другу

• Отсутствие внимания и интереса к другому

• Пренебрежение фактами

• Барьер страха

• Барьер страдания

• Барьер плохого настроения

• Барьер презрения

• Барьер недостаточного понимания важности общения

• Барьер речи

Каждый образованный человек может назвать, как преодолеть барьеры общения: быть, прежде всего, хорошим слушателем, быть компетентным в обсуждаемом вопросе, дружелюбно настроенным, уметь вызвать положительные эмоции, производить приятное впечатление внешним видом и манерами, соблюдать правила этики.

В общении рекомендуется придерживаться следующих правил:

• проявлять искренний интерес и внимание к коллегам;

• быть приветливым, внимательным, создавать благоприятную атмосферу;

• как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника;

• уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание;

• никогда не унижать человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре;

• хвалить другого человека, подчеркивать его значимость и компетентность;

• обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме;

• прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках;

• задавать вопросы вместо того, чтобы давать приказания;

• хвалить человека за каждый его даже скромный успех и быть при этом искренним;

• делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите;

Педагогическое общение – это межличностное взаимодействие субъектов педагогического процесса, состоит в передаче общественного и профессионального опыта.

Сейчас я Вам предлагаю проиграть ситуацию того, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

Упражнение «Испорченный телефон»

Описание. Несколько участников (5 человек) выходят за дверь и по приглашению ведущего входят по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой вы должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить ее содержание.

Текст: «Звонила Ирина Петровна. Она просила передать, что задерживается в Управлении образования, договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Она должна вернуться к 14.00 часам, к началу педсовета, но, если она не успеет, надо передать завучу, что она должна изменить расписание уроков старших классов на среду и четверг, вставив туда дополнительно два часа по химии».

Наблюдатели фиксируют ошибки и искажение смысла, появляющиеся у каждого из передающих.

Обсуждение. Когда вы слушали текст телефонограммы, какой вид слушания было уместнее всего использовать?

Анализ особенностей слушания и того, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

Упражнение «Рисование по инструкции»

Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.

Описание. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением геометрических фигур. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.

Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим? Что было трудно? Что не получилось? Почему?

(Условия для каждого индивидуальны и каждый для себя эти условия создает).

Упражнение «Турист и компас»

Психологический смысл упражнения. Повышение уровня эмпатии между участниками, развитие навыков тактильной чувствительности.

Описание. Участникам нужно разбиться на пары, в каждой паре один будет играть роль компаса, а другой – туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Задача компаса очень аккуратно провести туриста мимо препятствий. Но разговаривать им запрещено.

Обсуждение. Какие чувства испытывали участники, находясь в роли «туриста» и «компаса»?

Сущность упражнения состоит не в том, чтобы двигать «туриста» в нужном направлении с применением физической силы, а в том, чтобы передавать ему необходимую для движения информацию с помощью легких касаний.

Рефлексия: «Солнце – доброе общение»

Цель: установление обратной связи, анализ информации, полученных в группе.

Наш тренинг сегодня не получился без умелого общения между нами.

Я Вам предлагаю написать на лучиках солнца, что предполагает доброе

общение, из чего состоит общение.

Публикации по теме:

Дыхательно-артикуляционный тренингДыхательно-артикуляционный тренинг Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания,.

Фотоочерк «Индейская культура»Фотоочерк «Индейская культура» Людмила Рыбакова Фотоочерк «По ступенькам истории» (В очерке использованы фото выставки «Эльдорадо», проходившей в Москве в 2020г) ХV.

Консультация для родителей «Культура общения»Консультация для родителей «Культура общения» Культура общения. Консультация для родителей. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае»НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае» Цель: формировать у детей навыки культурного поведения в гостях Задачи: развивающие: -развивать у детей познавательный интерес к культуре.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Памятка для родителей «Культура общения вашего ребенка» Воспитание культуры общения в условиях современной жизни определяется востребованностью общества и каждой личности в отдельности. В процессе.

Тренинг общения «Познай себя» Тренинг общения «Познай себя» Цели тренинга: - правильно общаться друг с другом; - наладить обратную связь; - развивать чувство открытости.

Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения»Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения» Тренинг для педагогов «Правила и приемы эффективного общения».Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах.

Тренинг для педагогов «Вы все сможете!»Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Подготовила: педагог-психолог Щеглова Ю. Ю. МБДОУ д / с № 60 “Крепышок” г. Ставрополь, 2021 г. Многочисленные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Культура педагогического общения»
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 17:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг «Культура педагогического общения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дубовских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД