Получи документы

Конспект занятия «По мотивам народного орнамента. Казахские узоры» для детей 8–9 лет

Соломина Юлия Николаевна
Конспект занятия «По мотивам народного орнамента. Казахские узоры» для детей 8–9 лет

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи»

отдел «Пластические искусства»

Разработка занятия

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Цветная карусель»

Раздел 5. «Школа волшебников»

Тема «По мотивам народного орнамента. Казахские узоры».

Публикация «Конспект занятия „По мотивам народного орнамента, Казахские узоры“ для детей 8–9 лет» размещена в разделах

Возраст обучающихся: 8 - 9лет

2 год обучения

Составитель: Соломина Юлия Николаевна

педагог дополнительного образования

Оренбург,2020

Тема: «По мотивам народного орнамента. Казахские узоры».

Цель: знакомство с народными казахскими узорами на примере изготовления работы (открытка) в технике «обрывная» аппликация.

Задачи:

в области обучения:

познакомить с историей появления казахских узоров;

познакомить с культурой, обычаями и традициями казахского народа, населяющего Оренбургскую область.

в области развития:

развивать и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук;

способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;

развивать чувство меры, гармонии, равновесия в композиции;

развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание.

в области воспитания:

воспитывать трудолюбие, аккуратность,

воспитывать уважение к культуре разных народов.

Материалы, инструменты и оборудование:

• наглядный материал (образцы казахских узоров,

• карандаши цветные,

• карандаш простой,

• цветная бумага,

• дырокол,

• ножницы,

• линейка,

• клей,

Методы и приемы:

словесные – беседа, рассказ, диалог, объяснение;

наглядные – показ образцов казахских узоров, рассматривание иллюстраций;

практические - аппликация по собственному замыслу из цветной бумаги приемом «наложения»;

метод игрового взаимодействия.

Ход занятия

№ Деятельность педагога Примечания

Время

1 Организационный этап

Приветствие Дети отвечают на приветствие педагога. 2мин.

2 Основной этап

Теоретическая часть

- Ребята, отгадайте загадку:

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

- Что в Вашем понимании означает слово Родина?

Родина – это место, где ты родился и вырос. Это малая родина, город со своими улицами, микрорайонами, парками… Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет в свой родной край.

- Вы испытывали такое ощущение?

- Как вы полагаете, почему возникает такое чувство?

- Кто знает, как оно называется? (ностальгия)

- Какое значение у малой родины есть еще? (Родина – страна).

- Как называется наша страна, наша большая Родина? (Россия)

Я предлагаю поиграть в игру «Закончи фразу»

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Мы живём в городе России… (Оренбурге)

Оренбург – это наша малая… (Родина)

Оренбург - центр области, самый главный и самый развитый город Оренбуржья.

- Кто из вас знает, сколько лет прошло со дня основания города Оренбурга?

- Какими промыслами известен наш город во всем мире?

В нашей области выращивают пшеницу богатую белками, добывают нефть и газ. Оренбургские мастерицы вяжут знаменитые пуховые платки. Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. Оренбург - многонациональный город, и здесь живут люди разных национальностей. Послушайте стихотворение Ольги Александровой «Лучшее богатство» см. Приложение№1

Назовите, какие вы знаете национальности?

(Русские, татары, казахи, украинцы, башкиры белорусы, грузины, армяне).

В настоящее время на территории Оренбургской области проживает более ста национальностей.

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, которые передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. У каждого народа есть свои танцы и песни. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру нашего края.

- Что значит многонациональное Оренбуржье?

В многонациональной Оренбургской области - проживает более 2 млн. человек, представителей 80 национальностей.

26 июня 2007 года состоялось торжественное открытие первого подворья культурного комплекса «Национальная деревня». Всего в комплексе 10 подворий: башкирское, казахское, русское, татарское, мордовское, немецкое, чувашское, белорусское, армянское и украинское.

Это своеобразный музей под открытым небом, ставший символом дружбы между людьми разных национальностей. Каждое подворье в «Национальной деревне» - это музей, библиотека литературы на родном языке, кафе национальных блюд. См. Приложение №2 Немного из истории…

Каждому народу присущ свой орнамент. Так как люди живут в разных климатических и территориальных условиях, то их окружает различный удивительный мир природы. Увиденное, в природе помогает человеку в создании своих национальных орнаментов для украшения всевозможных изделий.

Орнамент традиционен в быту казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделии и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежности, оружия и т. д.

«Орнамент» по - казахски называется «ою-орнек», от слов «ою» - выкройка и «орнек» - узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) - очень уважаемый в народе человек.

- Ребята, как вы думаете, что повлияло на создание орнамента у казахского народа? - Где жили казахи?

- что представляет из себя юрта?

В степях, верно. И в бескрайних казахстанских степях паслись огромные стада животных.

- А кто знает, какие животные пасутся в степях? (бараны, лошади, верблюды)

И мотивом для составления узоров послужили ветвистые рога баранов. Рогообразный орнамент является главным в казахском орнаментальном искусстве.

Используя их и элементы казахского орнамента, мы будем составлять свой орнамент. Основу составляет строгое соблюдение принципов симметрии и композиции ритма, отражающее культуру восприятия красоты природы. Посмотрите, на доске продемонстрированы некоторые казахские орнаменты. См. Приложение №3

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети отвечают на вопросы педагога. 15мин.

3 А теперь, ребята, давайте проведём физиминутку. См. Приложение №4 Казахская игра «Платок с узелком» (Орамал) Дети выполняют движения.

2 мин.

4 Проходите на свои места. Давайте придумаем и создадим аппликационную работу (орнамент) с помощью элементов казахского узора.

- Что такое орнамент? (узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой). Показ на орнаменте закономерности элементов-мотивов – в соседний столбик

Давайте разделимся на две группы.

Одна группа ребят будет украшать национальное женское платье, а другая группа ребят будет украшать ковёр. См. Приложение №5 Шаблоны одежды, предметы домашней утвари.

Задания для каждой группы:

1. найти

Для работы нам понадобится: цветная бумага, простой карандаш, клей, шаблоны узоров.

И ещё нам нужны ножницы, поэтому вспомните правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами.

Дети слушают, повторяют за педагогом правила при работе с колющимися и режущими предметами. 3мин.

5 Практический этап.

Ребята, приступайте к работе. Выбирайте шаблоны казахского узора, цветную бумагу, шаблоны женского платья и ковра.

Далее с помощью простого карандаша, прикладывайте орнаменты к изнаночной стороне цветной бумаги и обводите по контуру.

Далее вырезайте нужное количество узора и составляйте орнамент. Сравнивайте детали по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия.

Одна группа детей составляет узор для ковра. Для этого проделывают дыроколом отверстия для бахромы.

Другая группа детей составляют узор на платье.

Далее приклеивайте все детали на основу работы.

Пока вы выполняете работу, послушайте

казахские народные сказки и загадки См. Приложение №6

А сейчас проверим, как вы запомнили казахские узоры См. Приложение №7 Тест «Погадаем на ромашке»

См. Приложение № 8 Тест - отметьте знаком «+» «верные» утверждения Дети вырезают шаблоны, орнаменты, затем примеряют, сколько раз можно поместить этот узор на платье, ковер и вырезают нужное количество.

Дети придумывают украсить ковёр бахромой из ниток для вязания.

Дети последовательно выполняют работу.

Дети выполняют задания.

20мин.

6 Итоговый этап.

Ребята, сегодня вы познакомились с историей возникновения казахских узоров, что особенно запомнилось? Давайте рассмотрим ваши готовые работы, выскажите мнение. Молодцы, постарались красивые работы получились, аккуратные в исполнении, в симметрии и цвете.

- Ребята, какой орнамент мы сегодня выполнили? (казахского народа)

- Назовите особенности казахского орнамента.

- Какой орнамент является родоначальником казахского орнамента?

Какие материалы, инструменты необходимы нам в работе? Какие надо соблюдать правила при работе с колющимися и режущими предметами?

Занятие окончено. Дети отвечают на вопросы педагога.

Уборка рабочего места. 3 мин.

Приложение

Приложение №1

Стихотворение Ольги Александровой «Лучшее богатство»

По-разному люди в стране нашей жили,

Но верой и правдой Отчизне служили.

Дороже любого другого богатства

Ценились всегда у нас скромность и братство.

Есть слово такое хорошее – «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном.

Приложение №2

Немного из истории…

Национальная одежда казахов отличается неповторимым своеобразием, быть может, еще и потому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни. Известно, что древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкура, кожа и шерсть домашних животных. Первые письменные упоминания о казахских узорах и орнаментах датируются началом XVI века. В древности по орнаменту у казахов можно было определить, к какому роду относится обладатель орнаментированной вещи. Традиционно считалось, что орнамент выступает в качестве сильного оберега, защищающего человека от воздействия злых сил и негативных помыслов.

В эстетической культуре казахского народа орнамент достиг большого разнообразия форм и занял доминирующее место в конце XIX века. Узоры отражали окружающую действительность: так, если XIX веке в одежде преобладали растительные орнаменты, чаще всего — тюльпаны, то после полёта Гагарина в космос мастерицы вышивали ракеты и звёзды.

Типы орнаментов. По особенностям ритма, композиции, симметрии различают типы орнамента : зооморфный, геометрический, растительный и космогонический.

Наиболее распространённым является зооморфный орнамент.

Зооморфными узорами — кошкар муйз (бараний рог, кос муйз (соединённые рога, туйе табан (верблюжий след) — украшались войлочные изделия, различные предметы домашнего обихода из кожи и дерева. Встречается в войлочных изделиях (текемет, сырмак, в ткачестве (баскур, алаша, ковёр, а также в изделиях из кожи, кости, дерева, металла. В некоторых видах изделий рисунок элемента выполняется в технике аппликации. Для окраски его применяются красные, зелёные, коричневые, белые, чёрные тона.

Геометрические орнаментальные мотивы получили распространение в ткачестве, архитектурном декоре (треугольник, ромб, крест, доисторическая свастика). Встречается в бордюрах ковровых изделий, в обрамлении центр, поля текеметов — войлочных ковров. Окрашивается в чёрный, синий, бордовый, коричневый тона.

Растительные узоры встречаются в вышивке и ткачестве (цветок, лист, побег). Свободно заполняя поверхность, такие узоры не оставляют фона, придают изделию нарядный и праздничный вид. Окрашивается в жёлтый, оранжевый, красный, розовый, бордовый тона.

Космогонические знаки (солнце, звезда, полумесяц) применяются в ковроткачестве для заполнения центральной части композиции, например, узор «Кайнар — родничок» родился в скотоводческом хозяйстве, испытывающем потребность в пастбищах и водопоях. Используются голубой, синий, фиолетовый цвета.

Каждый цвет в орнаменте имеет свою символику. Например, голубой — символ неба, белый — радости, счастья, жёлтый — знания, мудрости, красный — огня, солнца, зелёный — юности и весны, чёрный — земли. В казахском декоративном искусстве вечный мотив борьбы добра и зла представлен единством непримиримых противоположностей. В каждой орнаментной композиции дана картина космоса, социума и личности в их единстве. Особое место занимает треугольник и элементы, заключенные в нём. Треугольник означает соединение трёх миров воедино. По традиционным понятиям, он изображает рыбу, стрелу и птицу, представляющих три стихии — воду, землю и воздух, а мотив рогов барана в треугольнике представляет четвёртую стихию — огонь.

Техника. Орнамент исполняется в различной технике: может быть вырезан на дереве, гравирован или припаян на металле, вкатан или вшит в войлок, вышит на ткани или выткан на ворсовом ковре. Одни и те же мотивы можно встретить на деревянной входной двери, купольном круге шанырака, на ювелирных украшениях. В юрте узорными полосами скрепляются все элементы: стенные решетки с жердями, с шанырака спускаются шашак бау (плетёные узорные шнуры с кисточками). Также в одежде орнаментированы края подола, рукавов, воротника, головных уборов и обуви, в посуде — края деревянных блюд, пиал, окружности половников (ожау) и посудные чехлы (аяк-кап). В казахском языке орнаментирование называется «ою», что означает «углубление, выбивание», и слово относится к древнейшим временам, когда рисунок выбивался в камне. Множество предметов прикладного характера могут претендовать на статус символа искусства кочевника. Яркими примерами служат: торсык — сосуд для кумыса, сшитый из матовой тиснёной кожи с роговыми завитками по обе стороны, сырмак — мозаичный войлочный ковер, главный мотив которого — рога барана. Высокого уровня достигло искусство косторезов — суйекши. Орнаментом из резной кости украшались деревянные изделия — спинки кроватей, деревянные подголовники (жастык агаш, подставки (жукаяк) для хранения скатанных ковров, войлоков и одеял, навершия («верхушки») кереге и уыков в юрте, а также музыкальные инструменты. Самый тёплый из материалов — войлок, образцы которого найдены при раскопках захоронений ранних кочевников.

Приложение № 3

Кошкар муйиз (бараньи рога) и аша туяк (раздвоенное копытце) обозначают материальное благополучие скотовода.

Туйетабан. Одежда, украшенная узором туйетабан (верблюжья ступня, сшита для дальней дороги.

Когда человек желает кому-то счастья, свободы, независимости, то дарит вещь с орнаментами кус мурын (птичий клюв, кус канат (птичьи крылья).

Кемпир косак (радуга) состоит из разных цветов, расположенных в том же порядке, как и цвета радуги: синий цвет - символ неба, красный - огня, солнца, желтый - разума, зеленый - весны, молодости и т. д.

Оркеш (верблюжий горб). Изображение двух рогов животных, парных кобыльих сосков, верблюжьих горбов, используется как пожелание достатка и размножения.

Тумарша - орнамент треугольной формы, похожий на амулет. По поверью предохраняет от дурного сглаза. Его изображают не только на одежде, но и на юрте, предметах быта.

Образцы простого орнамента

Образцы сложного орнамента

Образцы одежды

Приложение № 4

Физминутка. Казахская игра «Платок с узелком» (Орамал)

Сначала подготавливают платок, который должен быть завязан в узелок. Все игроки образуют круг. Первый водящий состязания передает платок одному из участников. Он считает до трех, и все убегают в разные стороны. Водящий догоняет человека с платком.

Когда участника с платком преследуют, он может передавать атрибут другим. Когда водящий ловит участника с платком, то дает задание для пойманного. Чаще всего в качестве желания загадывают рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать. Отказаться от исполнения желания по условиям игры нельзя.

Исполнив желание ведущего, пойманный, водит. Состязаться могут от семи участников.

Приложение № 5

Шаблоны одежды, обуви, кухонная утварь

Женское платье

Женский образ

Мужской халат

Мужские сапоги

Тюбетейка - мужской головной убор

Кухонная утварь – чайник, пиала, кувшин

Ковёр

Приложение №6

Казахские народные сказки на русском языке:

«Атумтай и Нашарван»

«Батыр Боран»

«Дочь визиря»

«Дочь хана и визирь»

Казахские народные загадки :

1. Двое караулят, четверо спят, один тесто месит. (Верблюд)

2. Маленького роста бывает, шубу наизнанку одевает. (Овца)

3. Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу? (Овца)

4. Есть голова, да нет волос;

есть глаза, да нет бровей;

есть крылья, да наверх не взлетает;

в холоде не зябнет и жары не боится. (Рыба)

5. На дороге блестящий ремень. (Змея)

6. На два, на три километра поднимусь и кружу, с высоты огромной этой даже мышь я разгляжу. (Орел)

7. Волосата, зелена. В листьях прячется она.

Хоть и много ножек, бегать всё ж не может. (Гусеница)

8. Гору ведут за нитку. (Верблюд)

9. Кто не боится любого другого зверя, но боится мыши? (Слон)

Приложение №7

Тест «Погадаем на ромашке»

Как и где мы можем использовать орнаменты в жизни? Заполните каждый лепесток ромашки в группах. Взаимопроверка.

Приложение № 8

Тест - отметьте знаком «+» «верные» утверждения

1. Казахский национальный орнамент используется только в одежде.

(Неверно).

2. Существует несколько видов орнамента : растительный, зооморфный,

геометрический, космогонический. (Верно).

3. По характеру композиции орнаменты бывают : ленточные, в круге,

в прямоугольнике, сетчатые. (Верно).

4. Орнамент – это один из видов современного искусства (Неверно)

(Древнее искусство).

5. Мастера использовали орнамент не только с целью украшения

изделий, но и для их укрепления. (Верно). Например: посуда, одежда.

6. Первоосновой всех казахских национальных орнаментов считается-

орнамент (рог). (Верно).

Литература

1. Захарова В. И. и Ходжаева Р. Д. «Казахская национальная одежда XIX -начала XX вв.», Алматы, 1998.

2. Каракозова Ж. К. «Казахская культура и символ» Алматы, 1997, с. 55.

3. Шевцова А. А. Казахский народный орнамент. Истоки и традиция. М. : Казахская диаспора, 2007. 240 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет творческих работ детей подготовительной группы. Рисование по мотивам народного искусства «Чудеса красок»Фотоотчет творческих работ детей подготовительной группы. Рисование по мотивам народного искусства «Чудеса красок» Тема: «Чудеса красок» Рисование по мотивам Городецкой, Филимоновской и Дымковской росписи. Задачи: Учить детей, самостоятельно рисовать.

Конспект ООД в старшей логопедической группе с элементами мастер-класса «Мастера осетинского орнамента»Конспект ООД в старшей логопедической группе с элементами мастер-класса «Мастера осетинского орнамента» Тема: «Мастера осетинского орнамента». Цель: Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно.

Конспект занятия для детей 6–7 лет с ТНР «День народного единства»Конспект занятия для детей 6–7 лет с ТНР «День народного единства» Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ТНР на тему «День народного единства». Авторы - составители:.

Конспект занятия «Морозные узоры» для старшей группы Цели: — Познакомить с техникой рисования фотокопией. — Формирование навыков работы в технике рисования свечой. Задачи: развитие внимания.

Конспект занятия «Морозные узоры для Деда Мороза» Цели : Создать условия для развития интереса детей к изобразительному творчеству. Задачи: Познакомить детей с техникой рисования фотокопией.

Конспект занятия по рисованию гуашью «Узоры на платье»Конспект занятия по рисованию гуашью «Узоры на платье» .

Конспект занятия по рисованию «Волшебные узоры»Конспект занятия по рисованию «Волшебные узоры» Программные задачи: продолжать учить детей составлять рисунок из последовательно повторяющихся элементов; закреплять знание цветов; воспитывать.

Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись»Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись» По мотивам русского народного творчества "Гжельская роспись". Рассказывая детям о русских народных промыслах и творчестве, мы заметили что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «По мотивам народного орнамента. Казахские узоры» для детей 8–9 лет
Опубликовано: 2 ноября 2023 в 08:54
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «По мотивам народного орнамента. Казахские узоры» для детей 8–9 лет» (включая файлы) размещена пользователем Соломина Юлия Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД