Папки-передвижки

Опыт работы «Особенности экологического образования детей дошкольного возраста в детском саду»

Татьяна
Опыт работы «Особенности экологического образования детей дошкольного возраста в детском саду»

Статья из опыта работы

Никитина Татьяна Владимировна

воспитатель

Тема: «Особенности экологического образования детей дошкольного возраста в детском саду»

Публикация «Опыт работы „Особенности экологического образования детей дошкольного возраста в детском саду“» размещена в разделах

Детство – это пора открытий. В процессе ознакомления с окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи рекомендуют начинать знакомство детей с природным окружением с дошкольного возраста.

В нашем детском саду создана целостная система экологического образования, участниками которой являются дети, сотрудники детского сада, родители.

Работа с детьми организуется через непосредственно образовательную (НОД, совместную и самостоятельную деятельность. Деятельность носит тематический, интегрированный характер, строится от простого к сложному, дети становятся активными участниками в решении совместно выявленных проблем, где путем проб и ошибок находят правильный ответ. Они думают, рассуждают, сравнивают, делают выводы. С целью повышения активности детей используются игровые обучающие, житейские ситуации, диалогические игры, мнемотаблицы, моделирование, схемы, план – карты.

Материал к детской деятельности подбирается с учетом темы, индивидуального и дифференцированного подхода. С целью повышения качества проведения мероприятий, усиления наглядности, для более доступного объяснения нового материала и закрепления пройденного используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют в увлекательной форме привлечь внимание детей и наглядно показать взаимосвязь животных и растений, живой и неживой природы.

Не первый год используется в работе с детьми проектная технология. Разработаны, детские проекты «Огород на окошке?», «Как хлеб на стол приходит», которые направлены на изучение окружающей среды.

Привлекая детей к тесному общению с природой, стремимся научить их не только оберегать и любить все живое, но и прослеживать последствия человеческой деятельности. Например, если люди ходят по газонам – трава плохо растет; где бросают мусор – двор грязный. Перед детьми возникает вопрос, «Что нужно сделать, чтобы наше село было зеленым и чистым?», ответ дети получили через реализацию проектов «Сделаем малую родину краше». Проекты «Растения вокруг нас», «Зеленые целители» помогли детям познакомиться с растительным миром участка детского сада.

Наряду с непосредственно образовательной деятельностью, задачи по экологическому образованию реализуются в совместной и самостоятельной деятельности детей, используются разнообразные нетрадиционные формы работы, такие как:

Экологические акции «Поможем птицам выжить» где дети совместно с воспитателями и родителями рисуют рисунки, пишут письма – обращения, собирают корм для кормления птиц живущих в природе. Дети принявшие участие в акции «Я не хочу живую елочку», ни за что не соглашаются покупать лесную красавицу, убеждают родителей заменить ее на искусственную. Результат акции «Сохраним первоцветы» - лужайки не сорванных одуванчиков на территории детского сада и за его пределами.

«Экологический экран» стал традиционным для нашего детского сада, это познавательно-информационное поле, отражающее результаты акций, добрые дела взрослых и детей. На «Экологическом экране» выставляются и творческие работы, выполненные детьми и взрослыми – рисунки, экологические сказки, экологические знаки, письма-обращения, призывы в защиту природы.

Экологическая тропа дает возможность путешествовать от одного объекта природы к другому находящихся на территории детского сада и парке села, не только наблюдая, но и исследуя их. Дети получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры, исследуют и экспериментируют.

Большое значение уделяется предметно-развивающей среде, которая обустраивается согласно возрасту, сезонности, тематики недели и конечно календарных праздников. В группе оформлен экспериментальный уголок, где дети проводят опыты и эксперименты, учатся анализировать, делать выводы. Результаты работы заносятся в «Дневник наблюдений».

В творческой мастерской дети вместе с воспитателем и родителями рисуют экологические знаки : «Не сори», «Не шуми», «Береги воду», «Полей цветы», расставляют их в группе, на участке или дарят малышам. Изготавливают модели, «Что необходимо для роста растения?», «Как узнать живое?», «Кому нужна вода?» и другие.

Элементы экологических знаний дети получают и на других НОД.

• Развитие речи – дети учатся рассуждать, анализировать, составлять рассказы о природных объектах, у них развивается связная речь, логическое мышление.

• Формированию элементарных математических представлений - дети ориентируются в пространстве, на листе бумаги, во времени; составляют модели, схемы, работают с картами.

• Валеология - дети познают свое тело, учатся осознанно относиться к своему здоровью; приобщаются к основам здорового образа жизни.

• Музыка - дети разучивают песни, слушают музыкальные произведения о природе, знакомятся с фольклором, применяют полученные знания на экологических занятиях.

Для повышения экологической компетентности воспитателей и родителей, проводятся консультации, игры, викторины, экологические гостиные, мастер- классы, что помогает формированию правильных представлений о существующих в природе взаимосвязях.

Радует, что отношение родителей к экологическому воспитанию меняется, они стали более активные, заинтересованные, чаще стали обращаться за советом : «Как создать необходимые условия для домашних питомцев?»; «Как посадить и вырастить комнатное растение?»; «Как научить ребенка не обижать насекомых?» и т. д.

Подводя итоги, можно сделать вывод: использование инновационных форм, методов и приемов в работе дошкольного образовательного учреждения позволяет повысить компетентность педагогов, родителей в области экологического образования, активность детей в познании нового, а значит повысить качество воспитательно-образовательного процесса в целом. Глядя на наших детей, можно с уверенностью сказать «Наше будущее в надёжных руках».

Список использованной литературы

1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. М. : Просвещение: Владос. 2004.

2. Вакуленко Ю. А. «Воспитание любви к природе у дошкольников»., Издательство: Учитель», 2008г

3. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. : Просвещение, 1993.

4. Махачева М. Л. Экологическое развитие детей дошкольного имладшего школьного возраста / Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагоговначальной школы. – М. : Аркти, 2004.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду»Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду» «Фитнес для детей в детском саду» Подготовила: воспитатель Егорова С. Х. г. Щелково, 2021. 1. слайд Не секрет, что современные дети в большинстве.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Особенности экологического образования детей дошкольного возраста в детском саду»
Опубликовано: 10 января 2022 в 21:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Особенности экологического образования детей дошкольного возраста в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД