Лучший педагог года

Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

Елена Злобина
Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

«Ребёнок употребляет слово, не замечая его,

как стекло, через которое видит мир, но не

воспринимает его как предмет осознанно…»

А. Р. Лурия

У детей с ОНР нарушается формирование всех компонентов речевой системы:

звукопроизношение (фонетический компонент);

фонематический слух (фонематический компонент);

словарь (лексический компонент);

грамматический строй (грамматический компонент).

Публикация «Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР» размещена в разделах

Ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем речи в дальнейшем затрудняют процесс развития связной речи.

Результаты логопедического обследования, при поступлении детей в среднюю речевую группу показали, что дети также затрудняются в определении и выявлении свойств и качеств предметов, объектов, явлений, у них не сформировано целостное восприятие предмета, не развита память.

Поэтому решили использовать в логопедической работе технологию наглядного моделирования, так как:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, в тоже время для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования поддерживает интерес к речевой деятельности и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, т. е. развивает память

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В связи с низким уровнем развития словаря и грамматических категорий у детей группы, нами была поставлена цель и определены задачи.

Цель: использование наглядного моделирования в процессе коррекции лексико-грамматических нарушений речи у дошкольников с ОНР.

Задачи:

1. Актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь.

2. Закреплять обобщающие понятия.

3. Упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже.

4. Упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные).

5. Анализировать семантику и способы образования сложных слов.

6. Вовлечь родителей в образовательный процесс.

7. Воспитывать и развивать эмоционально-волевые качества личности: организованность, активность, сосредоточенность.

Детям с тяжелым нарушением речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению различных речевых навыков. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка помогает технология наглядного моделирования.

Наглядное моделирование используем на всех видах занятиях (индивидуальных, подгрупповых). Технология позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также она способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Для организации коррекционной работы по этому направлению используем различные дидактические игры и пособия. В группе и кабинете создана развивающая предметно-пространственная среда.

- картотека словесных игр

- пиктограммы

- карточки, иллюстрации

- схемы словообразования.

Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР.

Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщенно, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на наш взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.

Вот некоторые варианты использования речевых игр и упражнений для преодоления различных лексико-грамматических нарушений, с использованием наглядных моделей : «Что в круге?», «На что похоже?», «Что это?», «Назови предмет», «Что это означает?», «Назови ласково», «Один – много», «Семейка слов», «Найди по описанию», «Сравни», «Волшебный мешочек», «Тактильные дощечки», «Скажи наоборот», «Эти подвижные слова», «Добавь словечко», «Гномы и великаны», «Назови маму».

Для достижения устойчивых результатов необходимо тесное сотрудничество с родителями, для этого используются различные формы работы с ними.

С родителями воспитанников были проведены следующие мероприятия:

-семинар-практикум «Развитие общих речевых навыков»

-мастер-класс «Использование приемов наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с нарушениями речи»

-консультации для родителей

-оформлена папка-передвижка «Игра, как средство развития речи детей»

-родительские собрания: «Логопедическая работа с детьми», «Развиваем речь детей посредством словесных игр», «Учимся рассказывать сказки»

-круглый стол «Учимся вместе» («Как организовать домашнее чтение»).

ВЫВОД: Таким образом технология наглядного моделирования позволила у детей речевой группы совершенствовать лексико-грамматический строй речи, закрепить навыки словообразования и словоизменения, умение использовать ими в речи различные конструкции предложений, зрительно представить абстрактные понятия (предлог, наречия, местоимения и др., научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 12:50
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД