Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как основной вид игры

Серко Екатерина Сергеевна
Сюжетно-ролевая игра как основной вид игры

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как основной вид игры» размещена в разделах

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжетно-ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Стоит только «Как будто бы» и вымысел уже живет в нем. В сюжетно ролевой игре дети могут «понарошку» войти в запретный мир взрослого (управлять автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите). Вы, наверное замечали, как ребенок воплощает действительность в игре, искренне верит, что он самый настоящий врач, летчик, капитан, что кукла живая а мишке больно, если его взяли за ухо. «отойди задавлю!»- с негодованием кричит маленький автомобилист. Поэтому малышу трудно выйти из игры, прервать ее, переключится на другие виды деятельности.

Когда же возникает сюжетно ролевая игра? Сюжетно – отобразительная игра появляется у малыша к концу второго началу третьего года жизни. Ребенок переносит знакомые сюжеты в игру и передает смысловые связи между предметами: кормит куклу, укачивает ее, как это делает с ним мама, катает в коляске и т. д. Вы замечали, что малыш любит повторять одни и те же действия? Много раз снимать с куклы платье и надевать его, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Таким образом, ваше чадо приобретает общественно- исторический опыт. В определенный момент действие в предмет- замысел. Это происходит тогда, когда ребенок оказывается в состоянии наделять практически любой предмет необходимой по ходу развития игрового замысла ролью (простая палочка может стать ложкой, веслом и указкой и даже человечком). Появление предмета-заместителя- очень хороший показатель психического развития, поскольку помогает малышу в дальнейшем легче усваивать различные символы.

Принять на себя роль- значит поставить себя на место другой и опять – таки приобщиться к заманчивому взрослому миру. Попробуйте в игре задать малышу вопрос «Ты кто?». Если он ответит «космонавт», «шофер» и др. то он принял роль. Сюжетно- отобразительная игра – не пустая забава она становится основой для возникновения сюжетно- ролевой игры, ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

К четвертому году жизни для ребенка интересным становится не только отражение окружающей действительности, но и взаимодействия людей. Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста отображают путешествия, обыгрывают сюжеты сказок, мультфильмов. В это же время появляются многотемные сюжеты, то есть объединение нескольких сюжетов в один.

Например, в игре «Дочки- матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин и на почту, ездят отдыхать и т. д.

Конечно есть дети которые не играют в сюжетно- ролевые игры или играют мало. Причинами этого могут быть загруженность занятиями, нарушения режима дня, чрезмерными увлечение телевизионными передачами. Для сюжетно-ролевых игр необходимы время и игровое пространство, а также помощь терпеливого и понимающего взрослого. Об этой помощи мы поподробнее.

Одобрение взрослого, их участие в игре очень важны для ребенка. Найдите время, силы и желание научить ребенка играть. Наблюдайте вмести с ним, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры все же недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют именно обучать детей способам игрового отображения действительности.

Вмешиваясь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, кто что делает. Проиграйте на глазах у ребенка с его игрушками воспроизводя ряд действий, а потом назовите роль, например «Я доктор». Ребенок, наблюдая за взрослым будет играть сам так же, внося свои изменения дополняя этим действия. Попробуйте произносить различные диалог с воображаемым собеседникам. Проводите с детьми игры имитационного характера: покажите как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите ребенку это повторить. Обращаясь к нему через роль и попросить его в роли врача «полечить», продавца –«продать» апельсин.

Поощряйте самостоятельную выдумку, инициативу ребенка. Для трех- четырехлетних детей создавайте разнообразные игровые ситуации: «Мишка заболел» «Поедим на дачу» и др. Попросите не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Обращайте внимание на разговор персонажей, сведение к минимуму число сюжетных игрушек, используя предметы - заместители: например, градусником послужит палочка, а цветок ромашки на игрушечной сковородке превратится во вкусную яичницу для кукол. Задавайте ребенку вопросы типа: «Куда положим куклу спать?» действуйте с воображаемыми предметами. Пятилетний ребенок так же нуждается в совместной игре со взрослыми.

Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельность и творческий характер игры, непосредственно переживайте, веру в правду игры. С детьми пяти- шести лет используйте косвенные методы, например, наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Так при игре в «Магазин» можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, как организовать доставку продуктов людям и т. д.

Подчас игра, специально созданная взрослым, семейные конфликты, например, можно настроить ребенка на сон, обратившись к нему в игре:«Доктор, Вашим больным нужен покой и им пора спать» или предложить отправить машины в гараж, который закрывается на ночь.

Иногда взрослые проявляют беспокойство по поводу того, что ребенок берет на себя одну и туже роль, в частности, принцессы или солдаты. Возможно, ребенок недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли) или не знает, как реализовать другие роли в игре. Быть может, малыш находится под влиянием слишком сильного впечатления или просто хорошо знаком с деятельностью, связанной с этой ролью.

Если вы поможете ребенку овладеть способами ролевого поведения, то он включится в более разнообразную игровую деятельность, освоения и другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего полого. Конечно, если этот любимый образ отрицательный, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать ребенку играть в эти игры. Можно, включаясь в игру, переориентировать малыша, например, если ребенок играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командир пограничника, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому, защищая, а не нападая.

Иногда взрослые считают, что на игры у них просто нет времени. И дело здесь в том, что многие не знают, что, по мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком 15-20минут в день. С детьми четырех - пяти лет можно играть реже 1-2 раз в неделю. Можно сформировать игровые навыки у собирались

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Сюжетно-ролевая игра «АЗС»Сюжетно-ролевая игра «АЗС» «Автозаправочная станция» Задачи: образовательные: закреплять знания детей о профессиях людей, работающих на автозаправочной станции;.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: Ознакомление детей с профессией врача. Задачи: 1. Учить детей выполнять основные действия врача (доктора): осматривать больного (слушать,.

Сюжетно-ролевая игра «На остановке»Сюжетно-ролевая игра «На остановке» В нашем саду проходила неделя по ПДД и чтобы детям было все понятно, хотелось воспроизвести все более реалистично. И мне пришлось поработать.

Сюжетно — ролевая игра как основной вид игры дошкольниковСюжетно — ролевая игра как основной вид игры дошкольников СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА - ОСНОВНОЙ ВИД ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Огромный вклад в развитие личности ребёнка вносит игровая деятельность. Именно в.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как основной вид игры
Опубликовано: 21 января 2024 в 17:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как основной вид игры» (включая файлы) размещена пользователем Серко Екатерина Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД