МААМ-картинки

Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений

Светлана Каянен
Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №619

Калининского района Санкт-Петербурга

Статья на тему

«Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений»

подготовила

воспитатель

Каянен Светлана Владимировна

г. Санкт-Петербург

2019

Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений.

«ГЛУХОЙ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ОСТАНЕТСЯ ГЛУХИМ К САМОМУ СЕБЕ:

ЕМУ БУДЕТ НЕДОСТУПНО САМОЕ ГЛАВНОЕ В САМОВОСПИТАНИИ -

Публикация «Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений» размещена в разделах

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ…»

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

- этика и стратегия ненасилия;

- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т. д.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности существования равноправного «другого».

Толерантностьэто человеческая добродетель: искусство жить в мире людей и разных идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщить детей не только к культуре своего народа, но и уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Необходимо познакомить старших дошкольников с их основными правами, сформировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру, толерантное поведение, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни.

Таким образом, целью моей работы является формирование у детей навыков толерантных отношений.

Хочу предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности :

- младшая, средняя группы(1-ый этап) : воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания;

- старшая группа (2 –ой этап) : обучение воспитанников пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, знакомство с моральными чертами характера;

- подготовительная группа(3 –ий этап) : формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права.

В старших группах рекомендуется использовать интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Цели работы:

- развитие эмпатических у способностей педагогов, детей и родителей; воспитание терпимости к инакомыслию;

- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

- воспитание у детей дошкольного возраста неприятия к жестокости, проявлению насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.

Цели воспитания на начальном 1- ом этапе, в ходе развития эмпатических способностей:

познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, страх, стыд, интерес и т. д. ;

• учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);

• дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

• обогатить и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

• способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами (словесными, физическими, творческими и т. д.);

научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).

По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компоненты – моральные знания, поэтому в старшей группе доминирующая роль принадлежит теме знакомства детей с моральными чертами характера.

Цели, решаемые в ходе знакомства детей с моральными чертами характера (2-ой этап) :

• Познакомить с моральными чертами характера, проявляющимися в отношении к людям, труду, вещам и т. д.

• Дать понятие о парности нравственных качеств (добрый - злой).

• Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.

• Учить подбирать синонимы к основным качествам, понимать их значение.

Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления.

• Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к людям, щедрость и т. д.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.

• Развивать эмпатию, а именно: понимание, сочувствие и содействие другим людям.

• Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Цели воспитания на 3 – ем этапе знакомства детей с их правами и обязанностями:

• дать общее представление о единстве прав и обязанностей;

• способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

• развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

• воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

При проведении занятий по данной теме старалась использовать:

• Игровой прием, с помощью которого создается мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях

• Моральную оценку поступков героев художественных произведений

• Решение проблемных ситуаций, позволяющих закреплять в сознании детей значимость проявления эмпатии

• Игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопереживания

• Советы сказочного персонажа, расширяющие представления детей о культуре взаимоотношений с родными, близкими, друзьями, животными

• Игры, в которых дети упражняются в проявлении радости, характеризующей общий настрой группы

Также в качестве основных методов и приемов работы использовались:

• Беседа на моральные темы

• Чтение и последующий анализ художественных произведений (в старшем дошкольном возрасте – выделение героев с различными чертами характера)

• Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного

• Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения

• Слушание и пение детских песен

• Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов

• Рисование на заданную тему

• Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни, передающие различные черты характера (старшие дошкольники)

• Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера (старшие дошкольники)

• Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?») со старшими дошкольниками

Ожидаемый результат работы к концу подготовительной группы:

«ДОБРОТА ДОЛЖНА СТАТЬ ТАКИМ ЖЕ ОБЫЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, КАК МЫШЛЕНИЕ, ОНА ДОЛЖНА ВОЙТИ В ПРИВЫЧКУ»

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Задачи, стоящие перед воспитателем:

• Подбор диагностического инструментария *для изучения проявления эмпатии у детей младшего дошкольного возраста, *для изучения представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственных нормах

• Проведение социометрии с целью определения взаимоотношений детей в группе (старший дошкольный возраст)

• Разработка *перспективного планирования по развитию эмпатических способностей детей дошкольного возраста, *перспективного планирования по знакомству детей старшего дошкольного возраста с моральными чертами характера, *перспективного планирования по знакомству детей с их правами и обязанностями (подготовительная группа)

• Подбор вариантов проблемных ситуаций по данной теме для обсуждения с детьми

• Подбор этюдов на выражение основных эмоций (младший дошкольный возраст, на знакомство с моральными чертами характера (старший дошкольный возраст)

• Подбор игр и игровых упражнений для развития эмоций, эмпатии детей, для ознакомления с моральными чертами характера

• Проведение цикла консультаций для родителей по данной теме

• Подбор пословиц и поговорок*на эмоциональные проявления человека,* о характере человека, *об отношении человека к моральным нормам

• Разработка конспектов занятий по данной теме

• Подбор методического материала для работы по данной теме (словарь терминов, словарь антонимов-синонимов «Качества личности», подбор сказок с характеристиками героев, «Правила доброты и честности», подбор стихотворного материала, создание альбома «Ребенок имеет право…»)

Дети во всем подражают своему воспитателю, верят в его справедливость, проникаются его убежденностью. Моральный облик педагога становится для них примером отношения к окружающим, к природе, к Родине, к своим обязанностям.

Воспитатель, обладающий высокими моральными качествами, сможет правильно оценить любой поступок ребенка, увидеть зачатки трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма.

В воспитательной работе следует возможно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имеет пример самого воспитателя.

Подражая авторитетному педагогу, дети копируют его манеры поведения, мимику, жесты: так же здороваются, улыбаясь взрослому и сверстникам, вежливо обращаются с просьбой, благодарят за услугу, проявляют озабоченность, обнаружив беспорядок, заметив огорчение товарища, и т. п. В связи с этим немаловажное значение имеет то, насколько воспитатель, учитель, родители сами обладают эмоциональной отзывчивостью на переживания ребенка, умеют вовремя придти ему на помощь, поэтому была проведена самооценка эмпатических способностей педагога. (Калинина «В гостях у Золушки», стр. 104)

Список использованной литературы

1. Калинина Р. Р. «В гостях у Золушки», Псков, 1997

2. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников»

3. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» изд. «Аркти», Москва, 2003

4. Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», изд. «Аркти», Москва, 2003

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем.

Формирование грамматических навыков у дошкольников Цель: Формирование звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса. Задачи: Образовательные: 1. Расширить и обогатить словарный запас.

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи Сообщение на районном семинаре для воспитателей МБДОУ и ГКП по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с требованиями.

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников «Мытьё рук» Образовательная ситуация - форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом.

Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений. «ГЛУХОЙ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ОСТАНЕТСЯ ГЛУХИМ К САМОМУ СЕБЕ: ЕМУ БУДЕТ НЕДОСТУПНО.

Формирование у дошкольников навыков безопасного обращения с электроприборамиФормирование у дошкольников навыков безопасного обращения с электроприборами МБДОУ «Детский сад № 206» г. Чебоксары Чувашской Республики ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ.

Формирование у дошкольников произносительных навыков чувашской речи как социально-педагогическая проблема ФОРМИРОВАНИЕ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧУВАШСКОЙ РЕЧИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА О. А. Смирнова.

Формирование у дошкольников с ОНР навыков связной описательной речи Работая с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, я особый акцент ставлю на развитие связной речи. За основу коррекционной.

Картотека игр на формирование социальных навыков у дошкольников Картотека игр на формирование социальных навыков у дошкольников «Поймай мышку» Цель: развивать слуховое восприятие. Детям предлагается.

Формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников посредством игровой деятельности «Мойдодыр» АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений
Опубликовано: 21 августа 2019 в 17:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Каянен в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД