Получи документы

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов при работе с детьми, имеющими речевые нарушения (2 фото)

Юлия Рябоконь
Современные подходы к организации взаимодействия педагогов при работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Разработали: учителя-логопеды Рябоконь Ю. С. Смирнова С. Н. Кабеткина А. А.

I. Цель и задачи коррекционной работы

Коррекционная работа в нашем детском саду строится в соответствии с ФГОС, который определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Среди них основными являются:

- достаточно хорошее владение устной речью

- способность выражать свои мысли и желания

- возможность строить речевые высказывания в ситуации общения

Исходя из этого

Основная цель речевого развития:

Публикация «Современные подходы к организации взаимодействия педагогов при работе с детьми, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Таким образом,

Одной из задач речевого развития является овладение речью как средством общения и культуры; развитие связной диалогической и монологической речи.

Это имеет важное значение для обучения в школе, для развития логического мышления, для общения с окружающими людьми, формирования личностных качеств детей.

Для решения данной задачи, необходимо комплексное, систематическое и скоординированное воздействие на речевую деятельность детей в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Главная роль в этом отводится логопеду и воспитателям, которые ежедневно работают с детьми:

– логопед формирует первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи

– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

II. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей

Совместную деятельность с воспитателями мы, как и все, проводим по следующим направлениям:

• изучение содержания основной образовательной программы МДОУ «Детского сада №192», которая разработана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» и составление совместного плана работы.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, чтобы правильно спланировать занятия и обеспечить необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

• обследование детей, обсуждение результатов и планирование индивидуальной работы с каждым ребенком на занятиях и в повседневной жизни;

• совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

• разработка общих рекомендаций для родителей.

На логопедических занятиях изучаем лексическую тему, формируем и совершенствуем грамматические категории, делаем звуковой анализ, знакомимся с элементами грамоты, отрабатываем правильное звукопроизношению.

Воспитатель с учётом лексических тем проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. По заданиям логопеда пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, закрепляет грамматические категории, развивает связную речь, используя для этого режимные моменты. Контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с детьми.

Организовать данную работу помогает:

1) Ведение журнала взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. В нем представлены:

- памятка воспитателям о правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики, необходимости ежедневных занятий, индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты, автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений, контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов;

- комплексы артикуляционных, пальчиковых гимнастик

- картотека подвижных игр;

- различные игры для закрепления лексического материала;

- индивидуальная работа с детьми;

2) Систематическое обновление папки с консультациями;

3) Проведение мастер-классов для воспитателей ДОУ всех групп

III. Проблемы и новые формы работы

дошкольных образовательных в группах для детей с ТНР существует ряд проблем, которые усложняют коррекционно-развивающую работу с детьми:

– сочетание «Коррекционной программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» с «Основной общеобразовательной программой МДОУ»

– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СанПиН

– отсутствие единых требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день. (Носят рекомендательный характер).

Поскольку контингент логопедических групп составляют дети с тяжелыми нарушениями речи необходима кропотливая и длительная работа. Для того чтобы разнообразить коррекционно-педагогический процесс, повысить интерес детей к логопедическим занятиям, их творческую активность и, в конечном итоге, результативность работы, возникла необходимость включения новых форм логопедического воздействия.

Мы представляем вашему вниманию те, которые мы используем в своей работе:

1. Литературные гостиные

2. Театрализованная деятельность

(инсценировки произведений, сюжетно-ролевые игры)

3. Проектная деятельность

4. Спортивно-развлекательные мероприятия

5. Интегрированные занятия

Литературная гостиная

– это праздник для детей, родителей и всего детского сада. Это знакомство с классической литературой, разучивание русских народных песен и хороводов, чтение стихов, театральные постановки по произведениям великих русских писателей. А также, знакомство с бытом русского народа, его обычаями и обрядами, родной природой.

Задачи:

- развивать интерес к художественной литературе и чтению;

- формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

- пополнять словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи

- совершенствовать синтаксическую сторону речи

- совершенствовать умение выразительно декламировать стихи;

- совершенствовать умение перевоплощаться, импровизировать.

- автоматизировать правильное произношение и дифференцировать все поставленные ранее звуки;

- развивать связную речь, общие речевые навыки, просодическую сторону речи, речевой слух, зрительный гнозис и конструктивный праксис, творческие способности, выразительность движений, жестов, мимики.

- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любовь к чтению.

При планировании мы опираемся на коррекционно-развивающую программу Нищевой. Тематика разнообразна и включает «Литер. гостиные» по произведениям:

- К. И. Чуковского

- А. Л. Барто

- С. Я. Маршака - С. В. Михалкова

- А. С. Пушкина

- Н. А. Некрасова

1. Сначала проводится предварительная работа – беседа о творчестве авторов на занятии по ознакомлению с художественной литературой, чтение произведений, просмотр мультипликационных фильмов, постановка и разучивание танцев, хороводов, стихов, стихотворных отрывков и ролей из произведений, подготовка к играм-драматизациям. Изготовление поделок и рисунков по произведениям автора. Подбор и изготовление костюмов.

2. Затем непосредственно мероприятие.

Обычно оно сопровождается презентацией и состоит из этапов:

1. Вступительное слово воспитателя

2. Литературные викторины

3. Чтение стихов

4. Игры под музыку

5. Хороводы, танцы

6. Исполнение песен

7. Игра на музыкальных инструментах

8. Инсценировки

Литературные гостиные готовят не только логопед и воспитатель, но и музыкальный руководитель и, конечно, родители.

ВИДЕО.

Важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы является

театрализованная деятельность.

- Она обладает большим развивающим потенциалом и оказывает огромное влияние на психофизическое развитие дошкольников.

- Направлена на развитие ритма речи, навыков логического ударения, высоты и силы голоса, тембра голоса, всех видов интонации.

- Огромны её воспитательные возможности – через образы, звуки, музыку дети знакомятся с окружающим миром. Работа над образами побуждает детей думать, анализировать, рассуждать, делать выводы и обобщения.

Виды деятельности:

• Инсценировка песен;

• Театральные этюды;

• Развлечения;

• Фольклорные праздники;

• Сказки, мюзиклы, театрализованные представления.

Театрализованная деятельность взаимосвязана с художественным конструированием, с речевой и изобразительной деятельностью. Включает:

- Работу над звуковой культурой речи (дикция, артикуляция)

- Знакомство с литературными произведениями

- Инсценирование художественных произведения (стихи, небольшие рассказы, сказки)

- Этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью)

- Изготовление элементов костюмов, декораций

- Изготовление элементов костюмов, декораций, декоративных украшений (бусы, кулоны, жабо)

- Рисование персонажей, сюжетов по просмотренным спектаклям

Дети обучаются:

- выразительному чтению,

- пластике движений,

- пению,

- игре на музыкальных инструментах

Это развивает:

- личность ребёнка,

- прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке,

- совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа,

- побуждает их к созданию новых образов.

Демонстрация ВИДЕО фрагмента сказки «Мешок яблок»

Сюжетно-ролевые игры

в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, используются для развития грамматического строя речи, общих речевых навыков и развития связной речи. Предлагаем вам посмотреть фрагменты данной формы взаимодействия.

Метод проектов

развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект открывает большие возможности для организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Как педагогическая технология он ориентирован:

- на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;

- приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;

- формирование умения договариваться и работать в команде;

- применение полученных знаний на практике и приобретение детьми новых знаний.

Вашему вниманию представляется просмотр КВНа, как итогового мероприятия проекта «Зимующие птицы».

Спортивно-развлекательные мероприятия

Еще одним видом взаимодействия выступают спортивно-развлекательные мероприятия. Они способствуют закреплению полученных навыков у детей в ходе знакомства и изучения какой-то определенной темы. В данном случае это мероприятие «В поисках затерянных сокровищ», которое стало итоговым в процессе знакомства с этнической культурой индейцев и жизнью пиратов. Участвовали две логопедические группы. Совместными усилиями шла подготовка к этому празднику (подбор костюмов, инвентаря, декораций). Все действие начиналось в зале, в сопровождении презентации и танцев. Затем продолжалось на улице, где дети для того, чтобы найти клад, проходили различные испытания. ВИДЕО

Интегрированные занятия

Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки, а также оказание качественного коррекционного воздействия. Одним из способов реализовать это требование является внедрение интегрированных занятий в детском саду.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным. У разных авторов определения различны.

Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина дают следующую характеристику данному виду занятий: интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге "Современное занятие" приводит детальный анализ процесса интеграции, категориальных, смысловых, структурных свойств современного занятия.

Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания:

однонаправленные предметные

разнонаправленные интегрированы и комплексные занятия.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. Видеофрагменты

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов при работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Фото №1 Разработали учителя логопеды Рябоконь Ю
Публикации по теме:

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители,.

План работы по самообразованию «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» Пашина Кира, воспитатель План по самообразованию воспитателя ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» «Современные подходы.

Презентация для педагогов «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО» Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО Некрасова Елена Юрьевна Воспитатель МДОБУ «Детский.

Презентация «Использование шариков Марблс в работе с детьми имеющими нарушения речи» Шарики Марблс Шарики Марблс берут своё начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звёздную пыль,.

Презентация опыта работы «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» Воспитатель Кира Александровна Пашина Старшая и подготовительная.

Применение логопедического мягкого бизиборда в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения Практика реализации ФГОС ДО предполагает использование системно-деятельностного подхода. Он заключается в чередовании умственных и практических.

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало необходимым взаимодействие учителя-логопеда.

Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое.

Современные подходы в работе с детьми ОВЗ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья В современном обществе сохранение и укрепление здоровья человека является  актуальной проблемой. В последнее время все чаще отмечается рост.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к организации взаимодействия педагогов при работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Опубликовано: 2 июля 2019 в 11:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к организации взаимодействия педагогов при работе с детьми, имеющими речевые нарушения» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Рябоконь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД