Лучший педагог года

Современное дошкольное образование

Наталья Дмитриевна
Современное дошкольное образование

В современных условиях глобализации и ускорения развития цивилизации критическое значение для личности приобретает независимое мышление, умение делать собственный осознанный выбор, который возможен только на основе знаний – их нужно уметь быстро искать.

Провозглашаются принципы развития индивидуальностей, когда признаётся ценность каждой личности, её уникальности, индивидуальной судьбы, реализации талантов и способностей; личной свободы, персональных прав, свободы выбора и т. п.

Публикация «Современное дошкольное образование» размещена в разделах

Так, например, в Стандарте дошкольного образования Российской Федерации заложены такие принципы, как сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека или личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, прописана необходимость уважение личности ребенка.

Все данные требования российского законодательства «укладываются» в принципы и положения педагогики Монтессори. Универсальный характер этих принципов и положений и возможность их практического учета в конкретной педагогической практике обусловливает адаптационные возможности педагогической системы Монтессори в различных социокультурных условиях. Такая адаптация получает новые возможности с признанием приоритетности гуманистической педагогики и необходимости перехода от субъектно-объектных отношений взрослого (воспитателя) с ребенком к субъектно-субъектным.

Реализация Программы в ФГОС ДО предполагает, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, то она служит основным средством эмоционально-экспрессивного развития детей. Целенаправленное использование различных игр (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, пантомимы и проч.) является обязательным условием создания развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. В игре активно формируются высшие психические процессы, закладывается база для других видов деятельности. В игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты.

Монтессори не оценивает должным образом значение такой важнейшей формы деятельности дошкольника, как свободная сюжетно-ролевая игра, в которой развиваются творческое начало ребенка и многие важнейшие качества его личности. Ограничение активности ребенка только работой с сенсорным материалом существенно тормозит развитие творческого воображения и фантазии ребенка, а это важнейшие факторы, способствующие формированию внутренней независимости.

Основные принципы дошкольного образования говорят о построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, что полностью реализуется в принципе свободы выбора педагогики Монтессори. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сообразуется с ролью педагога в Монтессори-методе.

Содержание образовательной программы, согласно ФГОС ДО, должно обеспечивать развитие личности ребенка в направления развития и образования детей (образовательных областях - ОО) : социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает позитивную социализацию и приобщение дошкольников к социокультурным нормам общества и государства. Среди основных задач отметим усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Развитие коммуникативных качеств личности ребенка в методе Монтессори происходит только в ситуации социального воспитания и интеграции. В остальном, индивидуальная работа с Монтессори-материалами не способствует развитию общения детей, кроме ситуации единственности каждого компонента дидактического материала, которая предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей если несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизованного решения: ребенок учится уступать, ждать, договариваться, сотрудничать.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Система Монтессори не предполагает обращение в своей педагогической деятельности к экспрессивным, эмоциональным аспектам. Сама Мария Монтессори не приветствовала не только свободную игру в классе, но также и свободное рисование и фантазирование. Монтессори не уделяла должного внимания социальному и художественному развитию маленьких детей. Она признавала внутреннее побуждение к рисованию у маленьких детей, но не замечала его естественного расцвета. Что, в целом, нарушает принцип сензитивности, т. к. неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в соответствии с сензитивным периодом.

Цель ОО «Речевое развитие» – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Среди направлений речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяют развитие речи и приобщение к художественной литературе.

Согласно принципу сензитивности, ребенок в возрасте 1,5 лет наиболее чувствителен к нормам языка, как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру. Однако, Монтессори заблуждалась и в отношении волшебных сказок, считая, что они уводят детей от реальности и принуждают к пассивному восприятию, состоянию, когда они просто получают впечатления от взрослых, что в корне не верно.

Образовательная область «Познавательное развитие». Цель – развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей.

Среди задач отметим формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира и формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Познавательному развитию в системе обучения Монтессори уделено наибольшее внимание. Все упражнения и дидактические материалы ориентированы на комплексное развитие аналитического мышления, моторики и логики.

Образовательная область «Физическое развитие», в числе прочего, призвана обеспечивать гармоничное физическое развитие, совершенствовать умения и навыки в основных видах движений, воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений, а также развивать инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Выполнение физических упражнений с детьми, является важной частью Монтессори-урока. Дидактические упражнения выстраиваются в соответствии с основными направлениями Монтессори-педагогики:

– развитие координации движений, концентрации внимания, навыков самоконтроля;

– овладение навыками практической жизни;

– сенсорное развитие;

– развитие родного языка;

– развитие математических представлений;

– космическое воспитание.

В процессе работы сохраняются такие принципы Монтессори-педагогики, как принцип свободной работы, соотношение свободы и дисциплины, наблюдение, невмешательство, уважение к личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что отечественная педагогическая мысль и практическая деятельность всегда использовали лучшие наработки педагогического наследия М. Монтессори, такие как: главенствующая личностная свобода ребенка в деятельности, самостоятельность, саморазвитие, учет сензитивных периодов личностного развития. В настоящее время в связи с большим вниманием ко всем ступеням дошкольного образования педагогическая система (метод) Монтессори является кладезю передового опыта, способной обеспечить эффективность решения педагогикой детства выдвигаемых временем задач.

Публикации по теме:

«Дошкольное детство, прощай!» Оформление музыкального зала к выпускному«Дошкольное детство, прощай!» Оформление музыкального зала к выпускному «Ну, вот и всё – Настал тот час, Которого все ждали. Мы собрались в последний раз В уютном нашем зале…» Сколько раз уже приходилось расставаться.

Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство»Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство» Сегодня нас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Лэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обученияЛэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обучения Лэпбук как современное средство обучения. Летние виды спорта. Подготовила Ирина Сидоренко. Дидактическое пособие лэпбук «Летние виды спорта».

Урок ИЗО в 5 классе «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово» Урок ИЗО "Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово. "5-й класс Островская Людмила Михайловна, учитель ИЗО Мбоу Летяховской.

Видеоотчет о выпускном «Вот и промчалось дошкольное детство» в подготовительной группе Под музыку"Кружится пусть вальс. " входят дети. Наш любимый, наш красивый, Наш чудесный детский сад! Ты сегодня в путь счастливый Провожаешь.

Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство»Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство» 1 ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел, Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали.

Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). ФотоотчётВыставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современное дошкольное образование
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 13:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современное дошкольное образование» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дмитриевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД