МААМ-картинки

Социально-проектная деятельность как возможность проявления творческих способностей учащихся начальных классов

Светлана Баранова
Социально-проектная деятельность как возможность проявления творческих способностей учащихся начальных классов

Баранова Светлана Георгиевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 2 им. В. А. Коновалова» городского округа ЗАТО Светлый

Саратовской области

Аннотация: В данной статье представлен опыт работы учителя начальных классов по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся начальных классов. Основная мысль – изучение малых фольклорных жанров способствует творческому развитию учащихся начальных классов.

Публикация «Социально-проектная деятельность как возможность проявления творческих способностей учащихся начальных классов» размещена в разделах

Ключевые слова: социально-проектная деятельность, детский фольклор, искусство, малые жанры, культура, традиции.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников оказывает национальная культура.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его школьной жизни.

По мнению Д. С. Лихачева «обращение к культуре прошлого - это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне».

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Русская народная культура - это часть национальной культуры. Интерес к русской народной культуре в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была русская культура с ее традициями и обычаями и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

На протяжении 2020-2021 учебного года социально-проектная деятельность в моём третьем классе осуществляется через реализацию программы, которая целиком посвящена изучению малых жанров фольклора, а точнее детскому фольклору. «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Целью этой программы является использование для воспитания подрастающего поколения, для духовного возрождения народа огромного нравственного потенциала, сконцентрированного в русской национальной культуре, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры. Формирование учащегося, способного к полноценному восприятию фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

Задачи программы:

1. Показать школьникам всё многообразие культурной жизни нации в определенной системе, в развитии от простого к сложному.

2. Раскрыть перед ними своеобразие национального характера русского народа, процесс непрерывного совершенствования его высоких этических и эстетических идеалов.

3. Вызвать у детей чувство удивления, восхищения талантом, мастерством народа, желание узнать, еще больше и лучше, дать стимул к самообразованию и самовоспитанию.

4. Формировать устойчивый интерес к своему народу его истории, быту, материальной и духовной культуре как главное условие национального возрождения и процветания.

5. Ознакомить учащихся с отдельными направлениями народного творчества : с устным творчеством, песенным фольклором, народными играми, праздниками, обрядами, с некоторыми видами художественных изделий.

6. Привить учащимся простейшие исполнительские навыки в декламации, пении, в области прикладного искусства.

7. Раскрыть нравственную основу, нравственный смысл национальной культуры, отражение в них лучших моральных качеств, высоких идеалов народа, его ума, таланта, духовного богатства. В результате изучения предмета у детей должно сложиться целостное представление о культуре и традициях русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.

8. Воспитывать национальное сознание и толерантное отношение к русской культуре и культурам других народов.

Программа состоит из пяти основных тем:

• Поэзия пестования

• Бытовой фольклор

• Потешный фольклор

• Игровой фольклор

• Народный кукольный театр

Работая по этим пяти основным направлениям, ребята встречаются с различными малыми фольклорными жанрами. Среди них как уже хорошо им знакомые, так и абсолютно новые.

Так изучая поэзию пестования, дети изучают колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и докучные сказки. При работе над бытовым фольклором они встречаются с детскими народными песнями, закличками, приговорками и дразнилками. В потешном фольклоре они знакомятся с молчанками и голосянками, поддёвками и сечками, небылицами-перевёртышами. Эти жанры для них абсолютно новые. Но здесь же они встречаются с загадками и скороговорками, которые хорошо знакомы каждому из них. В игровом фольклоре их ждё т встреча с различными видами народных игр: игры с припевами, игры с приговорами, игры-импровизации. В разделе «Народный кукольный театр» их ждёт погружение в праздничную атмосферу традиционный русской ярмарки с кукольными представлениями, а также встреча с самым знаменитым героем этих представлений – Петрушкой.

Изучая все вышеперечисленные разделы, используются различные формы работы. Несомненно выявляются особенности каждого жанра, осуществляется его первичный анализ на примерах, которые предлагает учитель. В дальнейшем дети подбирают свои примеры, пользуясь при этом различными источниками информации: книги, интернет-ресурсы, опросы родственников. Другими словами, ребята проводят свои мини-исследования, результаты которых потом оформляют письменно. Уместны здесь и такие формы работы как конкурс рисунков, конкурс на лучшее прочтение скороговорок, конкурс сочинителей и т. д.

Включение произведений детского фольклора в обучение школьников способствует эффективному решению большого спектра задач художественно-эстетического развития учащихся : общего эстетического развития и художественно-творческих способностей; воспитанию любви и интереса к культурным достижениям своего народа, активному приобщению детей к фольклорным источникам.

Работа с детским фольклором – это огромный простор для детского творчества. Здесь ребята могут проявлять себя как чтецы, певцы, художники, артисты, исследователи, литературоведы, организаторы игр… можно перечислять ещё долго. В результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция. А значит изучение малых фольклорных форм в начальной школе актуально и перспективно.

Литература

1. Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006.

2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В. Ф. Феоктистова. – Волгоград, 2010.

3. Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся. – Волгоград, 2009.

4. Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. — М., 1996.

5. Покровский Е. А. Детские игры. СПб. ,1994.

6. Прыгунова Е. Н., Разумов И. А. Преподавание фольклора: Метод, пособие. СПб. ,2001.

7. Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика. – Самара, 2005.

8. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование. – Самара, 1998.

9. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/06/10/priyomy-oznakomleniya-mladshikh-shkolnikov-s-malymi-zhanrami

10. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/27/detskiy-folklor-i-ego-klassifikatsiya

11. https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/06/28/kursovaya_priobshchenie_doshkolnikov_k_nacionalnoy_kulture.docx

Публикации по теме:

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.

Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить» МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Учитель начальных классов: Маннанова Лариса Михайловна Классный час. Тема: «Жить – с книгою.

Литературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответамиЛитературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответами В данной литературной викторине следует назвать героя или произведение, из которого указан отрывок. 1. Что принесли герои русской народной.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Проектная деятельность учащихся 4 классов. Презентация «Юные герои Великой Отечественной войны» Женственною, хрупкою, но твердой Героиня замерла в веках, В партизанской стеганке потертой, В стоптанных солдатских башмаках. Над винтовкой.

Театрализованное представление для учащихся начальных классовТеатрализованное представление для учащихся начальных классов В ноябре месяце 2020 года моему классу предложили поучаствовать в проекте Российского движения школьников "Фестиваль театрализованных представлений.

«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов Мы с учащимися придумали игры и упражнения с носовым платком для развития мелкой моторики. Обучающимся эти игры и упражнения с носовым платком.

Сценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классовСценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на викторину по правилам дорожного движения в начальную школу! 1. Как чаще всего называют водителя?.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Зимующие птицы» Внеклассное мероприятие «Зимующие птицы» Боброва Нина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Летяховская СОШ Цели: 1. Вызвать сочувствие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-проектная деятельность как возможность проявления творческих способностей учащихся начальных классов
Опубликовано: 24 августа 2023 в 08:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-проектная деятельность как возможность проявления творческих способностей учащихся начальных классов» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Баранова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД