Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР в контексте нейропсихологического подхода» (4 фото)

Мария Гелетий
Опыт работы «Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР в контексте нейропсихологического подхода»

Сообщение из опыта работы на тему :

«Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР в контексте

нейропсихологического подхода»

Публикация «Опыт работы „Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР в контексте нейропсихологического подхода“» размещена в разделах

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения, что, в свою очередь, негативно сказывается на процессе подготовки к школе, а в последующем, и на сам процесс обучения в ней. Современный образ жизни, связанный с использованием компьютерной техники, приводит к большей активизации зрительной модальности в ущерб слуховой. В связи с этим у детей дошкольного возраста, а в особенности у детей с ТНР, возможно отставание в развитии слухоречевой памяти, что в свою очередь усугубляет уже имеющиеся нарушения речевой функции. Данный аспект требует особого внимания учителей-логопедов в коррекционно-педагогической практике, так как память является ведущей в дошкольном возрасте.

При достаточно сформированной слухоречевой памяти человек может быстро запомнить последовательность и логику явлений, событий, содержание текста, суть рассуждения и др. Слухоречевая память является своего рода базой, основой познавательных способностей человека, необходимым условием успешного обучения, приобретения опыта, новых знаний и навыков.

Таким образом, присутствует взаимозависимость между состоянием слуховой (слухоречевой) памяти и уровнем развития речи : при более низком уровне речевого развития отмечается и большее недоразвитие памяти

Дети с системными нарушениями речи испытывают значительные трудности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации, воспринятой на слух : недостаточный объем запоминаемого материала; трудности в припоминании слов; быстрое забывание воспринятого материала; возможно повторение одного слова несколько раз или называние новых слов, допущенные ошибки при воспроизведении слов обычно не замечают, и не исправляют простое предложение из нескольких слов (не говоря уже о распространенных). Дети часто забывают сложные инструкции (трех, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.

Нарушение слухоречевой памяти ведет к недостаточному пониманию детьми обращенной речи, словесной инструкции, осложняет общение ребенка со взрослыми и сверстниками и, как следствие, вызывает трудности при формировании коммуникативных умений.

Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга, т. е. на развитие межполушарного взаимодействия. Применение ресурсов нейропсихологического подхода наряду с традиционной логопедической работой позволит преодолеть у дошкольников с ТНР утомляемость, снижение устойчивости внимания, оптимизировать уровень слухоречевой памяти, несформированность пространственных представлений, отставание в двигательной сфере, отставание в когнитивной сфере, недостаточность саморегуляции и произвольности.

Развитие слухоречевой памяти на основе нейропсихологического подхода проводится в три этапа.

Первый этап: Активизация межполушарного взаимодействия. Здесь происходит:

• стимулирование межполушарного взаимодействия,

• формирование пространственных представлений,

развитие способности координировать и контролировать свои движения.

С детьми проводятся занятия по коррекции и развитию сенсомоторных процессов, произвольности восприятия и реципрокной координации движений. Кроме того, предлагаются задания на развитие зрительного анализатора и пространственного гнозиса. Используются развивающие межполушарные доски, которые специально предназначены для активизации и обеспечения взаимодействия обоих полушарий мозга.

Второй этап: формирование способности переработки слухоречевой информации, программирования и контроля деятельности.

С дошкольниками проводятся занятия, направленные на формирование слухового внимания (Игры «что звучало?», «Где звучало?»- Игры «МЕРСИБО» как пример., на правильное восприятие вербального материала ( Вопросы: У Лены родилась сестренка Таня. Кто старше? Катя бежит за Наташей. Кто бежит быстрее? Витя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше); развитие способности контролировать и регулировать свои психические процессы (Инструкции двух-, трехступенчатые, например, Сядь на стул, возьми красный карандаш; топни ногой, присядь на корточки/стул, хлопни в ладоши над головой).

Третий этап: непосредственно формирование слухоречевой памяти с обязательной опорой на ассоциативное и логическое мышление. Дети обучаются умению запоминать, удерживать и воспроизводить вербальную информацию.

Здесь предлагаются упражнения на расширение объема смысловой памяти, на развитие способности не просто механически заучивать материал, а понимать его, т. е. делается акцент на осознанное запоминание в заданной последовательности. Используются самые разнообразные приемы мнемотехники:

• пиктограммы - с помощью пиктограмм дети заучивали стихотворения.

• Группировка - используется в целях формирования кратковременной слухоречевой памяти. Дети получали карточки с различными изображениями для запоминания. При этом, для более эффективного запоминания, карточки следует сгруппировать по одному общему признаку. После этого дети пробуют назвать все карточки сначала с наглядной опорой, потом без нее. Метод ассоциаций также используется для расширения объема кратковременной памяти.

• Парные ассоциации. Задания на установление взаимосвязи в паре слов. Как продолжение – метод ассоциативных цепочек с опорой на ассоциации. В данном случае, кроме слухоречевой памяти, одновременно формировалось логическое мышление. Для запоминания детям предлагалась цепочка слов, в которой каждое последующее слово по логике вытекало из предыдущего и в итоге формировался связный текст. Для более продуктивного запоминания ассоциативная цепочка строилась по определенному сюжету.

• Мнемотаблицы и мнемодорожки. (рассказы цепной структуры)

• Смысловое соотнесение. (Картинка -> смысл -> по памяти назвать картинки)

• Крокирование –шифрование текста в виде символов или рисунков для лучшего запоминания и последующего воспроизведения по своим рисункам и схемам.

Также, в процессе логопедических занятий, специалист может использовать следующие элементы нейропсихологического подхода :

1. Балансиры (балансируя, дети могут проговаривать определённый речевой материал);

2. Доски для межполушарного развития (здесь, например, можно отрабатывать изолированное произнесение звуков);

3. Листы для рисования обеими руками;

4. Для отработки слоговых цепочек, можно подключать упражнения на динамический праксис (са – кулак – ша – колечко);

5. Разнообразные игры на слухоречевую инструкцию и подключения обеих рук: если в слове услышишь Р бросай правой рукой мяч, если Л – бросай левой рукой; если слышишь гласный звук, правой ногой топай, если слышишь согласный звук топай левой ногой и т. д.

6. Сенсорные дорожки, где на каждый шаг ребёнка будет накладываться определённое задание (+ можно положить где-то только справа, где-то только слева).

Но, специалисты всегда должны помнить, что при выборе материала для работы, как речевого, дидактического, так и дополнительного, мы должны отталкиваться от возможностей, возраста, интереса каждого ребёнка, а также этапа коррекционной работы.

Опыт работы «Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР в контексте нейропсихологического подхода»
Фото «Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР в контексте нейропсихологического подхода»
Опыт работы - фото
Фото №1 Опыт работы практика опыта работы на тему Развитие слухоречевой
Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО»Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО» Цель: - способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей. -формировать стремление к самостоятельному познанию.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР в контексте нейропсихологического подхода»
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 12:26
+223Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД