Папки-передвижки

Слагаемые психологической готовности к школе

Людмила Шелим
Слагаемые психологической готовности к школе

Шарыпова

Оксана Петровна

Шелим

Людмила Ивановна

МБОУ гимназия имени Ф. К. Салманова, дошкольное отделение

Шарыпова О. П., Шелим Л. И.

Тема «Слагаемые психологической готовности ребенка к школе»

Родительское собрание

Тема: «Слагаемые психологической готовности к обучению в школе»

Публикация «Слагаемые психологической готовности к школе» размещена в разделах

Одним из самых волнительных периодов для родителей является переход ребенка к школьному обучению. Часто родительская тревога провоцирует возникновение множества вопросов: Как организовать подготовку к обучению в школе? Как правильно выбрать учебное заведение? Готов ли мой ребенок к школе? Сможет ли ребенок успешно обучаться? Ответить на вопросы, расширить представление о готовности к школьному обучению может помочь родительское собрание, построенное по принципу интерактивной игры.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к обучению в школе. Данная цель поставлена в соответствии с задачами ФГОС (п. 1.6. №9) : Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Оборудование: Магнитно - маркерная доска, маркеры, столы для подгрупповых форм работы, ручки, листы с заданием, бланки заданий, пособия.

План проведения:

1. Вступительное слово и знакомство.

2. Первое слагаемое : социально-коммуникативная сфера готовности ребенка.

Игра «Людоеды».

3. Второе слагаемое : интеллектуальная готовность.

Задание для родителей: «10 слов»; «Аналогии».

4. Третье слагаемое : психофизическая готовность.

Задание для родителей: «Графомоторная проба».

5. Четвертое слагаемое : эмоционально-волевая готовность.

Групповое обсуждение.

6. Пятое слагаемое : мотивационная готовность.

Групповое обсуждение.

7. Решение проблемных ситуаций в группе.

8. Подгрупповая работа с возможностью формирования экспертного мнения.

9. Заключительное слово и благодарность за участие.

10. Организация обратной связи о мероприятии от родителей с помощью письменного задания на рефлексию «Плюс-минус-интересно».

11. Самодиагностика педагога-психолога по отзывам участников, степени соответствия задуманного плана, достижению поставленной цели родительского собрания (Приложение 6).

Ход собрания:

1. Вступление и знакомство

Здравствуйте, дорогие родители! Мы рады приветствовать вас на родительском собрании. Сегодня мы поговорим о таком важном периоде в жизни каждого ребенка и родителя, как поступление в школу. Постараемся расширить представление о готовности к обучению в первом классе, узнаем, что способствует успешной учебной деятельности ребенка и его быстрой адаптации в новых условиях.

Настраивайтесь на активное участие. Для начала, давайте познакомимся. Представьтесь, пожалуйста, и кратко сформулируйте, что бы вам хотелось узнать, на какой вопрос получить ответ. (Ответы родителей).

Спасибо за активность. Давайте начнем.

Готовность к обучению – комплексная характеристика, в структуре которой чаще всего выделяют такие компоненты как социально-коммуникативная, интеллектуальная, психофизическая, эмоционально-волевая готовность и мотивационная готовность (Приложение 1).

2. Первое слагаемое : социально-коммуникативная готовность.

Предлагаем поучаствовать в игре с названием «Людоеды» (родителей делят на две команды и объясняют условия игры, Приложение 2).

Вопрос к тем, кого съели – как вы думаете, почему так получилось?

• Как можно было узнать, чем вы будете полезны племени?

• Какие навыки нужно было проявить в этом упражнении?

Действительно, именно коммуникативные навыки, умение выстраивать диалог, осознавать свои и чужие потребности в общении помогают нам ориентироваться в реальном мире.

Надеемся в ходе этой веселой игры вам стало очевидным, какие могут возникнуть последствия при недостаточном развитии коммуникативных способностей у ребенка. Даже при наличии хорошо развитых познавательных способностей такому ребенку будет тяжело адаптироваться в школе. Неуспешность в школьном коллективе, неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителем может существенно снизить учебную мотивацию и не позволит проявиться способностям ребенка.

Чтобы определить уровень социально-коммуникативной готовности у своего ребенка, попробуйте ответить для себя на следующие вопросы:

• Умеет ли ребенок общаться с детьми? Насколько легко ему познакомиться и подружиться?

• Может ли показать свою заинтересованность, проявить инициативу в общении?

• Освоил ли принятые в обществе нормы поведения и общения?

• Может ли учитывать интересы других детей, следовать договоренностям и коллективным интересам?

• Насколько спокойно говорит о своих желаниях взрослому?

• Способен ли уважительно разговаривать со старшими?

Если вы понимаете, что ребенку необходимо помочь в развитии социальных компетенций, позвольте ему приобретать соответствующий опыт. Создайте условия при посещении интересных ему курсов, например, театрального мастерства, где ребенок сможет побороть стеснительность при новом знакомстве. Включение в новые группы, знакомство с правилами внутри них поможет постепенно снизить тревогу к незнакомым местам. Если ребенок настойчиво стремится к лидерству, ему пригодится опыт взаимодействия и взаимовыручки в спортивных секциях. Пусть ребенок пробует устанавливать контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. Поручайте ему небольшие задания с необходимостью проявить самостоятельность в данной сфере.

3. Второе слагаемое : интеллектуальная готовность. Сейчас вам предстоит выполнить задания на развитие интеллектуальных навыков. Кто готов попробовать?

1 задание - запомнить 10 слов. Я буду зачитывать слова, а вы постарайтесь запомнить и после повторить слова в любом порядке. (Небо, мед, кот, лес, хлеб, огонь, стол, гриб, дым, вода)

2 задание: посмотрите на картинки и сравните птицу и самолет, девочку и кошку. Скажите, чем они отличаются и чем похожи?

Мы не случайно выбрали задания, направленные на различные стороны интеллектуальной готовности. Первое направлено на изучение возможностей кратковременной памяти, второе - на определение аналитических способностей ребенка. Кратковременная память относится к базовым интеллектуальным способностям, таким же как внимание, восприятие. На их основе формируются более сложные познавательные функции: речь и мышление. Во втором задании мы их изучали.

Таким образом, интеллектуальная готовность - не просто сумма навыков, а достаточно сложная иерархия приобретаемых способностей и навыков ребенка. Пока ребенок маленький, большую роль в познании окружающего мира играют восприятие и память, освоение пространства и схемы тела, крупной и мелкой моторики. С возрастом, в процессе освоения движущей силы развития ребенка - речи, на первый план выступают мыслительные способности: умение анализировать, делать выводы, обобщать опыт, думать и говорить. Часто родители делают ошибочный вывод о приоритете в развитии навыков чтения, письма, счета.

К тому же, хотим вам напомнить, что формирование познавательных способностей до школы в основном происходит в игре или практическом экспериментировании. Вспомните, часто ли вашему ребенку позволялось поставить какой-то эксперимент? Отвечали ли вы сразу на его «Почему?» или позволяли подумать, поискать ответы на загадки окружающего мира. Ребенку так же важно учиться думать и рассуждать, как и научиться хорошо читать и писать.

4. Третье слагаемое : психофизическая готовность. Данный компонент включает в себя:

• уровень соматического здоровья (наличие/отсутствие хронических болезней,

• тип нервной системы (устойчивый/неустойчивый,

• физиологическая зрелость (завершенные процессы созревания нервной системы к определенному возрасту).

Для того чтобы понять, насколько трудно ребенку в освоении графомоторных навыков без достаточной психофизической готовности, проведем небольшой эксперимент.

Для эксперимента одного из родителей просят переместиться в центр за подготовленную парту и стул.

Инструкция: «Возьмите карандаш в ту руку, которой вы обычно не пишите. Попробуйте написать простое предложение на разлинованном листке тетради».

Какими могут быть усилия ребенка, уровень его напряжения при освоении нового навыка в условиях неготовности руки к письму? Об этом можно догадаться после проведенного упражнения. Можно сделать вывод, что лучше предупредить возможные трудности, чем бороться с последствиями проблемы.

Готовность руки, мелкой моторики к освоению графомоторного навыка - проявление общей психофизической готовности. В период обучения в начальной школе возрастающая нагрузка может по-разному сказаться на состоянии здоровья ребенка. Важно в этот период обеспечить ребенка необходимым арсеналом средств по поддержанию хорошего самочувствия: режим дня, прогулки на свежем воздухе, достаточная физическая активность, хорошее питание, укрепление мышц руки и общей соматической выносливости.

5. Четвертое слагаемое - эмоционально - волевая готовность. Проявлять эмоционально-волевую устойчивость ребенку важно во время обучения в школе. Давайте попробуем сейчас представить в каких ситуациях дома ребенок совершает волевые усилия?

Когда он делает не потому что хочет, а потому, что надо? ( родители отвечают: заправить постель, почистить зубы, убрать за собой тарелки и т. д.). Маленькие домашние поручения очень важны. Этот способ формирования и укрепления волевых качеств ребенка доступен каждому родителю и необходим ребенку. Когда ему легче сдержать негативные переживания по поводу неинтересного дела? ( родители отвечают: когда есть поддержка, поощрение, когда дети сами участвуют в планировании своих обязанностей дома). Безусловно важно развивать в ребенке желание быть самостоятельным, поощрять инициативу в делах, умение оценивать свои результаты.

6. Пятое слагаемое - мотивационная готовность. Осталось последнее, но не менее важное, слагаемое. Давайте вместе подумаем о мотивах детей, будущих первоклассников. Возможно, уже сейчас вы сможете вспомнить как дети говорят о желании или нежелании пойти в школу, чем они мотивируют, поясняют свои ответы. (Ответы родителей)

Задумывались ли вы над вопросом - ваши дети хотят в школу или хотят учиться? Мотивы могут быть разные у первоклассников. Кто-то любит ходить в школу потому что у него будет больше друзей; кто-то мечтает учиться на 5 + (меня будут больше любить); кому-то нравится новый статус школьника (я уже не маленький, кому-то хочется в школе научиться новому. Как вы считаете какой из мотивов наиболее благоприятный, какой менее? Почему? Действительно, благоприятнее, когда ребенок стремиться к новым знаниям, ему будет интересно учиться.

7. Решение проблемных ситуаций

Посмотрите на эту схему (Приложение №1). Здесь отражены 5 слагаемых психологической готовности ребенка к школе. Давайте попробуем на конкретных примерах (Приложение №3) разобраться что может помешать ребенку при обучении в школе? В каком из слагаемых готовности концентрируются трудности ребенка? ( Правильные ответы: У Дины трудности с мотивацией, у Алеши возникли сложности со здоровьем, а у Маши с интеллектуальной готовностью).

8. Подгрупповая работа с возможностью формирования экспертного мнения.

Предлагаем объединиться в три группы для составления экспертного мнения. Обратите внимание, на столе у каждой группы лежит листок с заданием (Приложение №4). Сформулируйте ответ, выслушав каждого участника.

9. Заключительное слово и благодарность за участие.

Давайте подведем итоги. Мы с вами рассмотрели 5 основных, на наш взгляд, слагаемых психологической готовности к школе. Вместе они составляют необходимую основу для успешного старта обучения в первом классе. В оценке и формировании готовности ребенка ведущая роль принадлежит родителю и педагогам, сотрудничающим с семьей. Готовность сама по себе не образуется, но постепенно зреет в процессе игры, в общении со сверстниками и взрослыми, в образовательной деятельности.

10. Организация обратной связи о мероприятии от родителей.

Дорогие родители нам важно ваше мнение о нашей встрече, просим ответить на три вопроса задания «Плюс-минус-интересно». (Приложение 5).

Благодарим за участие!

Приложение №1

Приложение №2

Упражнение «Людоеды»

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две группы.

Прошу одну команду выйти за дверь, через минуту я выйду к вам и дам подробную инструкцию.

Инструкция первой группе:

Вы- свирепое племя людоедов, проживающее на тропическом острове. Некоторые из вас (вожди племени) в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:

• Вы понимаете по-русски

• Вы готовы оставить в живых лишь тех из чужеземцев, кто окажется полезен для Вашего племени.

Определитесь чем вам могут быть полезны чужеземцы.

Каждый из чужеземцев выступит перед Вами с доказательством собственной нужности для племени. У каждого есть 3 минуты на выступление (вы сами регулируете время)

Ваша задача: В конце всех презентаций Вы объявите чужеземцу, оставите вы его в живых или съедаете.

Инструкция для «чужеземцев» : Вы – один из немногих пассажиров, спасшихся после крушения океанского лайнера. Вам и Вашим товарищам удалось вплавь добраться до ближайшего тропического острова. Как выяснилось, на острове проживает свирепое племя людоедов. К счастью, некоторые вожди племени в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:

• они понимают по-русски

• они готовы оставить в живых тех из вас, кто окажется, полезен для племени.

Каждому из вас предстоит выступить перед вождями и доказать собственную нужность для племени. У каждого есть 5 минут на подготовку выступления и 3 минуты на само выступление.

Приложение №3

Психологические портреты детей первоклассников

(по книге М. М Безруких

«Готов ли ребёнок к школе»)

Дине в сентябре исполнилось 6 лет 7 месяцев. Она была живой, подвижной и веселой девочкой. Хорошо читала (бабушка научила ее читать в 5 лет, умела считать, красочно описывала приключения любимого кота Афони на даче и любила порассуждать о политике. Дина фактически выросла с бабушкой, им вдвоем интересно - бабушка ее развлекает и балует, Дина не знает слов «нет» и «надо». Бабушка предпочитала уговаривать, обещала какую-то награду, тогда девочка что-то выполняет. Когда они решили заниматься музыкой за год до школы, девочка через месяц отказалась от этой затеи, объяснив, что «там все неинтересно, нужно делать задания дома». В школу девочка идти не хотела. Учительница сказала, что Дина не готова к школе, не умеет сама работать, требует постоянного внимания. Дина рыдала каждый день. Казалось, она забыла даже то, что хорошо умела. Жаловалась, что дети ее не любят, не хотят с ней дружить. Права ли учительница?

Алеша, по мнению родителей, не просто был готов, но и мог учиться в школе с углубленным изучением иностранных языков. Поэтому ребенка отдали в школу с повышенной нагрузкой. С первого класса в этой школе дети начинают учить английский и испанский языки. С мальчиком до школы активно работали, он занимался с учительницей английского языка и с педагогом-логопедом. Правда, «большими успехами в английском похвастать нельзя, но логопед поставил все звуки, остались только запинки в речи, которые проявляются не всегда». Мальчик любил заниматься дома с мамой по математике, осваивал чтение. До школы Алеша часто болел, «через месяц-полтора - очередная простуда». Из-за этого и в детский сад ходил только год. Алеша-спокойный и рассудительный, говорит мало, отвечает на вопросы односложно. «Слова из него не вытянешь»,- подтверждает мама. Алеша хотел идти в школу, он любил заниматься. Мальчик надеялся, что там появятся новые друзья, будет интересно. Во время обучения в школе у Алеши стали проявляться трудности: запинки в речи, беспокойный сон, страхи. Ребенок перестал осваивать программу, работать на уроке, в тетради стало грязно из-за исправлений. У Алеши появились трудности с чтением, он стал медленно читать. Оказалось, что иначе он читать просто не мог. Если раньше были просто запинки в речи, на которые никто не обратил внимание, то со временем запинки превратились в нарушение темпа речи, растягивание слов и паузы в середине длинных слов. Нарушение темпа речи, капризы, слезы, жалобы на усталость давали все основания говорить об ухудшении состояния нервной системы.

Алеша стал чаще болеть, за три месяца болел два раза. Пропуск занятий и восстановление после болезни заняли больше месяца. Мальчик очень переживал о нехороших отметках, хотел учиться лучше и старался, но оправдать ожидания родителей ему было очень сложно.

Маша пошла в школу с радостью. В детском саду ей было уже скучно, хотелось познакомиться с новыми детьми, сидеть за партой как старший брат и получать отметки. Пока Маша была дошкольницей, она часто усаживалась рядом со старшим братом, когда тот решал домашние задания. Девочка гордо говорила всем «что учит уроки». Девочка занималась не первый год спортом. Маша любила плавать с самого раннего детства, дома красовались кубки и медали за первые места после участия в соревнованиях по плаванию. С учителем и одноклассниками в школе установились хорошие отношения. Но учеба в школе Маше давалась трудно. Часто она отвлекалась на уроках, не могла усидеть положенное время и выполнять «скучные» задания. Математические навыки прививались сложно, не сразу освоила приемы арифметических действий и решение логических задач. Тетради не отличались аккуратностью, писала она без особого энтузиазма. Соревнования и подготовка к ним отнимали достаточно много времени у Маши. Через год обучения в школе, она серьезно отставала от своих сверстников в освоении программы первого класса.

Приложение №4

• Какие особенности развития здоровья ребенка, на Ваш взгляд, могли бы осложнить процесс обучения в первом классе?

• Ребенку трудно общаться со сверстниками, часто конфликтует. Мама волнуется как будет проходить адаптация ребенка в школе. Что Вы посоветуете маме?

• Педагог на занятиях по подготовке к школе заметила, что ребенок не доделывает задания до конца, в тетради грязно, много посторонних рисунков. Что делать родителям?

Приложение №5

«Плюс – минус – интересно»

Инструкция: «Уважаемые родители, просим высказать Ваше мнение о проведенном мероприятии».

Плюс Минус Интересно

что Вам понравилось (информация, форма организации собрания)

что не понравилось (показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, какая информация была бесполезной, лишней) что было интересно (интересные факты, вопросы)

Приложение №6

Критерии самодиагностики

1. Достижение поставленной цели.

2. Соответствие задуманного плана и реальному положению дел.

3. Содержание отзывов участников в графе «Интересно».

4. Анализ положительных/отрицательных отзывов участников.

Самодиагностика поможет простроить следующие шаги по созданию различных кейсов для родителей о готовности ребенка к школьному обучению.

Литература:

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М. : Юрайт, 2017

2. «Готов ли ребенок к школе : методические рекомендации / Безруких М. М. - 2-е изд., дораб. - М. : Вентана-Граф, 2006

3. Диагностика готовности ребенка к школе : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

4. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Под ред. Ж. М. Глозман. -2-е изд. -М. : Генезис, 2017

5. Интернет- ресурс: https://www.b17.ru/article/156380/

6. Интернет-ресурс:https://infourok.ru/etap-uroka-refleksiya-podborka-refleksiy-1391179.html

Публикации по теме:

День психологической разгрузки для педагогов ДОУДень психологической разгрузки для педагогов ДОУ Для педагогов МАДОУ "Детского сада № 276" я провела тренинг психологической разгрузки. Цель которого заключается в том, что бы сформировать.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Фотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работеФотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работе Началось лето и мы педагоги совместно с медиками и другими специалистами ДОУ (физ. инструктор, муз. руководитель) задумываемся над многими.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья»Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья» .

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слагаемые психологической готовности к школе
Опубликовано: 8 декабря 2023 в 09:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Слагаемые психологической готовности к школе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Шелим в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД