МААМ-картинки

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных ситуаций

Харламова Лариса
Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных ситуаций

Введение

В связи с ухудшением у детей умений общаться со сверстниками и взрослыми проблема развития диалогической речи у подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.

Проблема межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на личностное развитие, рост проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Публикация «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных ситуаций» размещена в разделах

К сожалению, на практике наблюдается, что дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т. е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Выбор темы нашей работы основан на том, что диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Одним из эффективных методов развития диалогической речи являются коммуникативные ситуации. Именно в коммуникативных ситуациях дети старшего дошкольного возраста начинают раскрывать себя, развивать коммуникативные умения и активно реализовывать их во взаимодействии с окружающими.

Коммуникативные ситуации направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, проблема развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных, поскольку считается условием полноценного развития личности.

Целью работы является развитие диалогической речи через коммуникативные ситуации у детей старшего дошкольного возраста.

Были поставлены следующие задачи:

1. Разработать инструментарий по определению уровня развития связной речи детей 7-го года жизни;

2. Разработать систему по использованию коммуникативных ситуаций в развитии диалогической речи;

3. Определить формы работы с родителями по развитию диалогической речи детей;

4. Определить эффективность работы.

Предполагаемый результат:

- Дети научатся самостоятельно организовывать игры-драматизации;

- Дети научаться совместно обыгрывать игру-драматизацию, понимать сюжет сказки и характер персонажа, развивать умение строить диалог. Научатся решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи : убеждать, доказывать, объяснять.

1. Теоретическая часть

1.1 Психолого-педагогические особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Своеобразием диалога является то, что он состоит из реплик или цепи речевых реакций, осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников, собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания, речь может быть неполной, сокращённой, фрагментарной; характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками и стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликами собеседника).

Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности. По определению М. М. Бахтина диалог - наиболее простая, "внешняя" форма диалогических отношений, отношений между репликами в разговоре, одна из композиционных форм речи.

Через диалог ребёнок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную для себя информацию. В недрах диалогической речи начинает складываться монологическая речь. Но диалог - не только форма речи, он ещё и «разновидность человеческого поведения» (Л. П. Якубинский). Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально - речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого, Д. Б. Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка». Анализируя этапы усвоения ребенком грамматического строя родного языка (по А. Н. Гвоздеву, он отмечал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения».

Так, рассматривая функции языка, психологи выделяют, прежде всего, коммуникативную и когнитивную, к ним добавляется эмоциативная, т. е. непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию. Эмоциативная функция речи проявляется в передаче информации о своем эмоциональном состоянии, она обеспечивается словесными выражениями и варьированием речевых параметров (интонация, ритм, тон и т. д.).

На основе анализа различных психологических исследований можно сделать выводы о том, что прослеживается динамика развития общения на каждом возрастном этапе развития личности и овладение языковыми формами происходит на осознанном уровне в процессе коммуникативно-речевой деятельности.

В учебных пособиях О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольника» и в «Программе и методике развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (2001г., описывает некоторые приемы развития диалогической речи детей. Она считает, диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.

Особенности диалогической речи у старших дошкольников выявила Н. Ф. Виноградова. К ним относятся:

- неумение правильно строить предложения;

- неумение слушать собеседника;

- неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

- неумение давать реплики;

- частое отвлечение от поставленного вопроса;

-не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик- предложений, реплик- согласий, реплик- дополнений.

1.2. Организационно-педагогические аспекты использования ситуаций общения в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Подход к речи ребенка с позиций анализа функций, которую она выполняет, приводит к признанию, что первоначально речь возникает как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка адресованы взрослому, с которым он взаимодействует. В связи с этим необходимо понимать, что речь, а точнее её качество, помогает дошкольнику решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. ; помогает, посредством общения со сверстниками и взрослыми, становлению личности, ее мировоззрения. Поэтому, целесообразно использовать, помимо обучающих ситуаций, ситуации общения в совместной с детьми деятельности в различных режимных моментах.

Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

В технологии предлагаемой А. Г. Арушановой рассматриваются две формы организации ситуаций общения – специальные речевые игры (сценарии активизирующего общения) и словесные игры парами. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми - детской языковой и коммуникативной самостоятельности. Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения – это сможет быть досуг, развлечение и т. п. Поэтому избегается название «занятие» применительно к сценариям активизирующего общения, чтобы четко обозначать, что обучение в данном случае совершается в основном во внеурочных формах, при применении косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию.

Ведь в такой ситуации, как нигде лучше, ребенок видит интерес педагога, желающего поговорить с ним, расспросить о чем-то, ответить на его вопросы. Ситуации общения хороши при решении любой из задач речевого развития детей. При их организации чаще всего «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть :

- «Что не так?» ( цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования : каждое приветствие уместно в той или иной ситуации : утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);

- «Улыбка» ( цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);

- «Рукопожатие» ( цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и другие.

Специально планируемые ситуации общения могут быть игры-викторины:

- «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок,

- «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города,

- «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи,

- «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности);

Утверждения (подготовленные заранее педагогом, требующие завершения, словесные игры, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи.

Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность («Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история», пересказ сказки, рассказ о том, что было или будет и т. д. и т. п.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Поэтому необходимо поддерживать свою речь с детьми и наглядными средствами, что в свою очередь придает речи красочный характер, заинтересовывая детей.

В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Для того, чтобы общаться, ребенок должен обладать целым рядом умений:

- внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;

- проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;

- уметь выражать свое отношение к предмету разговора — излагать свое мнение,

- приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- уметь ориентироваться в ситуации общения;

- уметь договариваться, планировать совместные действия;

- уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

Влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения, к ним подсказывающим вопросом, поощрением. Для развития речи детей педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.

Побудить детей к общению на определенную тему помогут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду, которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки. Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой.

Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяем те же приемы, но усложняем тематику разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения с взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

Таким образом, основным направлением формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни является применение игровых коммуникативных ситуаций.

II. Практическая часть

Работа по развитию диалогической речи у детей 7 года жизни через коммуникативные ситуации проводилась поэтапно:

- аналитический,

- подготовительный,

- основной,

- заключительный.

2. 1. Аналитический этап

Задача: Определить уровень развития диалогической речи у детей седьмого года жизни.

На этом этапе проводился мониторинг по определению уровня социально-коммуникативного развития – это диагностика детей и опрос родителей.

В диагностике участвовали 10 детей. Анализ результатов показал, что из 10 детей 4 имели средний уровень сформированности диалогической речи (40%). Низкий уровень был выявлен у 6 детей (60%).

По итогам проведённой диагностики в начале учебного года, в подготовительной к школе группе на умение в диалоге инициативно высказываться, умение привлекать внимание своими высказываниями, грамматически правильно строить речь, пришли к такому выводу: общение детей и их диалогическую речь нельзя назвать сформировавшимися. Так как в старшем дошкольном возрасте не все дети могут вести диалог. У некоторых детей наблюдается проявление интереса к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, т. е. каждый ребёнок говорит о своём и не слышит партнёра, не отвечает на их высказывания. С целью улучшения показателей нами была организована специальная работа, в которую были включены коммуникативные ситуации.

Для определения отношения родителей к развитию диалогической речи у детей и создания единого образовательного пространства было проведено анкетирование родителей для выявления значимости коммуникативных ситуаций в развитии диалогической речи.

В анкетировании участвовало 16 родителей. Из них 4 человека выразили мнение, что коммуникативные ситуации имеют небольшую значимость в развитии диалогической речи у детей, остальные 12 человек выразили положительное мнение, и поддержали важность коммуникативных ситуаций и их влияние на развитие диалогической речи у детей.

2.2 Подготовительный этап

Задача: разработать систему по развитию диалогической речи через коммуникативные ситуации.

Работа подготовительного блока началась с изучения литературы о роли коммуникативных ситуаций в развитии диалогической речи у детей 7 года жизни, что помогло разработать технологию по развитию диалогической речи детей через коммуникативные ситуации.

Для реализации поставленных задач нами был разработан план по формированию диалогической речи через коммуникативные ситуации.

В ходе работы мы осуществили пополнение ППРС. Нами были изготовлены дидактические игры, такие как: «Подбери картинку к стихотворению», «Собери сказку из картинок» «Составление рассказов по сюжетным картинкам», «Образуй слова», «Угости зверят». В процессе игр у детей развивались умения рассказывать и сочинять рассказы и сказки, развивалась диалогическая речь детей, умение составлять предложения.

Оформили картотеки: «Чистоговорки и скороговорки», «Пословицы и поговорки»

Использование данных картотек способствовало развитию речи, активизации словаря и развитию умения ясно формулировать свои мысли. Так же изготовили сборник сказок для сказкотерапии для старших дошкольников.

Изготовили альбом мнемотаблиц сказок и рассказов, в ходе работы с которыми дети развивали связную речь с использованием мнемотехники.

Организация совместной деятельности с детьми, проведение НОД на тему развития диалогической речи через коммуникативные ситуации способствовали формированию коммуникативных качеств, развитию умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

В самостоятельной деятельности дети обыгрывали игры-инсценировки по сказкам, принимали на себя различные роли, читали по ролям стихотворения. Это расширило активный словарь детей.

На этом же этапе проводились консультации с родителями: «Роль коммуникативных ситуаций в развитии диалогической речи»; «Развитие связной речи у старших дошкольников»; «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка».

Так же было проведено анкетирование «Анкета для родителей по коммуникативному развитию детей». Вместе с детьми обратились к родителям в письме-обращении, за помощью в сборе атрибутов для реализации коммуникативных ситуаций.

Тем временем, материал, собранный по теме, отбирался, обобщался, велась работа по подготовке к коммуникативным ситуациям.

2.3 Основной этап

Основной этап был разбит на несколько блоков: игра-инсценировка «Разговор по телефону», игра – драматизация произведения К. Чуковского «Телефон».

1 блок: игра-инсценировка «Разговор по телефону»

Цель: закреплять умения детей распределять роли, правильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, учить детей правилам телефонного разговора, развивать навыки культурного общения.

На данном блоке мы начали обучать детей вести диалог по телефону. Вначале работы включали игры-ситуации с телефоном, наиболее часто встречающиеся в жизни детей :

- Позвоним другу и узнаем, какой сегодня будут показывать мультфильм по телевизору?;

- Позвоним маме на работу, к телефону подойдёт незнакомый человек. Какие слова извинения нужно сказать, ведь вы отрываете людей от работы?;

- У вас заболела бабушка, вам нужно вызвать скорую помощь;

- Вы побывали в зоопарке и хотите рассказать друг другу о животном, который вас позабавил;

-У вас зазвонил телефон. Незнакомый голос начал у вас спрашивать, где родители, когда придут с работы.

Цель проведения таких игр-ситуаций - научить вести диалог по телефону, соблюдая существующие правила телефонного этикета. С помощью игр-ситуаций у детей формируются умения разговаривать по телефону в играх с небольшими подгруппами.

2 блок: игра - драматизация сказки К. Чуковского «Телефон»

Цель: расширять умения детей распределять роли, развивать диалогическую речь. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к театрализованной деятельности.

На данном блоке нами была осуществлена предварительная работа над драматизацией произведения К. Чуковского «Телефон».

В начале работы провели с детьми беседы на темы: «Что такое телефон? Зачем он нам нужен?». Закрепили правила этикета при разговоре по телефону.

Совместно с детьми прочитали произведение К. Чуковского «Телефон». Рассмотрели иллюстрации из серии «Любимые сказки К. Чуковского». Провели беседу о прочитанном произведении, объяснили его содержание, акцентировали внимание на главных героях и раскрыли черты характера и поведения персонажей.

Играли с детьми в игры: «Испорченный телефон», «Так бывает или нет?», «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Ты мне – я тебе» и др.

В этом блоке совместно с детьми заучили произведение Чуковского «Телефон» и провели работу по подготовке к игре-драматизации.

3 блок: Самостоятельная игра - драматизация сказки К. Чуковского «Телефон»

Цель: закреплять умения детей в инсценировании отрывков из произведения. Воспитывать у детей сопереживание персонажам художественного произведения, интерес к театрализованной деятельности.

На этом этапе происходит самостоятельное распределение ролей, построение реплик детьми, а также разыгрывание игровых диалогов.

Для реализации постановки игры-драматизации мы совместно с родителями изготовили маски героев (животных) произведения К. Чуковского «Телефон» такие как: слон, крокодил, мартышки, кенгуру и т. д. Подготовили необходимые атрибуты: афиша, почта с почтовыми коробками,1 стол у почтальона – другой у животных, два телефонных аппарата для дальнейшего разыгрывания игры-драматизации.

Дети приготовили необходимые атрибуты и надели костюмы персонажей. Во время игры-драматизации дети осваивали ролевое поведение персонажей произведения, самостоятельно распределяли роли, договаривались и брали на себя роль. Были инициаторами и организаторами сюжета, в процессе которого договаривались, спорили, отстаивали свою точку зрения, помогали друг другу при затруднениях.

Заключение

Задача: Определить эффективность проделанной работы.

На заключительном этапе работы мы выявили, что уровень развития диалогической речи через коммуникативные ситуации у наших детей значительно увеличился. Дети научились эмоционально и заинтересованно следить за развитием действия в играх - драматизациях, созданных самостоятельно. Проявляют умение поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Налаживать конфликты с помощью речи : убеждать, доказывать, объяснять. А также имеют устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знают, как оказать помощь, поддержку.

Таким образом, поставленные цели и задачи были достигнуты. Коммуникативные ситуации являются эффективным способом развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Всё это подтверждает актуальность выбранной нами темы работы.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 1. Актуальность.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных ситуаций
Опубликовано: 21 марта 2023 в 12:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных ситуаций» (включая файлы) размещена пользователем Харламова Лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД