Получи документы

Система работы по развитию речи дошкольников в детском саду

Виктория Бондарева
Система работы по развитию речи дошкольников в детском саду

Овладение родным языком является основой воспитания и целостного развития ребенка. Целью настоящего исследования является уточнение взаимосвязи структурных компонентов системы работы по развитию речи дошкольников в детском саду. В качестве основных методов исследования использовались методы анализа литературы, метод сопоставления. В качестве основной цели работы по речевому развитию дошкольников в детском саду выступает формирование устной речи и навыков общения на основе овладения родным литературным языком. Краткий вывод, который можно сделать из анализа задач речевого развития дошкольников, заключается в том, что на современном этапе ведущей из перечисленных ниже задач признается развитие связной речи, как основа коммуникативной компетентности, адаптации и прогрессивного познавательного и нравственного развития ребенка. Средства, методы и приемы развития речи разнообразны и эффективность их воздействия на ребенка дошкольного возраста зависит от возможности комплексно решать речевые задачи в системе. Ключевые слова: слова: развитие речи дошкольников; задачи; методические принципы; средства, методы и приемы развития речи. Дошкольное детство рассматривается исследователями как время познания ребенком окружающей действительности, становления и развития мышления, усвоения разговорного языка как необходимого условия полноценного общения, формирования грамматически правильной речи. Правильно спланированная система работы по развитию речи в детском саду помогает педагогам более эффективно решать данные задачи развития. Данная система должна включать обоснованные цель и задачи развития речи детей, методические принципы развития речи, описание средств развития речи, а также методов и приемов развития речи. Цель настоящей статьи заключается в теоретическом обосновании специфики системы работы по развитию речи в современном детском саду, выявлении и раскрытии компонентов этой системы. Для решения поставленной цели были изучены материалы по теории, методологии и методике развития речи детей дошкольного возраста, применены методы анализа научных работ, обобщения и систематизации, сравнительно-сопоставительные методы исследования теории и практики работы в дошкольной образовательной организации. При описании результатов исследования обратимся кратко к ретроспективной оценке выделения основной цели работы по развитию речи в разные периоды. Основоположник системы первоначального обучения родному языку К. Д. Ушинский в качестве такой цели ставил развитие дара слова, т. е. умения точно и глубоко выразить мысль в устной и письменной речи. Достаточно долго целью развития речи считалось формирование правильной речи. Правильность речи рассматривалась на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях. Данный подход в языкознании связывает понятия правильности и культуры речи. В конце 60-х гг. XX в. в понятии «культура речи» обычно выделяли две ее стороны: правильность и ее коммуникативную целесообразность. Причем, первая ее сторона рассматривалась, как основа, а вторая, как высшая ступень овладения литературным языком. Школьные методисты назвали эту высшую ступень «хорошей речью». Под хорошей речью подразумевались точность, лексическое богатство и выразительность. Так как экспериментальные исследования убедительно доказывают возможность овладения хорошей речью детьми подготовительного к школе возраста, мы с полной уверенностью можем использовать данный подход применительно и к дошкольному детству. Таким образом, в качестве цели речевого развития детей в современной методике считается формирование не только правильной, но и хорошей устной речи. Решение данной цели подразумевает под собой обоснованно выделенные задачи развития речи детей дошкольного возраста. Существуют три аспекта характеристики данных задач: структурный, выделяющий развитие языка на трех уровнях: фонетическом, лексическом и грамматическом; функциональный – как развитие связной речи дошкольника и когнитивный – как формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Остановимся кратко на описании каждой из задач. Фонетический уровень освоения языка или воспитание звуковой культуры речи дошкольников связывают с задачами развития восприятия звуков и произношения. В детском саду педагоги развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, орфоэпическую правильность речи, звуковую выразительность и культуру речевого поведения. Считается, что данные задачи должны быть решены к возрасту пяти лет. Задача развития словаря решается педагогом через ознакомление детей с окружающей действительностью. Пополнение словарного запаса выступает основой речевого развития дошкольников. Развитие лексической стороны языка предполагает освоение семантики слов, правильный подбор слов в зависимости от контекста и ситуации, освоение сочетаемости слов, многозначности слова и работу над развитием лексической выразительности. Педагог решает задачу формирования грамматического строя речи, обучая детей морфологии, словообразованию и синтаксису. В силу особенностей русского языка, большого количества исключений из правил, абстрактности и отвлеченности грамматических категорий, усвоение грамматики представляет собой большую сложность. Развитие связной речи предполагает формирование диалогической и монологической речи. Сначала ребенок спонтанно научается диалогической речи как более простой форме в контакте с педагогом. Умение слушать собеседника, формулировать собственное речевое высказывание, задавать вопросы и отвечать на вопросы педагога служит базой для развития умений монологической речи. Развитие последней предполагает формирование умений слушать, понимать и пересказывать связные тексты. Задача формирования элементарного осознания явлений языка и речи решается через воспитание отношения к устной речи как языковой действительности. В подготовительной к школе группе воспитатель учит детей звуковому и слоговому анализу слов, анализу словесного состава предложения. Отдельной задачей, требующей нашего внимания, выступает ознакомление детей с художественной литературой. Она тесно связана со всеми перечисленными выше задачами, а также оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, усвоение нравственных норм, традиций и культуры родной страны, развивает поэтический слух, речевую самостоятельность и творчество, формирует эстетическое чувство. В рамках рассмотрения системы работы по речевому развитию дошкольников важным является акцент на методические принципы развития речи. Руководствуясь ими, педагог подбирает средства обучения родному языку. Методические принципы дополняют систему общих принципов дидактики. Остановимся кратко на основных методических принципах развития речи. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития основан на тесной взаимосвязи развития всех психических функций, в связи, с чем педагог использует разнообразные методы и приемы для развития всех познавательных процессов. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи устанавливает практическую направленность развития речи ребенка как средства общения и познания. Обучение родному языку педагог осуществляет в различных видах деятельности. Принцип развития языкового чутья связан с тем, что в процессе многократного повторения сходных языковых форм у ребенка формируются аналогии, а потом усваиваются языковые закономерности. Ребенок учится комбинировать элементы языка, подбирать слова и словосочетания в соответствии с нормами языка в постоянно меняющихся речевых ситуациях. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка постулирует необходимость не только имитации и подражаний, но и осознанности употребления языковых форм. Согласно принципу взаимосвязи работы над различными сторонами речи педагог должен проводить комплексную работу по развитию всех уровней языка, потому что речь как процесс является целостным образованием. Следующий принцип обогащения мотивации речевой деятельности предполагает учет мотива как основы любой, в том числе и речевой деятельности. В работе по развитию речи важно положительное подкрепление, доброжелательный настрой, создание ситуаций успеха для формирования устойчивого желания активной языковой практики, дальнейшего развития собственной мотивации и самоконтроля, без которых невозможно успешное обучение в школе. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений последний принцип, который хотелось бы рассмотреть в настоящей статье, это принцип обеспечения активной речевой практики. В благоприятной обстановке развития у ребенка проявляется природная любознательность и желание совершенствования своей речи. Педагогу необходимо способствовать развитию этих процессов и помогать детям, которые в силу различных обстоятельств оказались в наименее благоприятной ситуации развития. Соблюдение данных принципов на практике обеспечивает комплексный подход в системе работы по развитию речи. Следующим компонентом рассматриваемой нами системы работы по развитию речи дошкольников являются средства развития речи. Традиционно выделяются следующие средства развития речи детей : общение, культурная языковая среда, обучение родному языку, художественная литература и различные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, театр). Рассмотрим кратко каждое из перечисленных средств развития речи. Речь ребенка развивается в общении со взрослым и другими детьми. Необходимость удовлетворения первичных потребностей младших дошкольников подталкивает развитие навыков общения. Речевое общение развивается в различных видах деятельности: в бытовой сфере, в процессе речевых занятий и в труде. Начиная с возраста средней группы детского сада, большое значение приобретает общение со сверстниками. Общение педагога с ребенком должно осуществляться на паритетной основе и приобретать личностный смысл для дошкольника. Важным средством развития речи является культурная языковая среда и речь педагога. Ребенок учится разговаривать, подражая речи взрослых, поэтому педагог должен говорить фонетически, грамматически, лексически и орфоэпически правильно, грамотно, эмоционально, выразительно, образно, в соответствии с правилами речевого этикета. Внутренние механизмы речи ребенка образуются только под влиянием организованной речи взрослых, поэтому одним из основных средств речевого развития является обучение. Виды специально организованных речевых занятий соотносятся с решением задач развития речи детей, которые мы рассматривали как второй компонент системы работы по развитию речи дошкольников. Художественная литература выступает прекрасным средством воспитания и развития всех сторон речи дошкольника. Приобщение к шедеврам детской литературы помогает ребенку почувствовать красоту родного языка, развивает нравственные качества. Способность восприятия дошкольником художественной литературы определяется не только уровнем его мышления, но степенью развитости его речевых способностей. Последнее средство развития речи, которое мы хотели бы кратко представить, это музыка, изобразительное искусство и театр. Интегрированные занятия позволяют объединять разные виды искусства для решения речевых задач. Словесная интерпретация ребенком образов искусства стимулирует усвоение языка и воспитание любви к прекрасному. В заключение нашего исследования обратимся кратко к рассмотрению методов и приемов развития речи дошкольников. Если мы классифицируем методы развития речи по используемым средствам, то можно выделить наглядные, словесные и практические методы. К наглядным методам относятся непосредственные и опосредованные методы. К словесным методам относятся чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, обобщающая беседа и заучивание наизусть. В ряду практических методов выделяются: дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, хороводные игры, инсценировки и этюды. В зависимости от характера речевой деятельности выделяются репродуктивные и продуктивные методы. Как это следует из названия, репродуктивные методы подразумевают воспроизведение готовых образцов. В отличие от них продуктивные методы предполагают, что ребенок не просто воспроизводит известные языковые единицы, а строит собственные связные высказывания. Методы также можно классифицировать в зависимости от выше приведенных задач речевого развития дошкольника. Говоря о методических приемах развития речи, можно выделить три их основные группы: словесные, наглядные и игровые. К словесным приемам относят речевой образец как продуманную речь педагога, предназначенную для подражания детьми; повторное проговаривание как многократное повторение речевой единицы с целью ее запоминания; объяснение сущности того или иного явления; указание как разъяснение способа действия; оценка детской речи, предполагающая мотивированное суждение о речевом высказывании дошкольника; вопросы педагога. К наглядным приемам относят показ иллюстративного материала. Использование игровых приемов развивает мотивацию и интерес ребенка к деятельности и повышает речевую активность дошкольников. Выделенные компоненты системы работы по развитию речи дошкольников составляют основу эффективной работы речевого развития детей в детском саду. Система работы по развитию речи дошкольников. Как представляется, системное понимание своей работы по речевому развитию детей поможет педагогу грамотно встроить ее в другие виды педагогической деятельности и успешно решать задачи всестороннего развития дошкольников.

Публикация «Система работы по развитию речи дошкольников в детском саду» размещена в разделах

Публикации по теме:

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Авторская дидактическая игра по развитию речи детей в детском саду «Угадай, какое это животное?» Авторская дидактическая игра по развитию речи детей в детском саду:"Угадай, какое это животное?" Цель: учить детей составлять описательные.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников»Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию речи дошкольников в детском саду
Опубликовано: 8 сентября 2023 в 20:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по развитию речи дошкольников в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Бондарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД