Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие познавательной мотивации в старшем дошкольном возрасте»

Светлана Алексеевна Найдёнова
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие познавательной мотивации в старшем дошкольном возрасте»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Катюша" г. Волгодонска

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: " Развитие познавательной мотивации в старшем

дошкольном возрасте"

подготовил педагог-психолог Найдёнова С. А.

г. Волгодонск

Слайд 1

Развитие познавательной мотивации в старшем

дошкольном возрасте

Введение

Слайд 2

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие познавательной мотивации в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

В процессе реализации системно - деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Обучая ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему развивать мотивационную сферу.

Слайд 3

Виды мотивации :

1. Игровой мотив

2. Внешний по отношению к деятельности мотив. Делаю, потому что так сказал воспитатель, мама. Отсутствует ответственность.

3. Оценочный мотив, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение.

4. Социальный мотив, основан на понимании общественной значимости и необходимости какой либо деятельности, учения и стремлении к более взрослой социальной роли

5. Учебно-познавательный мотив

Под познавательной мотивацией понимается внутренняя мотивация деятельности (интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому, не зависящая от внешних факторов (оценки, награды, практической пользы)

Отсутствие познавательной мотивации, интереса к узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются и воспитатели в ДС, и учителя в школе, и родители.

Слайд 4

Основные условия, способствующие становлению познавательной мотивации - игра и взаимодействие со взрослым.

Слайд 5

Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Это ведущий тип деятельности. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

Я подготовила для вас раздаточный материал с рекомендациями по использованию дидактических игр как средства формирования познавательной мотивации старших дошкольников в ДОУ.

Слайд 6

Я остановлюсь подробнее на роли взрослого во взаимодействии с каждым конкретным ребёнком.

Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, именно с его помощью удерживается внимание ребенка, пробуждается инициативность, самостоятельность.

Слайд 7

Как можно определить, насколько сильна мотивация ребёнка? Методом наблюдения. Насколько любознателен ребёнок? Лучший способ определить степень мотивации ребёнка это обратить внимание на его эмоциональное состояние.

Мотивированный ребёнок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от её выполнения.

И наоборот, немотивированный ребёнок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется, балуется и пр.

Как быть, как поддержать высокую мотивацию или как помочь ребёнку с низкой?

Слайд 8

Основные принципы развития внутренней мотивации :

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную или любую другую деятельность (ПД). Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Передача инициативы и ответственности от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления. Позвольте ребёнку сделать собственный выбор.

3. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка. То есть разделять с ребёнком интерес и удовольствие от деятельности.

4. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

Если воспитатель использует в своей профессиональной деятельности эти принципы развития познавательной мотивации, то можно говорить о создании для детей ситуаций успеха.

Одним из способов формирования мотивации достижения является технология создания ситуации успеха обучающихся.

Слайд 9

Создание ситуации успеха

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель - создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации.

Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.

Ситуация успеха - это специально организованная деятельность взрослого, когда ребёнок от процесса или результата своей деятельности чувствует радость, получает удовлетворение.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности, рождающей энергию для преодоления трудностей, желание больше узнать, сделать, научиться.

Слайд 10

В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтобы все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание.

Отличительной особенностью внутреннего мира детей ДВ является эмоциональная подвижность: за короткое время у ребенка можно наблюдать неоднократную смену чувств. Хотя эти переживания непродолжительны, они захватывают его полностью. Вот почему так горьки детские слёзы от обиды, ярка радость, а небрежное, равнодушное, суровое отношение к ребенку может нанести ему психическую травму.

Слайд 11

Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Если ребенок ощущает, что он по положению ниже кого-то из детей, он непременно – открыто или скрыто – проявляет негативизм, непослушание и т. п. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей.

Слайд 12

Вспомним известную пословицу: “Строгому воспитателю воспитанников не видать”. Как, по вашему мнению, можно понять содержание данной пословицы?

- Данная пословица может означать многое: страх воспитанника перед педагогом, неуверенность в своих силах, тревогу, подавление активности, любознательности, инициативы и пр.

Как ни печально осознавать, но мы не всегда умеем поддержать тревожных, неуверенных детей. Чаще всего мы просто ужесточаем требования к их деятельности, а не ориентируемся на их возможности.

Слайд 13

Выделяя условия создания ситуации успеха, на первое место можно смело поставить создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, и невербальных (мимических, пластических) - улыбка, открытая поза.

В вашем раздаточном материале вы найдёте стратегии создания ситуации успеха и примеры высказываний. Я не буду на этом останавливаться.

Слайд 14

Наша задача – создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого воспитанника. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Нельзя забывать, что каждый ребёнок – индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех, свой темп и свои собственные достижения.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. Обязанность педагога - стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.

Слайд 15

Создание ситуации успеха способствует:

- формированию познавательной мотивации

- обеспечению эмоционального благополучия

- формированию уверенности и веры в себя, в свои силы.

- повышению познавательной активности

- формированию позитивного мышления

- воспитанию успешной и социально конкурентоспособной личности

Практическое задание.

Материалы: 6 бейджиков, заготовки из картона для открыток, цветная (по 3 каждого цвета, фломастеры, ножницы, клей, номера на столы.

Приглашаются 3 желающих участника.

Задание:

1. В бейджиках написать своё имя, исходя из роли ребёнка.

2. Каждому участнику за отдельным столом изготовить осеннюю открытку по представленному образцу (в течение 5 минут, используя предоставленный материал.

Пока участники изготавливают свой продукт, всем остальным ведущий предлагает ознакомиться с раздаточным материалом.

Ведущий проигрывает роли воспитателей.

1) Авторитарный стиль. Позиция "НАД". Рядом не садится. Критически оценивает. Сравнивает с образцом. Придирается, не соглашается. Найти, что не так в самолёте и сказать, указать на недостатки. Сказать, что можно было бы сделать и лучше.

2) Демократический стиль. Садится рядом с ребёнком. Эмоциональная поддержка. Искренне удивляется, радуется, восхищается. Предлагает как-то самолёт использовать (запустить, разместить в группе на полочке и пр.).

3) Попустительский стиль. Равнодушен. Игнорирует, быстро отвлекается на других. Повертел самолёт молча в руках, занялся своими делами.

Воспитатель реагирует согласно своей роли в течение 1 минуты. "Ребёнок" выслушивает молча, эмоции можно выражать только невербальными способами.

Отзывы и чувства тех, кто был в роли детей:

- Что чувствовали?

Отзывы ведущей из роли воспитателей :

- Каково Вам было исполнять свою роль? Что сказали бы лично от себя?

Деролинг (участники называют себя, где и кем работают).

Подведение итогов:

- Какие стили воспитания вы наблюдали?

- Применение какого стиля даёт возможность создания ситуации успеха?

- Получилось ли у участника стола №2 создать ситуацию успеха? Как вы это поняли?

- Как можно поддержать участников №1 и №3

Слайд 16

Заключение

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать и так: «Успех дошкольнику создает воспитатель, который сам переживает радость успеха».

Я желаю вам ярких переживаний успеха в своей профессиональной деятельности, творчества и вдохновения!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Военные патриотические игры в старшем дошкольном возрасте Военные патриотические игры в старшем дошкольном возрасте Дошкольное детство – это период, в котором формируется духовно-нравственные основы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие познавательной мотивации в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 16 мая 2023 в 18:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Развитие познавательной мотивации в старшем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Алексеевна Найдёнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД