МААМ-картинки

Сценарий НОД «Сравнение различного состояния воды» в старшей группе

Татьяна Скрягина
Сценарий НОД «Сравнение различного состояния воды» в старшей группе

Тип: образовательная ситуация с дошкольниками.

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа : 5-6 лет, старшая группа

Цель: формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы.

Задачи:

закреплять и систематизировать знания детей о свойствах воды;

развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе исследования, сравнения, установления причинно – следственных связей; умение схематично изображать проделанные действия;

Публикация «Сценарий НОД „Сравнение различного состояния воды“ в старшей группе» размещена в разделах

воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность.

Метапредметная цель: формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

Вид деятельности: совместная деятельность педагога с детьми получение новых знаний в предметно-окружающей среде (лаборатория).

Методы и приё мы: словесные (беседа, вопросы, проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации, практические (опыты).

Технологии обучения:

Технология здоровье сбережения (продолжительность НОД в соответствии с нормами СанПина, проведение физкультминутки);

Компьютерная технология обучения (использование интерактивной доски);

Технология деятельностного метода «Ситуация».

Формы организации познавательной деятельности детей:групповая, практическая.

Оборудование и материал:

для воспитателя: аудиозапись голоса зимы; ТСО.

для детей: комочки снега и пластинки льда; стаканчики по два на каждый стол; листы бумаги с картинкой по 1 на стол; поднос; салфетки бумажные по количеству детей; одноразовые тарелочки для каждого ребенка; фартуки по количеству детей; опорные карточки

Предварительная работа:

беседа о признаках зимы;

наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки);

чтение познавательной литературы об объектах неживой природы;

разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях;

рассматривание иллюстраций, энциклопедий;

просмотр видеокадров «Живая и неживая природа».

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети закрепляют знания о свойствах воды.

«Детская цель»- помирить «Снежинку» и «Льдинку», доказать, что они не только разные на первый взгляд, но и одинаковые.

Новое знание -

Лёд прозрачный, а снег не прозрачный.

Лёд и снег состоят из воды.

Лёд и снег легче воды, в воде они не тонут.

Лёд и снег одинаково холодные.

Индивидуальное затруднение ребенка - невозможность определить сходства снега и льда

Причина затруднения – неподтвержденность выводов, отсутствие практического действия.

Способ преодоления затруднения - провести опыты.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию

Цель: создать условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Вы любите зиму?

-Почему вы её любите? (можно кататься с горки, играть со снегом, кататься на санках, лыжах)

( По мере называния причин на интерактивной доске появляются изображения: зимние игры и забавы)

2. Актуализация

Цель: организовать предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия

-Выберите схемы с изображением природных явлений, которые происходят зимой.

-Что изображено на схемах, которые вы выбрали? (снег, ветер, тучи, тусклое солнце)

-Почему вы не выбрали дождь (потому что зимой бывает только снег, а дождя не бывает)

-Почему зимой не бывает дождя (потому что зимой холодно и дождь превращается в снег)

3. Затруднение в ситуации

Цель: смоделировать ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением.

-Ребята, предлагаю вам послушать одну удивительную историю:

«Жили – были высоко в небе две сестрички – капельки; жили не тужили, пока не грянул страшный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И заважничали. Снежинка говорила: «Я вся из серебра и солнца – красавица, а ты из воды – стекляшка». Отвернулись друг от друга и поссорились».

-Какая грустная история?

-Почему поссорились две сестрички? (потому что снежинка считала, что она красивее, чем льдинка)

-Чем были снежинка и льдинка в самом начале истории (капельками)

-Две капельки воды – они всегда какие (похожие)

-Когда капельки были одинаковыми, как они жили? (дружно)

-Как можно помирить двух сестричек (Сказать им, что они одинаковые)

-Чтобы помирить снежинку и льдинку, нужно доказать, что льдинка и снежинка не только разные на первый взгляд, но и совершенно одинаковые.

-Как это можно сделать? Дети затрудняются дать ответ

-Ребята, вы хотите помирить снежинку и льдинку (хотим)

-А вы сможете (сможем)

4. Открытие детьми нового знания (способа действия)

Цель: вовлечь детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.

-Как мы сможем это сделать?

-Какой из этих способов вы выберите?

-Свои наблюдения после проведения каждого опыта нужно зарисовать в схеме.

Опыт № 1.

-Сначала мы определим, чем различаются снег и лёд. В этом вам помогут цветные кружочки.

- Посмотрите на цветные кружочки сначала через снег, а потом через лёд.

-Какой мы можем сделать вывод?

Через лёд виден был кружочек, потому что он прозрачный.

Снег непрозрачный, через него ничего не видно.

Опыт № 2.

-Определите, что произойдёт со снегом и со льдом, если поместить их в тёплое место.

-Что вы заметили?

-В тёплом месте тает и снег, и лёд. Они превращаются в воду. Значит и снег, и лёд состоят из воды. Этим они похожи.

Опыт № 3.

Определите, похожи или различаются снег и лёд, если их поместить в воду.

-Что вы заметили из этого опыта?

Если снег и лёд поместить в воду, то они не будут тонуть, а будут плавать.

-А какие предметы не тонут в воде?

Не тонут в воде лёгкие предметы.

Значит, и снег, и лёд – легче воды и не тонут.

Опыт № 4.

-Дотроньтесь до снега и до льда.

- Что вы чувствуете?

-Мы чувствуем холод от снега и ото льда.

-Значит, что мы можем сказать?

-И снег, и лёд одинаково холодные.

-Посмотрите внимательно на схему и скажите, что вы узнали нового

о снеге и о льде?

Лёд прозрачный, а снег не прозрачный.

Лёд и снег состоят из воды.

Лёд и снег легче воды, в воде они не тонут.

Лёд и снег одинаково холодные.

-Больше различий или сходства между льдом и снегом?

-Больше сходства, чем различий

Физкультминутка

-Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Льдинки и снежинки».

-Мы будем веселиться и двигаться по группе по моему сигналу вы будете превращаться в льдинки и снежинки.

-Превратитесь в три снежинки и пять льдинок; четыре снежинки и четыре льдинки.

Дети движутся произвольно под музыку.

Образуют группы – три снежинки (руки, ноги в стороны) и пять льдинок (руки в ладонях над головой)

5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

Цель: Тренировать мыслительные операции – внимание, память, воображение.

ТРИЗ – игра «хорошо – плохо»

-Ребята, вы узнали новое про снег и лёд.

Предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».

Когда снег и лёд – хорошо, а когда – плохо?

Дети делятся на две группы.

Снег хорошо – держит тепло, нет грязи на дорогах, делает красивым улицы.

Лёд хорошо – льдинки красивые.

Снег плохо – большие сугробы мешают движению

Лёд плохо – это опасно для всех людей, нужно убирать лёд с крыши.

-Ребята, вы помните, с чего начиналась история про снежинку и льдинку

-У этой истории есть продолжение:

«Прилетел ветер, увидел, что льдинка горько плачет и пожалел её. Дунул тёплым ветром.»

Ребята, как бы вы закончили эту историю? (рассказы детей)

Послушайте чем история закончилась на самом деле…

«Растаяла льдинка, превратилась в маленькую капельку, и снежинка тоже растаяла, тоже, став капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. Обе капельки влились в ручеёк и весело побежали…»

6. Осмысление (итог)

Цель: фиксировать достижения цели и определять условия, которые позволили добиться этой цели.

-Вы смогли помирить льдинку и снежинку?

-Да, смогли

-Как вам это удалось?

-Мы провели опыты и доказали, что они во многом похожи.

-Знаете, почему вы смогли помирить льдинку и снежинку? Потому что вы узнали о свойствах льда и снега.

-Предлагаю вам дома провести опыт вместе с родителями: превратить воду в разноцветные льдинки и принести фотографии проделанной работы.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети закрепляют знания о свойствах воды.

«Детская цель»- помирить «Снежинку» и «Льдинку», доказать, что они не только разные на первый взгляд, но и одинаковые.

Новое знание -

Лёд прозрачный, а снег не прозрачный.

Лёд и снег состоят из воды.

Лёд и снег легче воды, в воде они не тонут.

Лёд и снег одинаково холодные

Индивидуальное затруднение ребенка - невозможность определить сходства снега и льда

Причина затруднения – неподтвержденность выводов, отсутствие практического действия.

Способ преодоления затруднения - провести опыт.

Публикации по теме:

Конспект НОД ФЭМП в старшей группе «Сравнение предметов по высоте» Конспект НОД ФЭМП в старшей группе Тема; Сравнение предметов по высоте. Цель. Закрепить умение свободно и самостоятельно группировать.

Конспект НОД «Обитатели воды» в старшей группе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Курортный район Государственное бюджетное образовательное Учреждение детский сад №17 комбинированного вида 197706, Санкт-Петербург,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды: жидкость, не имеет форму, запах, цвет, вкуса. Вода бывает в жидком, твердом, газообразном состоянии.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Теремок. Сравнение народной и авторской сказки методом моделирования» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Теремок. Сравнение народной и авторской сказки методом моделирования» Подготовила: воспитатель.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир воды» Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир воды» Интеграция образовательных областей: познавательная,.

Конспект НОД «Удивительные свойства воды» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности «Удивительные свойства воды» в старшей группе. Цель: прививать интерес к опытно.

Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды» Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот Воды в природе. Свойства воды» Цель: - расширить и закрепить представления детей о свойствах.

Конспект занятия-экспериментирования «Агрегатные состояния воды» в подготовительной группе Конспект занятия — экспериментирования «Агрегатные состояния воды» в подготовительной группеЦель: Развивать желание познавать мир через.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Зависимость состояния воды от температуры» Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы Тема исследовательской деятельности: «Зависимость состояния.

Конспект занятия «Три состояния воды» на конкурс «Воспитатель года» Тема занятия: «Три состояния воды» Вид детской деятельности: экспериментирование. Возрастная группа: подготовительная. Цель: Сформировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий НОД «Сравнение различного состояния воды» в старшей группе
Опубликовано: 23 марта 2019 в 16:09
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий НОД «Сравнение различного состояния воды» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД