Лучший педагог года

Сборник игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста «Игра как важное средство воспитания учащихся»

Батищева Татьяна Васильевна
Сборник игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста «Игра как важное средство воспитания учащихся»

МБОУ «Могильно-Посельская СОШ»

Батищева Т. В. Сборник игр и упражнений, для детей старшего дошкольного возраста «Игра как важное средство воспитания учащихся» / Т. В. Батищева // МБОУ «Могильно-Посельская СОШ», 2022. – 20 с.

Сборник игр и упражнений разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Публикация «Сборник игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста „Игра как важное средство воспитания учащихся“» размещена в разделах

Данное пособие способствует более успешной и увлекательной организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, режимных моментах, индивидуальных и подгрупповых коррекционноразвивающих занятиях.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Содержание

Пояснительная записка 5

1. Дидактические игры по познавательному развитию 7

2. Дидактические игры по формированию экологических представлений 9

3. Игры на формирование нравственно-волевых качеств 11

4. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений 13

5. Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики 15

Список используемых источников 19

Приложение «Подборка интересных интерактивных упражнений в игровой форме» 20

От автора

Уважаемый воспитатель!

У Вас в руках сборник игр и упражнений, для детей старшего дошкольного возраста «Игра как важное средство воспитания учащихся»

Представленный сборник сможет помочь Вам организовать интересную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность детей, режимные моменты, индивидуальные и подгрупповые коррекционноразвивающие занятия.

Данный сборник представляет собой систематизированную методическую разработку, содержащую игры, направленные на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Педагогам и психологам известно огромное значение игры в развитии ребёнка. К сожалению, сегодня в сфере досуга преобладают порой разрушающие объекты, созданные западной индустрией развлечения, портящие психику детей, делающие их жестокими, бесчеловечными. Многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации. Игры ребят – это, в первую очередь, площадка их человеческого общения и развития познавательных действий. Известно, что развитие ребёнка, его социализация и нравственное становление могут осуществляться только в процессе общения с другими людьми, а игра для ребёнка – это лучшая сфера развития познавательных действий, её процесс всегда удовольствие.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познавательные действия.

Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Подводя итог вышесказанному, можно выделить целый ряд развивающих и воспитательных функций игры. Дидактическую игру можно рассматривать как: важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться; фактор, формирующий внутренний мир ребёнка.

Цель: способствовать формированию навыков и умения в социально-коммуникативном развитии дошкольников.

Задачи:

- чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

- умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;

- умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Ребенок, увлеченный дидактической игрой, не замечает того, что он учится общаться со сверстниками и взрослыми, познает социальный мир с его правилами и нормами поведения. В игре развивается мышление и речь, что способствует познавательному развитию, и таких важных психических процессов, как память, внимание, воображение.

Сборник состоит из 5 основных разделов:

1. Дидактические игры по познавательному развитию;

2. Дидактические игры по формированию экологических представлений;

3. Игры на формирование нравственно-волевых качеств;

4. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений;

5. Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики.

1. Дидактические игры по познавательному развитию

«Летает-не летает». (с мячом).

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

Описание. Детям предлагается отвечать на вопросы и выполнять движе-ния в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например: стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер.

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

«Описываем различные свойства предметов».

Цель: развивать умение описывать любой предмет или игрушку.

Оборудование: игрушки, предметы по тематике, выбранной педагогом.

Описание. Детям предлагается отвечать на вопросы взрослого.

Инструкция: Ребята, внимательно посмотрите на эту игрушку и ответьте на вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т. д.

Усложнение 1: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.

"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

Усложнение 2: предложить детям самим задавать вопросы

«Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок»

Цель: развивать умение отгадывать предмет по описанию.

Оборудование: мяч.

Инструкция: педагог предлагает детям отгадать загадки, отвечает тот ребёнок, которому бросят мяч.

Описание. Ребята внимательно слушайте загадки, отвечает тот, у кого мячик. «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».

«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».

«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать,

когда работу начинать».

«Голубой платок, алый колобок, по платку катается,

людям улыбается».

«Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

2. Дидактические игры по формированию экологических представлений

«Съедобное – несъедобное»

Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах.

Оборудование: корзинка, предметные картинки с

изображение съедобных и несъедобных грибов.

Инструкция: на столе перед каждым ребенком

лежат картинки отгадки. педагог загадывает

загадку о грибах, дети отыскивают и кладут

картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

«Назови три предмета.

Цель: формировать умение классифицировать.

Оборудование: мяч.

Инструкция: педагог, бросая кому-нибудь из детей мяч,

называет одно слово, например, птицы, а поймавший

мяч, должен назвать трёх птиц.

Примечание: далее игру можно продолжать называя

диких или домашних животных, цветы, деревья,

овощи и фрукты.

«Полезные – неполезные»

Цель: закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах.

Оборудование: карточки с изображением продуктов.

Инструкция: педагог предлагает выбрать из предложенных

продуктов только полезные.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки,

капуста, подсолнечное масло, груши и т. д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные

конфеты, торты, «фанта» и т. д.

Примечание: предложить детям объяснить,

чем вредны не выбранные ими продукты.

«Что это такое?»

Цель: формировать знания о живой и неживой природе.

Инструкция: педагог, перечисляя признаки предмета

живой или неживой природы, предлагает детям отгадать

что или кто это. Если дети его отгадали, загадывается

следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается.

Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое,

сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное,

можно встретить на крестьянском дворе, в лесу,

даже в городе, из него вылупляются птенцы.

«Я знаю»

Цель: формировать знания о природе.

Оборудование: мяч.

Инструкция: педагог, бросая мяч называет класс объектов

природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы).

Ребёнок, поймавший мяч, говорит:

«Я знаю пять названий зверей» и перечисляет

(например, лось, лиса, волк, заяц, олень)

и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

3. Игры на формирование нравственно-волевых качеств

«Сделай комплимент».

Мы раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты:

- Дети, скажите хорошие и добрые слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение.

«Щедрые подарки»

Цель: формировать способность к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Один ребенок - Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и запоминают их. Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают. «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила. Например, тому, у кого буква З, она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила»

«Верные друзья»

Цель: продолжить формировать представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог. Задача детей – быстрее спасти своих детей.

«Как надо заботиться»

Цель: продолжить формирование представлений о добре, любви и заботе.

Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

«Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

4. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений

«Составление геометрических фигур»

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом

Оборудование: счётные палочки (15-20 штук, 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Инструкция: педагог предлагает детям с помощью счётных палочек составить геометрические фигуры.

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек;

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;

3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек;

4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек;

5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек;

6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;

7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;

8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники;

9. Составить квадрат и треугольник маленького размера;

10. Составить маленький и большой квадраты;

11. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;

12. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники, прямоугольники и четырёхугольники.

«Только одно свойство»

Цель: развивать умение быстро выбрать нужную геометрическую фигуру, охарактеризовать её.

Оборудование: геометрические фигуры разных цветов и размеров.

Инструкция: педагог предлагает детям по порядку положить на стол фигуры, отличающиеся друг от друга только одним признаком.

Например, если первый положил красный большой круг, то второй кладёт, например, жёлтый большой круг или красный большой треугольник. Игра строится по типу домино

«Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Оборудование: геометрические фигуры разных цветов и размеров.

Инструкция: педагог предлагает детям, среди разложенных в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера найти и показать различные геометрические фигуры.

Например, большой круг, маленький синий квадрат и т. д.

«Какой?»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, по толщине.

Оборудование: ленты разной длины и ширины, кубики.

Инструкция: педагог предлагает детям найти ленты одинаковой длины, длиннее-короче, шире-уже.

5. Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).

Рыбка

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

• дорисуй клетку тигренку;

• дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;

• дорисуй бабочку и т. д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

• помоги зайчику попрыгать по кочкам;

• попади мячом в корзину;

• помоги восстановить волейбольную сетку;

• порази цель в тире.

• Рисуй с нажимом

• В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:

• заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;

• заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная, другой с соком (намного темнее);

• заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Список используемых источников

1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года (ред. от 30.04.2021, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. — М. : Просвещение, 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : письма и приказы Минобрнауки / [ред. -сост. Т. В. Цветкова]. - Москва : Творческий центр Сфера, 2021. - 96 с.

3. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников : Сб. науч. трудов. / Редкол. : Н. Н. Педъяков и др. - М, 2017. - 266 с.

4. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 2020, - №8, стр. 66-74.

5. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. - М. : Просвещение, 2020. – 289 с.

6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2016. - № 6.

7. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе. - М. : Инфра-М, 2018. - 291 с.

8. Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997.- 412с.

9. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. – М. : Академия, 2021.-248с.

10. Головнева Н. Я., Ильина М. Н., Парамонова Л. Г. Подготовка к школе. – СПб. : Дельта, 2019.-256с.

11. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. : НПО Образование, 1996.-160с.

12. Кабанова М. Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб. : Издательский Дом “Нева”; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2021.-224с.

Приложение

«Подборка интересных интерактивных упражнений в игровой форме»

1. Дружим с математикой URL : https://learningapps.org/17615173

2. Русский для дошкольников URL : https://learningapps.org/9222712

3. Весна. Дидактическая игра URL : https://learningapps.org/11576374

4. Музыкальные инструменты URL : https://learningapps.org/5647472

5. Путешествие с каплей воды. URL : https://learningapps.org/22409925

6. Викторина для дошкольников URL : https://learningapps.org/172459

7. Составление рассказа по серии сюжетных картинок URL : https://learningapps.org/380379

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ. С помощью ИЗО деятельности малыш может познакомиться с народными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста «Игра как важное средство воспитания учащихся»
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 10:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста «Игра как важное средство воспитания учащихся»» (включая файлы) размещена пользователем Батищева Татьяна Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД