Лучший педагог года

Курс эколого-биологической направленности «С любовью к селу»

Демиденко Валентина Петровна
Курс эколого-биологической направленности «С любовью к селу»

«Есть на земле место, которое тебе бесконечно дорого, - твои родные края, где ты появился на свет, вырос, откуда ушёл в большую и интересную жизнь»

Г. С. Титов

Пояснительная записка

Предпосылки и необходимость данного курса. Перед человечеством особо остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без воспитания и образования нового поколения. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства» (И. Соколов-Микитов.) Непосредственно в соприкосновении с природой ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно, закладываются основные качества личности: чувство любви к малой родине, положительное эмоциональное отношение к тем местам, где человек родился и живёт. Необходимо, чтобы работа носила непрерывный характер в системе человек-природа-общество.

Публикация «Курс эколого-биологической направленности „С любовью к селу“» размещена в разделах

Анализ теоретической и методической литературы по экологическому образованию в начальной школе свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования работы с младшими школьниками в этом направлении. Учителя МБОУ ЗСОШ №1 нашли решение данной проблемы в создании единого образовательного курса для начальной школы «С любовью к селу». Работая по данной программе, школьники столкнутся с фактическими материалами, позволяющими объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.

Цель: создать условия для становления духовно-нравственной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз-нающей свое место в Природе и Обществе

Данная цель направлена на решение следующих задач:

формировать у учащихся основы экологических знаний на краеведческом материале;

привлечь внимание учащихся к экологическим и социально-нравственным проблемам, существующим в родном селе;

научить учащихся проводить экологический мониторинг конкретного участка территории своего населенного пункта, обрабатывать и наглядно представлять полученные результаты;

способствовать развитию знаний биологического разнообразия родного края;

продолжить развитие умения работать с различными источниками информаций, умения наблюдать, анализировать, рассуждать, решать творческие задачи

воспитывать чувство патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию своего родного края.

Основополагающее направление курса

• на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде;

• на осознанное выполнение правил поведения в природе;

• на воспитание гуманного отношения ко всему живому, элементарной

экологической культуры, чувства сопричастности к жизни;

• на формирование умения безопасно организовывать свою жизнь

и деятельность;

Новизна курса «С любовью к селу» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у учащихся способность

к целевому, причинному и вероятному анализам экологической ситуации своей местности;

к альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;

к созданию учениками продукта собственной творческой деятельности.

Практическая значимость: курс позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах. Материал может быть использован для преподавания в общеобразовательных учреждениях в урочной и во внеурочной деятельности, а также в учреждениях дополнительного образования.

«С любовью к селу» - курс эколого-биологической направленности, является учебно-образовательным с практической ориентацией. Интегрирует различные образовательные линии: краеведческую, познавательную, социокультурную в единое образовательное содержание.

В разработке программы курса использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач, которые отвечают требованиям современного информационного общества.

Особое внимание отводится практическому содержанию, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении.

Представленная программа курса адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с ФГОС, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Курс раскрывает основные содержательные линии:

«Человек и мир природы». «Человек и общество»,

Представленный целостный курс «С любовью к селу» состоит из четырёх частей в рамках единой логики (приложение1)

Срок реализации -4 года. Общий объём – 135ч.

Продолжительность занятий -1час в неделю

Класс Раздел курса Количество часов

1 класс «Юный фенолог» 33ч

2 класс «В гармонии с природой» 34ч

3 клас «Где мы живём» 34ч

4 класс «Мы - будущее нашего села» 34ч

«Юный фенолог»- программа первого года обучения направлена на углубление и расширение знаний учащихся об основных процессах в неживой и живой природе, на формирование простейших экологических понятий.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе. Дети учатся проводить наблюдения за объектами природы и обрабатывать полученные результаты. Основные формы работы – экскурсии и целевые прогулки в близлежащем парке, различных природных комплексах, на территории школьного двора. Юному натуралисту, желающему лучше понять природу, предлагаются задания в Рабочей тетради творческого характера.

Для реализации целей и задач курса «С любовью к селу» разработана тетрадь для учащихся «Наша малая родина» (приложение 2)

Все задания предлагает детям Завьялыч- старейший домовой села. Задания основываются на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника. В 1 классе - наблюдения «В гости к осени». «В гости к зиме», «В гости к весне», «Летние задания юному натуралисту», во 2-4 классах работа на «Страницах юного исследователя». Задания способствуют воспитанию инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивают интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Вместе с Завьялычем ребята совершают путешествия по селу и изучают природу, историю, культуру, экологию своей малой родины, приобретают навыки научного анализа явлений природы, получают возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности. Осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии «Оцени свою работу», «Вопросы для самоанализа». Выполняют итоговые тесты по курсу.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В сфере формирования личностных УУД

• интерес к познанию мира природы;

• потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

• осознание места и роли человека в природе и обществе;

• преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

• уважения к родной природе, истории малой Родины, гордости за неё;

• развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края;

Метапредметными результатами освоения учащимися программы курса являются :

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности : умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками эколого-краеведческой информации : находить информацию в различных источниках (в учебнике, научно-популярной литературе, определителях, словарях и справочниках, ресурсах Интернет и др., анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, рисунков и т. д.)

• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Диагностическими материалами для оценки планируемых результатов освоения программы курса являются :

• педагогическое наблюдение;

• лист наблюдений (который может заполнять ученик совместно с учителем)

• вопросы для самоанализа

• тестирование

• анкета

Публикации по теме:

Фотоотчёт мастер-класса для коллег «Прогулка по селу» — занятие по учебно-методическому пособию «STEAM-лаборатория». ВидеоФотоотчёт мастер-класса для коллег «Прогулка по селу» — занятие по учебно-методическому пособию «STEAM-лаборатория». Видео Широкими шагами по стране идет для кого-то пока еще диковинный, а для кого-то уже вполне понятный тренд. Ни одна образовательная конференция,.

Фотоотчёт об эколого-образовательной акции «Яркая Экология»Фотоотчёт об эколого-образовательной акции «Яркая Экология» С 20 февраля по 31 марта 2018 года в школах и детских садах Неклиновского района проводится акция «Яркая экология» под руководством Ростовской.

«Курс молодого бойца». Сценарий спортивно-музыкального развлечения в подготовительной группе к Дню защитника Отечества«Курс молодого бойца». Сценарий спортивно-музыкального развлечения в подготовительной группе к Дню защитника Отечества "Курс молодого бойца" - спортивно - музыкальное развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества. Дети заходят под музыку "Защитники Отечества",.

Сценарий развлечения «Курс молодого бойца!», приуроченного к Дню защитника Отечества» (средний возраст, дети с ОВЗ)Сценарий развлечения «Курс молодого бойца!», приуроченного к Дню защитника Отечества» (средний возраст, дети с ОВЗ) Сценарий развлечения «Курс молодого бойца!», приуроченного к Дню защитника Отечества».(средний возраст, дети с ОВЗ) Цель: Создание единого.

Виртуальная экскурсия по родному селу Высокая Гора с презентацией Вослитатель:Ребята, давайте поприветствуем друг друга «Здравтвуйте, Исенмесез» Хеллер ничек?» Дети:» Здравствуйте, хорошо, спасибо! (Исенмесез,.

Эколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участкаЭколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участка Воспоминаем лето. Эколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участка. Воспитатели: Шарапова О. П., Макарова И. В., логопед Смирнова.

Презентация для учителей начальной школы «Духовно-нравственная культура. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве.

Эколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участкаЭколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участка Воспитатели Катунян Л. С. и Жарова С. А. Наша группа приняла участие в конкурсе «Оформление летних участков». Мы постарались красиво,.

Эколого-экономическая сказка «Теремок на новый лад» В зал входит сказочница с детьми. Сказочница Каждый ребёнок знает с пелёнок Старую сказку про теремок Он в поле стоял, не высок и не низок.

Экскурсия в эколого-этнографический музей «Живуны». ФотоотчетЭкскурсия в эколого-этнографический музей «Живуны». Фотоотчет Одной из форм социально-патриотического и нравственно-культурного воспитания дошкольников является музейная педагогика. В нашем комплексе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курс эколого-биологической направленности «С любовью к селу»
Опубликовано: 3 июня 2021 в 16:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Курс эколого-биологической направленности «С любовью к селу»» (включая файлы) размещена пользователем Демиденко Валентина Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД