Лучший педагог года

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

татьяна анатольевна гуляева
Консультация для родителей по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

Патриотическое воспитание начинается в семье.

Семья в нравственно - патриотическом воспитании старших дошкольников.

Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна

Организация: МБДОУ «ДС № 4 «Колокольчик»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

Публикация «Консультация для родителей по патриотическому воспитанию „С чего начинается Родина“» размещена в разделах

Для нас, старшего поколения слова этой песни знакомы и понятны. Это и есть часть ответа на вопрос. А для малыша? Поэтому и ложится на воспитателя задача - помочь ребенку понять, что такое Родина. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к своей семье – родителям, бабушкам, дедушкам. Впечатления, связанные с домом, играют очень большую роль в становлении личности в будущем. Воспитателю необходимо найти верный путь к формированию у ребенка чувства любви к родине через ответственное отношение к любому делу, пусть даже маленькому. В каждой семье есть свои ценности, реликвии, семейные альбомы, награды родственников. Важно, чтобы родители в доступной форме рассказали детям об их истории. Сопереживания по отношению к близким людям - это и есть первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень- воспитание любви к малой родине, природе, местности, традициям, культуре и истории. Третья ступень- воспитание любви к Отечеству, обществу, народу. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности – на занятиях, в играх, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками в системе.

Начиная свою работу по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников 5-6 лет в старшей группе, я как воспитатель столкнулась с рядом трудностей при реализации мероприятий проекта по данной теме. В ходе бесед выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кто входит в семью, порой, не знают, как зовут их родителей, кем они работают. И уж мало, кто имеет понятие о родословной. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у них любовь и уважение к своим родным, прививать чувство привязанности к семье и дому. Семья и есть та опорная площадка, та основа нравственности и патриотизма, да вообще, основа основ всего. На это и должен делать воспитатель ставку в своей работе.

Всем известно, что родители первые и самые главные воспитатели для ребенка, и партнеры для воспитателя. Но, и здесь, как оказалось, не все просто. Ввиду загруженности родителей, отсутствия связей поколений, когда бабушек и дедушек попросту нет, либо они заняты работой, отсутствия способов совместного времяпрепровождения в выходные и других причин, получается, что дети духовно «оторваны» от семьи. Конечно, никакого чувства не возникает у них, когда с ними ведут беседу о семье, о родителях, братьях, дедушках и бабушках. Соответственно, никакой речи о патриотизме и более широких понятиях, чем семья, здесь идти и не может. Сформировать чувства у ребенка по отношению к своим близким – это и есть главная задача на первой ступени нравственно - патриотического воспитания.

Поделюсь опытом работы по теме «Семья и ее корни». Остановлюсь на нескольких наиболее интересных, применяемых мною формах работы. Одна из самых эффективных форм работы - совместное создание Древа семьи (генеалогического древа, родословной).

Считаю, что работу по составлению Древа семьи в детском саду удобнее разделить на два этапа (два года). В старшей группе осуществляется первый этап, включающий в себя подготовительную стадию:

- Подбор необходимой методической литературы, художественной литературы, наглядного материала для родителей, иллюстративного материала по теме «Семья», разработка плана - проекта мероприятий на год по теме «Семья и ее корни».

- Также важно подготовить серию консультаций для родителей : «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Искусство быть родителем», «Как воспитать маленького патриота», «Родословная - традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Мне как воспитателю всегда крайне необходимо «пропустить через себя», то, что хочешь донести до детей. Так как я со своим сыном составляла древо нашей семьи то, проанализировав ход деятельности, легко консультировала родителей, помогала им справиться с этим делом и получить только пользу от совместной деятельности ребенка и его родных;

Положительный отклик у родителей и детей нашей группы нашло создание папки «Мое имя». Целью создания такой папки является: раскрытие ценности личности каждого ребёнка; знакомство детей со значением их имён; воспитание у детей любви к близким и родным людям, которые дали им их имена. В ней описаны значения всех имен детей в группе словами родителей. Когда воспитатель зачитывает информацию о каждом имени, ребенок с интересом относится к своему имени, которое ему дали его родители или другие родственники, как к самому красивому имени. Таким образом, мы добиваемся того, чтобы ребенок полюбил самого себя, свое имя. И переходим к тому, чтобы он начал любить и гордиться своей семьей.

Судя по итогам анкетирования, которое я провела среди родителей, почти все были готовы участвовать в процессе создания Древа семьи. Этот процесс принес родителям и детям много новых положительных эмоций. Некоторые родители и сами не знали свои корни и выражали неподдельную радость от того, что познакомились со своими дальними родственниками, нашли тех, кто был потерян и забыт, завязали общение с теми родственниками, с которыми ранее не общались. Дети с любовью рассказывали о своей семье. Очень приятно видеть «горящие» глаза детей, когда они приносят фотографии своих прабабушек, прадедушек и с гордостью показывают их своим друзьям в группе.

На втором этапе, в подготовительной к школе группе, Древо семьи дополняется гербом семьи, нарисованным детьми и родителями в совместной деятельности. В завершении, ребенок выполняет творческую работу - самостоятельно создает образ своей семьи. Целью такой работы является формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста. Нарисованный ребенком образ своей семьи можно использовать на занятиях по речевому развитию. Дети с увлечением и чувством гордости составляют рассказ о том, какая у них семья, с любовью подбирают для своей семьи добрые, ласковые, нежные слова. Семьи все разные. Наш город имеет многонациональное население (коренные жителей - северные народы; приезжие из других республик, областей и краев нашей великой страны). Поэтому творческие работы получаются интересными, отражающими национальные традиции, обычаи каждой семьи. Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения.

Чтобы у ребенка получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно помочь ему задать себе вопросы: "На что похожа наша семья? Какая она?". Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Всё зависит от творчества того или иного ребенка. Воспитателю важно увидеть, что ребенок творит и получает удовольствие от результата.

Древо семьи лишь создает необходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.

Реализуя план - проект мероприятий «Семья и ее корни», с детьми использовала такие методы и приемы: беседы о семье, родственных отношениях, роде и родословной, чтение и рассказывание устного народного творчества, классической литературы, размышления о прочитанном, разнообразные игры (пальчиковые, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, демонстрационные материалы, отражающие общие представления о семье, постановка танцевальных композиций, вернисажи творческих работ, совместные досуги и праздники, выставки, конкурсы.

Для более увлекательной подачи изучаемого материала по теме «Семья и ее корни» я использовала на своих занятиях макет Древа семьи. Его можно изготовить в виде дерева из фетра или ватмана, прикрепить к нему пустые кармашки в виде листиков. В самом верху дерева кармашек с фотографией ребенка. Заранее попросите детей принести фотографии своих родственников из семейного альбома. И на занятии применяйте для усвоения детьми родственных связей. Ребенку очень сложно осознать, кем ему приходятся члены семьи. Макет древа семьи легко решает эту проблему как универсальное дидактическое пособие. Попросите ребенка найти среди фотографий маму и поместить ее фотографию в кармашек чуть ниже своего фото, фото тети (сестры мамы) в кармашек на одной линии с мамой. Спросите: «Кем тетя приходится маме?» Далее попросите найти фото дедушки. Задайте вопрос: «Куда нужно поместить фото дедушки - в кармашек выше мамы или ниже - и почему?» Спросите: «Кем дедушка приходится маме?» И так далее можно продолжать пока ребенку будет интересно. В результате дети усваивают, что существуют разные поколения, запоминают родственные связи, понимают, почему бабушек и дедушек по двое. Пользу такого макета в изучении темы «Семья и ее корни» и вообще в нравственно- патриотическом воспитании сложно переоценить. Дети играют самостоятельно с Древом, дополняя фотографии рассказами о членах семьи, их профессиях, хобби, описанием внешности. Такой макет способен воссоздать каждую конкретную семью (при необходимости можно добавлять кармашки). Его удобно использовать для развития речи. Оно будет незаменимым атрибутом и на занятиях по формированию математических представлений. Воспитателю несложно будет придумать на его основе задачки. Например, на семейный обед собрались: мама, папа, брат, две сестры и бабушка (ребенок вставляет фотографии названных членов семьи в кармашки). Бабушка и брат вышли из-за стола прогуляться в сад (воспитатель может сам убрать фото бабушки и брата или попросить сделать это ребенка). Сколько членов семьи осталось обедать? (ребенок считает) Древо поможет закрепить понятия «внизу. «вверху, «слева», «справа», повторить порядковый счет.

На заключительном этапе реализации выше указанного плана - проекта для выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейных традициях и т. д. была проведена диагностика, путем устного опроса детей. По результатам проведенной работы с детьми можно сделать следующие выводы. На начало года: дети знают и уверенно называют свои имя и фамилию. Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям, к профессиональной деятельности своих родителей. Имеют элементарные представления о том, что такое семья. Конец года: дети знают и уверенно называют имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Дети знают и называют слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, могут пожалеть, посочувствовать. Стараются радовать старших своими хорошими поступками. После проведенной работы дети подготовительной к школе группы имеют высокий уровень знаний по данной теме. У ребят в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы сформировались представления о семье и своей родословной.

Успешное решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии взаимодействия дети-родители-воспитатели, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей.

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Мы верим в то, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. А поможем им в этом мы - воспитатели детского сада.

1. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается родина [Текст] : методическое пособие / Л. А. Кондрыкинская. – М: ТЦ Сфера, 2003. – 192с.

2. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М: Мозаика Синтез, 2011. – 336с.

3. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной [Текст] : пособие для педагогов и родителей / Е. К. Ривина. – М: Мозаика-Синтез, 2008. – 126с.

4. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : методическое пособие / Г. С. Швайко. – М: Гуманит. изд. Владос, 2005 – 144с

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : методическое пособие / Д. Б. Эльконин. – М: Академия, 2007 – 384с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт экскурсии «С чего начинается Родина?»Фотоотчёт экскурсии «С чего начинается Родина?» "С чего начинается Родина?" Все знают слова этой песни. А что же такое Родина? Конечно, это любимая семья, родной дом, твоя улица, твой.

«С чего начинается Родина?» Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "С чего начинается Родина?" Задачи: 1. Воспитывать у школьников чувства любви и гордости.

Беседа «С чего начинается Родина?» Подготовительная к школе группаБеседа «С чего начинается Родина?» Подготовительная к школе группа Беседа "С чего начинается Родина?"Выставка рисунков "Мой город".Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом, расширяя знания о памятных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
Опубликовано: 16 мая 2024 в 19:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна анатольевна гуляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД