Лучший педагог года

Родной язык в ДОУ

Науменкова Алла
Родной язык в ДОУ

Родной язык в ДОУ

Овладение родным русским языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в

современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и

обучения детей. Согласно типовой образовательной программе дошкольного

образования «Растим личность» одним из целевых ориентиров дошкольного

образования является овладение устной речью. На этапе завершения

дошкольного образования ребёнок может выражать свои мысли,

Публикация «Родной язык в ДОУ» размещена в разделах

использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в

словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. [4, стр. 11]

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его

эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения

родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме

отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя

речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем

эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. [1, стр.

20]

Родной язык помогает ребенку войти в окружающий мир, открывает

широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи

дошкольник познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В

государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ГОС

ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область:

речевое развитие.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования

определяет речевое развитие следующим образом : Речевое развитие

включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение

активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2,

п. 2.3.]

Обучение русскому языку в дошкольных образовательных

учреждениях осуществляется на занятиях по развитию речи; на

интегрированных занятиях; на играх-занятиях, а также вне занятий, в

процессе ознакомления с окружающим миром, природой, во время чтения

произведений художественной литературы, в ходе режимных моментов – как

в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной

деятельности воспитанников (таблица № 1). В ДОУ проводятся праздники,

связанные с русским языком и культурой : литературно-музыкальные

праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров

и др.

Формы обучения русскому языку в ДОУ :

Основными задачами обучения русскому языку в ДОУ являются :

­ формирование устной речи и навыков речевого общения с

окружающими на основе овладения русским литературным языком;

­ обогащение активного словаря;

­ практическое овладение нормами речи;

­ развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи, исправление региональных речевых ошибок;

­ развитие речевого творчества;

­ развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

­ формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Основные содержательные линии обучения русскому языку :

– развивающая речевая среда;

– формирование словаря;

– грамматический строй речи;

– звуковая культура речи;

– связная речь [3, стр 6]

Формирование словаря.

Задача формирования словаря детей этого возраста заключается

обогащении словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных

слов, а также новых значений рядов, уже имеющиеся в их лексиконе.

Закрепление и уточнение словаря: углубление понимания уже известных

слов; развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

Развитие умения обобщать, сравнивать, противопоставлять, а также вводятся

в словарь слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет.

Формируется умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств,

качеств и действий. Проводится педагогом работа над смысловой стороной

слова. Расширяется запас синонимов и антонимов, многозначных слов,

формируется оценочная лексика.

Грамматический строй речи дошкольников.

Совершенствуются умения согласовывать существительные с

числительными и прилагательными; формируется умения использовать

несклоняемые существительные; формируется умение дошкольников

образовывать формы множественного числа существительных,

обозначающих детенышей животных, образовывать однокоренные слова по

образцу; развивается умение составлять простые и сложные предложения.

Звуковая культура речи дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование

правильного звукопроизношения и слово словопроизношения. Развитие

речевого слуха. Развитие речевого дыхания. Развитие моторики

артикуляционного аппарата. Выработка дикции – отчетливого и внятного

произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.

Воспитание культуры речевого общения как части этикета. Формирование

выразительности речи - развитие умения пользоваться высотой и силой

голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями с

использованием скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов. Дети

учатся дифференцировать пары звуков, поддерживается умение правильно

произносить все звуки русского языка. Учатся называть слова с заданным

звуком, определяют место звука в слове

Связная речь дошкольников

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной

речи – диалога и монолога. Диалогическая: умение более точно отвечать на

вопросы, объединять в пространственном ответы реплики товарищей,

отвечать на вопросы и кратко, и распространенно; развиваются умения

участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не

перебивать его, не отвлекаться; формируется умения формировать и задавать

вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять,

исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения

других людей; умение сдержанно общаться по поводу игр, прочитанных

книг, просмотренных мультфильмов. Монологическая: умение связано,

последовательно пересказывать литературные произведения без помощи

воспитателя; обучение составлению повествовательных рассказов по серии

сюжетных картинок: 1) развитию сюжета 2) соблюдению композиции 3)

последовательное изложение; развивается умения давать развернутое

описание игрушек, предметов картин; составление рассказа из личного

опыта; формируется элементарные представления о структуре описания и

повествования.

Немаловажным фактором полноценного речевого развития детей

является благоприятное социальное окружение. Оно обеспечивает

межличностное общение при всех видах коммуникации и представляет собой

языковую модель для подражания. Положительные эмоции способствуют

активности ребенка в общении. Для развития речи необходимо

многообразное постоянное общение со взрослым» а именно - рассказывание,

беседы, чтение книг и др. Чтобы правильно научиться говорить нужна

огромная, разнообразная, инициативная практика речи. Взрослые

должны развивать речевую активность ребенка, помогать ему преодолевать

скованность и застенчивость, выбирать игры и увлечения, связанные с речью.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред,

пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр

«Академия», 2000. - 400 с.

2. Государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. Приказ Министерства образования и науки Донецкой

Народной Республики от 04 апреля 2018 г № 287

3. Концепция «Филологическое образование: русистика», приказ

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от

16.02.2016 №143

4. Типовая образовательная программа дошкольного образования

«Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В. ,

Макеенко Е. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова

Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки,

2018. – 208 с.

Публикации по теме:

Досуг в подготовительной группе «Живой язык» Вед1.:-Здравствуйте,дорогие ребята! В рамках недели «Живого языка» мы предлагаем вам принять участие в увлекательной викторине «Вопросы.

Фотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группыФотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группы Фотоотчет "Родной язык, дружи со мной" с детьми подготовительной группы Хакасский язык – это бесценное богатство, дарованное нам с рождения,.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Консультация для родителей «Иностранный язык с пеленок» Скорость жизни, условия жизни и многие другие факторы приводят к тому, что развитие современного поколения детей происходит намного быстрее,.

Консультация для воспитателей «Родной язык — «удивительный педагог» Консультация для воспитателей «Родной язык – «удивительный педагог» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию данную работу, и надеюсь.

НОД в средней группе «Язык жестов и движений» Цель: Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки,.

Предметно-пространственная развивающая среда. Английский языкПредметно-пространственная развивающая среда. Английский язык В соответствии с ФГОС ДО развивающая среда представляет собой хорошо оборудованное пространство. Кабинет английского языка (ЛФК) оснащён:.

Презентация для 2 класса «Русский язык. Повторение» В презентации представлены материалы для повторения таких правил, как: 1)Правильное написание имен собственных, 2)Правила переноса слов,.

Сценарий праздника «Родной язык всегда останется родным» Цель: вызвать интерес детей к изучению и сохранению родного языка. Задачи: способствовать развитию у детей интереса к мокшанскому языку,.

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык» "Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Родной язык в ДОУ
Опубликовано: 7 октября 2020 в 20:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родной язык в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Науменкова Алла в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД