Лучший педагог года

Роль современной мультипликации в воспитании детей дошкольного возраста

Любовь Пистрюга
Роль современной мультипликации в воспитании детей дошкольного возраста

Роль современной мультипликации в воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье будет рассмотрен вопрос о неоднозначной роли современной мультипликации в воспитании ребенка. С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны плохого и хорошего поведения, ребенок учится воспринимать себя позитивно, т. е. они выступают как одно из эффективных средств воспитания. С другой стороны, современные мультфильмы лишены нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на развитие ребенка.

Публикация «Роль современной мультипликации в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование влияния современных мультфильмов на воспитание личности ребенка. По данным ЮНЕСКО, дети 3–6 лет смотрят мультфильмы в среднем 3–4 часа в день, что составляет 25 часов в неделю. Это значительно превосходит время их общения со сверстниками и взрослыми; время, затраченное на игры.

Одни учёные считают, что мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно–следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности. Это подчеркивают А. Ф. Бурухина, Е. А. Гаваза, А. Ф. Лалетина.

По прогнозам других ученых, современные технологии - это новейшие приемы манипулирования сознанием, которые представляют наибольшую опасность для маленьких телезрителей. Именно дети, по данным психологов — наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с экрана телевизора или другой техники. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

Мультфильм способен полностью сосредоточить на себе внимание ребенка, а значит, является мощным элементом воспитания и развития подрастающего поколения. Следовательно, очень важно правильно подобрать репертуар, учитывая при этом возраст, интересы, способности и возможности детей. Очень многое в данной ситуации зависит от родителей. Желательно взрослым самим просматривать мультипликационные ленты до показа детям. Важно обсуждать и анализировать увиденное вместе с ребенком. В этом случае вредное воздействие можно свести к минимуму. Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста: они близки по своим развивающим, воспитательным возможностям к сказке и игре.

Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, нормы хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться с трудностями, уважительно относиться к другим. Таким образом, мультфильм — эффективное средство воспитания ребенка.

К положительному влиянию мультфильмов можно отнести следующее:

1. Разнообразие детского досуга.

2. Пополнение словарного запаса и расширение кругозора.

3. Улучшение коммуникации между детьми на почве общих интересов.

4. Невольное включение в происходящее действие, примерка на себя различных жизненных ситуаций и социальных ролей, анализ поведения героев и их поступков, а также соответствующие выводы. Можно сказать, что это своего рода жизненный опыт: отработка понимания «что такое хорошо и что такое плохо».

5. Развитие логики и умения находить причинно-следственные связи.

6. Хороший мультфильм – верное средство отвлечения и успокоения малыша, а также проверенный способ переключения с негатива на позитив.

7. Развитие фантазии и эстетического вкуса.

С другой стороны сюжеты многих современных мультфильмов, как российских, так и иностранных, часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады и т. д. Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке–3» смерть короля–жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка бьет льва. Король в «Шрек–2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок («Шрек–3»! В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты–2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.

Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые. Например, Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя? Мультфильм «Черепашки-ниндзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов).

Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «дурак», («Шрек», «будь он проклят» («Тачки», «ну что припухли, сборище трусливых вонючек? («Сезон охоты– 2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар», «втюрился» («Тачки», «офигительность» («Сезон охоты–2»).

Многие родители замечают, что под влиянием регулярного просмотра анимационного фильма «Маша и медведь» их малыши начинают вести себя в реальной жизни так, как главная героиня: становятся неуправляемыми и не слушаются родителей, балуются и крушат все в доме, мучают животных. Дети то и дело попадают в переделки, чтобы привлечь к себе внимание взрослых.

Приятно осознавать, что в настоящее время еще не потеряли актуальность добрые, проверенные временем советские мультфильмы: Дюймовочка, Дед Мороз и лето, Простоквашино, Кот Леопольд, 38 попугаев, Винни Пух, Карлсон, Маугли, Котенок по имени Гав, Мороз Иванович, Умка, Бременские музыканты и многие-многие другие. К тому же сейчас появились продолжения полюбившихся многим мультфильмов. Большинство детских мультфильмовсегодня легко найти в онлайн-формате.

Однако не стоит упускать из виду и отрицательное влияние длительного пребывания перед экраном, на которое не устают указывать детские психологи и физиологи.

Вред от просмотра мультфильмов можно условно разделить на физиологический и психо-эмоциональный. Долгий мульт-сеанс предполагает продолжительное нахождение в вынужденной позе и неотрывное слежение за картинкой. Возникает избыточная нагрузка на позвоночник, которая может привести к искривлению, а также перенапряжение органов зрения. Кроме того, необходимо следить, чтобы звук не был слишком громким. Ведь ребенок, захваченный интересным сюжетом, не замечает, что устал. Поэтому ни в коем случае не нужно забывать о подвижных играх и своевременных прогулках. Мы предлагаем ряд рекомендаций для того, чтобы просмотр мультфильмов стал не только развлечением, но и эффективным способом развития вашего ребёнка.

Мы предлагаем ряд рекомендаций для того, чтобы просмотр мультфильмов стал не только развлечением, но и эффективным способом развития вашего ребенка:

1. Выбор мультфильма должен осуществляться взрослым. Необходимо выбирать мультфильмы по возрасту ребенка, чтобы он понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета.

2. Совместный просмотр мультфильмов. После просмотра мультфильма необходимо поговорить с ребенком об увиденном.

Исходя из всего сказанного можно сделать вывод о том, что мультфильмы являются действенным средством формирования нравственных ценностей детей дошкольного возраста, но при условии, что их нравственное содержание соответствует целям нравственного воспитания, способствует решению нравственных задач, то есть учит детей положительному примеру достойного поведения. Следует помнить, что в период формирования личности и развития нравственных качеств и привычек ребенок дошкольного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка добрыми, веселыми, нравственно развивающими мультфильмами, знакомящими детей с нравственными понятиями и моральными нормами в разных их проявлениях.

Список использованной литературы

1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. // Искусство в школе. 2009. № 6. С 13-16.

2. Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм.

3. Велинский Д. В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов

4. Горичева В. С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.

5. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С. 54–59Тимофеева Л. Л. «Мультфильмы руками детей»

6. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8. С. 20 – 23

7. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М. : Просвещение, 2007. 175 с.

8. Нагибина М. И. Волшебная азбука; Анимация от А до Я: Учебное пособие для начального мультимедийного образования / М. И. Нагибина, художник И. П. Мурашова. – Ярославль: Изд-во «Перспектива», 2011

9. Милборн А. Я рисую мультфильм. М. : РОСМЭН, 2006. 64 с.

10. Смольникова К. Мультик своими руками. Смольникова К. // Саткинский работник. — 2011. — № 15. 04. 2011

11. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10. С. 25 – 28

12. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста»Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста». Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – ноябрь 2021.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль современной мультипликации в воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2023 в 13:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль современной мультипликации в воспитании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Пистрюга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД