МААМ-картинки

Роль сенсорного развития в жизни детей младшего дошкольного возраста

Копейка Марина
Роль сенсорного развития в жизни детей младшего дошкольного возраста

Важную роль в воспитании ребенка с раннего возраста играет сенсорное развитие. Ведь именно ощущения помогают формировать целостные образы предметов, которые окружают ребенка.

Педагог-новатор Мария Монтессори была убеждена, что сенсорика неразрывно связана с эстетическим развитием. То есть, чем больше человек ощущает различия оттенков, запахов, вкусов, тем больше у него развито чувство прекрасного. Также она отмечала связь уровня сенсорного развития с фантазией. Повышенная чувствительность сенсорных органов к внешнему миру помогает выделять самые мелкие детали, на основе которых и строятся оригинальные, уникальные образы.

Публикация «Роль сенсорного развития в жизни детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для каждого возраста существуют свои средства накапливания сенсорного опыта. К ним относятся дидактические игры, изобразительная, конструктивно – модельная, познавательно – исследовательская и музыкальная деятельности.

Работая с воспитанниками младшего дошкольного возраста, я считаю необходимым создавать все условия для накопления сенсорного опыта через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия. Чем ярче и разнообразнее будет материал для сенсорного развития, тем больше он вызовет интерес у ребенка. Очень важно закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам. Я выбрала эту тему не случайно. Очень часто мамы из-за своей занятости не могут уделить много времени малышу, и он испытывает недостаток в слуховых, тактильных и зрительных ощущениях, воспринимает окружающий мир однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с разными объектами – главная цель моей деятельности.

Учитывая, что игра является основной формой организации жизни детей, сенсорное развитие осуществляю через игровую деятельность. Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки, забавные прищепки, мешочки, корзинки, липучки, разноцветные коробки, игры со светом и цветом. Все пособия и игры делаю сама. Наработанным опытом хочу поделиться с вами.

1. Я предлагаю один из множества вариантов пособия "Сортер"

Цель игры:

- формировать умение различать, правильно называть и группировать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый);

- развивать координацию движений;

- развивать мелкую моторику рук.

Предлагаю детям разложить палочки в соответствии с цветом аппликации на мешочке. Можно предложить сортировать, таким образом, не только палочки, но и геометрические фигуры, вырезанные из фетра, цветной бумаги или картона. Сортировать можно по форме (круг, треугольник, квадрат, по размеру (большие к большим, маленькие к маленьким).

2. Следующее пособие, созданное своими руками для сенсорного развития это дидактическая игра "Слоненок - Сенсоренок".

В основе этой игры лежит все тот же «волшебный мешочек», где на ощупь надо найти и угадать разные предметы.

Цель игры:

- закрепить умение определять знакомые геометрические фигуры, различать игрушки;

- определять предметы различной фактуры на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Можно сложить в "слоненка" мелкие игрушки, овощи, фрукты и узнавать их на ощупь или вытаскивать по описанию. Предложить детям тактильным образом узнать геометрические фигуры, назвать количество предметов, определить свойства (мягкий, твёрдый, деревянный, железный, гладкий, шершавый и т. д.) Ребятам всегда весело играть в эту игру. Игра всегда вызывает смех и желание узнать что же спрятано в «слоненке».

3. Игры с прищепками. Еще одна игра, о которой я хочу вам рассказать это «Стирка».

Цель пособия:

- развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, память, мелкую моторику;

- формировать восприятие качества предметов;

- учить совместной игре и взаимодействию в коллективе.

Выбрать и развесить при помощи прищепок предметы одежды одного цвета. Игру можно дополнять предметами одежды, сделанными из разного материала или для разных сезонов, предложить малышу сгруппировать предметы по разным признакам и объяснить, почему он так сделал.

«Урожай». По такому же принципу я сделала другую игру с прищепками. Это пособие очень помогает при ознакомлении с овощами и фруктами.

«Мы корзины принесем,

Урожай наш соберем»

Убираем и сортируем в разные корзины овощи и фрукты. Вариантов использования этого пособия тоже несколько. Можно группировать по вкусу, цвету, форме, назначению и пр.

4. Игры с фонариком.

Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!

А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался в ней? Если взять картинку с нарисованным стогом сена, а сзади этой картинки поставить ослика или лошадь – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался за стогом?» Так и появились игры с фонариком!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно угадывать героев сказок, находить ответы на вопросы и загадки, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня спрятался в картинке.

В заключение хочу сказать, что у детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. Поэтому я буду и в дальнейшем придумывать, изучать и создавать игры и пособия для гармоничного развития моих воспитанников.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возрастаДидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие предназначено для сенсорного развития детей дошкольного возраста, всех возрастных групп. Цели и задачи зависят.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сенсорного развития в жизни детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 мая 2022 в 12:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сенсорного развития в жизни детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Копейка Марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД