Получи документы

Реализация экологического воспитания в развитии речи детей среднего возраста посредством проекта «Огород круглый год»

Юлия
Реализация экологического воспитания в развитии речи детей среднего возраста посредством проекта «Огород круглый год»

Информационная карта проекта

Тип – практико-ориентированный.

Вид – творческий, познавательно-исследовательский.

Сроки реализации : долгосрочный (апрель - май) 2023 г. -2024г.

Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители.

Актуальность: Настоящим проектом я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности детского населения. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Публикация «Реализация экологического воспитания в развитии речи детей среднего возраста посредством проекта „Огород круглый год“» размещена в разделах

Способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

В дошкольном возрасте у ребенка активно проявляется стремление к самостоятельности, творческие способности, развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Цель проекта : формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.

Задачи проекта :

Для работы с детьми

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через : Наблюдения за ростом растений, овощей; Беседы о значении овощей в жизни человека; Опытно-экспериментальную деятельность.

2. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном, развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

4. Формировать коммуникативные навыки.

5. формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;

6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

7. Обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений,провести праздник урожая совместно с родителями.

8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности.

Для работы с родителями

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2. Выполнять совместные задания по проекту.

Методы:

Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, сюжетно- ролевые игры, игры-забавы.

Словесные: Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций, альбомов, компьютерная презентация по теме: «овощи», рассказывание стихов, потешек, сказок.

Практические: Наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений.. Подготовка почвы, грядок, посев семян, уход за растениями, сбор урожая, подготовка к празднику, чаепитие, угощение гостей, выращенными овощами, подарки для всех участников, выставка рисунков.

Наглядные: Показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.

Краткое содержание проекта

Предполагаемый результат:

Для детей : Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Этапы реализации проекта :

I этап –установочный

Определение цели и задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

Сбор информационного материала, составление плана мероприятий по организации детской деятельности

Задачи:

Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на грядке;

Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы 1 этапа:

Сбор информации, материалов по теме;

-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

-Анкетирование родителей;

- Конкурс среди родителей "Образ будущего огорода и клумб"

-Организация предметно - развивающей среды;

-Разработка цикла наблюдений, занятий;

-Беседы

II этап – подготовительный

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.

-Составление плана работы над проектом.

- Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

III этап (реализация проекта)-познавательно-исследовательский

Основная часть.

Этап 1. Подготовительный.

1. Чтение художественной литературы об овощных культурах и культурных растениях.

2. Заучивание стихотворений об овощах и культурных растениях;

3. Создание лепбука, огород из фетра по теме : «огород круглый год», кубики «Овощи», кубика Блума.

4. Подбор репродукций, картин, открыток, фотографий, посвященный огороднической деятельности.

5. Опытно - экспериментальная деятельность:

1 Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)

Формы работы с детьми:

Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).

Тематические беседы: «Растения живые организмы».

Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения. Развивать такие качества, как сопереживание и сочувствие живому организму при нарушении целостности.

Гипотеза 1: Нужно ли растениям солнце?

Провести опыт с детьми: одно растение растет на солнышке, другое накрыто колпачком. Что случиться с накрытым растением?

Гипотеза 2: Нужна ли вода растениям?

На основе сравнительного анализа подвести детей к выводу, что без воды растение погибнет. Провести опыт с детьми: одно растение не поливать в течение нескольких дней. Сделать выводы, что с ним будет? Как можно «вылечить» растение?

Гипотеза 3: Нужно ли растениям тепло?

Наблюдение из окна. Подвести детей к пониманию, что в холодное время года природа «спит», а весной когда на улице становиться теплее «просыпается», растения начинают расти. Сделать выводы, что растения могут расти только в тепле.

Гипотеза 4: Зачем растению корень?

Подвести детей к пониманию назначений основных органов и частей растений: корень всасывает воду и служит опорой растению. Провести опыт с детьми: посадка лука в стеклянной банке. Наблюдение за ростом корней и водой в банке.

Наблюдения за ростом растений.

1. Только из семечка вырастет растение. Опыт с детьми: посадить в почву семечко и камушек.

2. Из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий растение быстрее растет.

3. От величины семечка не зависит количество выращенных растений.

4. Подвести детей к выводу - из семечка помидора не вырастит репа, а вырастит только помидор.

6. Проведение акции «Посадка овощей на огороде».

Лозунг: «Мы посадим огород - витамины круглый год».

Подготовка к акции.

Чтение художественной литературы:

1. Чтение художественной литературы об овощных культурах:

-Русская народная сказка «Репка»

-Белорусская сказка «Пых»

-Русская народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»

-Стихотворение Юлиана Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»

-Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»

1 Информированность родителей о предстоящей деятельности.

Оформление папки – передвижки, размещение справочной информации

по данной теме в родительском уголке.

2 Беседы с детьми:

«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».

«Овощные культуры, которые можно посадить на огороде».

«Что мы знаем об овощах».

Дидактические игры:

Изготовление и приобретение дидактических игр, направленных на формирование и развитие экологического познания окружающего мира:

Подвижные игры:

«Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»

Сюжетно - ролевые игры:

Изготовление масок овощей и фруктов для проведения сюжетно-ролевой игры «Овощной магазин».

- Рассматривание альбомов, фотографии, иллюстрации, картин,

слайд-шоу, посвященных огороднической деятельности.

- Подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок об овощных культурах.

Экспериментирование:

Рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: огурцов, томатов.

Этап 1. Выбор овощных культур.

Предложить детям рассмотреть, приготовленные заранее картинки с изображением овощных культур разных сортов (для средней группы, и рассказать об особенностях выращивания каждой культуры.

Выбор овощей и сортов. Попросить родителей приобрести выбранные семена.

- Подготовка инвентаря для посадки семян помидоров и огурцов совместно с родителями.

1. Веселый конкурс «Чьи семена взойдут первыми?».

Группа делится на 5 команд, каждая команда сажает свое семечко, ухаживает за ним, ведет дневник наблюдений. Победит та команда, чье семечко первым проросло.

Подготовка одинаковых подарков для всех команд, участвовавших в конкурсе.

2. Подготовка грядок для высадки рассады в огород.

3. Подготовка инвентаря.

4. Изготовление календаря- графика наблюдений за ростом растений

и табличек – указателей. В календаре наблюдений фиксируется рост и развитие растений.

Наблюдения ведется отдельно за каждым растением, указывается дата и делается зарисовка роста растения. Наблюдения проходят вместе со всеми детьми.

Этап 2. Начальный.

Проведение акции.

1. Создание грядок.

2. Высадка рассады, посев семян, полив.

3. Праздничный концерт; выставка детских рисунков.

4. Чаепитие. Угощение гостей вкусными салатами с добавлением выращенной зелени петрушки, укропа, лука на подоконнике.

5. Подарки для участников акции.

Этап 3. Основной.

Уход за посевами: полив, рыхление, прополка, разрядка.

1. Рассматривание инструментов, определение для чего они нужны.

Лейка нужна для полива.

Количество воды определяется в зависимости от размера грядки

и размера растений. Поливать нужно равномерно, чтобы все

растения могли напиться. Вспомнить, что случилось с растением,

которое мы не полили (опыт проводился на подготовительном этапе

проекта).

Подвести детей к пониманию, что в дождливую погоду поливать не нужно, а в жаркую можно полить обильнее.

Рыхлитель (пластиковый) нужен для рыхления земли.

Рыхление необходимо, чтобы земля была мягкой, и хорошо впитывала, но не глубоко, чтобы не повредить корни.

Провести опыт с детьми: одну грядку не рыхлить. Во время полива дети

увидят, что через твердую, плотную корку вода почти не проходит.

Этап 4. Заключительный.

1. Сравнительный анализ помидора и огурца.

1. Рассматривание помидора : Строение, форма, цвет, величина листьев и овоща. Какой плод на ощупь, на вкус, какая снаружи, внутри?

2. Рассматривание огурца : Строение, форма, цвет, величина листьев и овоща. Какой плод на ощупь, на вкус, какая снаружи, внутри?

3. Вывод: у этих растений одинаковое строение но, разная форма, величина. Они разные на вкус. У помидора и огурца плод созревает на поверхности земли.

4. Праздник урожая. Приглашаются родители, дети старших групп.

5. Проведение мастер-класса в рамках проекта.

Чаепитие. Всех гостей дети угощают выращенными овощами, овощными салатами. Всем участникам дарятся подарки.

IV этап – обобщающий

Полученный результат реализации проекта :

В ходе реализации проекта «Огород круглый год» предполагаемые результаты были достигнуты:

-Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;

-Собрали богатый материал по темам «культурные растения», изготовили дидактические игры «собери картинку», «третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;

-Пополнили словарный запас детей;

-На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;

-Дети стали различать и уверенно называть овощи, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.

-Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.

-Презентация проекта : представление опыта работы по проекту на педагогическом совете, презентация фотоальбома «Огород круглый год».

- Результаты проекта представлены на общей конференции.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.

6. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведение экологического проекта «Веселый огород»Фотоотчет о проведение экологического проекта «Веселый огород» Приветствую вас, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о проведении экологического проекта "Веселый огород". Актуальность.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Фотоотчет «Реализация проекта «Наш веселый огород»Фотоотчет «Реализация проекта «Наш веселый огород» Фотоотчет: "Реализация проекта "Наш веселый огород". Целью моей работы по выращиванию огорода на окне было направлено на развитие познавательного.

Фотоотчёт о второй неделе экологического проекта «Наш любимый огород»Фотоотчёт о второй неделе экологического проекта «Наш любимый огород» Долгосрочный проект. Цель: воспитывать любовь к труду, природе. Узнать, как появляются корни и ростки у будущих растений. Ход работы: 1-я.

Фотоотчёт о восьмой неделе экологического проекта «Наш любимый огород»Фотоотчёт о восьмой неделе экологического проекта «Наш любимый огород» Цель: активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в поливе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация экологического воспитания в развитии речи детей среднего возраста посредством проекта «Огород круглый год»
Опубликовано: 13 марта 2024 в 13:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация экологического воспитания в развитии речи детей среднего возраста посредством проекта «Огород круглый год»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД