МААМ-картинки

Развитие творчества детей на основе этнокультурного материала

Уланова Виктория
Развитие творчества детей на основе этнокультурного материала

Развитие творчества детей на основе этнокультурного материала

Уланова В. В., воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с №75 г. Белгорода

С самого раннего детства ребенок знакомится с потешками, песенками, закличками, русскими народными сказками, слушает народную музыку. Посещая дошкольное учреждение, дети, как правило, участвуют в проведении различных фольклорных праздников, которые играют немаловажную роль в приобщении воспитанников к истокам русской народной культуры. Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Праздник – это день, наполненный радостью, весельем, когда все вокруг объединяются. Особое значение он имеет для ребенка. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес. Они с удовольствием участвуют в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала и группы. Проведению праздника всегда предшествует предварительная работа. Я знакомлю детей с песнями, традициями, хороводами, соответствующими тематике события (Покров, Коляда, Пасха, воспитывая любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова. Знакомя с русскими народными праздниками, обращаюсь к произведениям русских художников. Перед Масленицей можно показать репродукции картин «Масленица» Б. М. Кустодиева, «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, где в ярких красках художники изображают народные гуляния на Масленицу: веселую ярмарку с песнями, плясками, базаром, взятием снежного городка. Заключительным этапом весенних народных празднований будет проведение Масленицы с детьми всего детского сада.

Публикация «Развитие творчества детей на основе этнокультурного материала» размещена в разделах

Интерес к прошлому, который возникает на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своей истории, к культуре, быту народа является общемировой тенденцией. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий из поколения в поколение все самое ценное – это народ без будущего. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка. Этот период наиболее благоприятен для знакомства с народным фольклором. Именно традиционный народный фольклор помогает ребенку реализоваться творчески, раскрывает таланты, а главное – естественно развивает его личность. Народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Поэтому, развивать у детей любовь к народному творчеству необходимо начинать с самого раннего возраста. Знакомя дошкольников с народными промыслами, традициями и праздниками, я формирую у них представления о взаимосвязи музыкального фольклора, устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства. При этом планирую воспитательно-образовательную работу в системе, выстраивая ее в циклы.

Если в дошкольном образовательном учреждении есть музей народной культуры или уголок «Русская изба», то знакомство с русскими праздниками, обрядами и традициями лучше проводить там. В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» поселка Борисовка создан такой уголок, в котором есть выбитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца, домотканые половики. Важным атрибутом «избы» является кукольная композиция «Семья» в русских народных костюмах. Она создана руками воспитателей на основе русских обрядовых кукол. Куклы сопровождают нас всю жизнь, они не только развлекают, но и поучают. Куклы доступны, понятны, интересны всем детям. Куклы «живут» в уголке «Русской избы». Они очень любят «общаться» с детьми, встречать гостей в «избе» и сами часто приходят в группу. Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы – носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их «слушать». Образовательная деятельность с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенная - дети узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно и начинаться в семье.

Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки, загадки, книги.

В мини – музее дети знакомятся с народным костюмом, который является своеобразным языком культуры, знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

Большое внимание отводится ознакомлению дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством. Это помогает решать задачи развития творческих способностей детей. Эта работа начинается с составления перспективного плана, учитывает не только их возраст, но и уровень знаний, умений и изобразительных навыков. Определив, с какими видами искусства будут знакомиться дети, намечаем последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумываем связь тематики образовательной деятельности в группе с работой музыкального руководителя.

При ознакомлении дошкольников с народными промыслами используем следующие формы работы: организация выставок; беседы по ознакомлению с искусством; художественная деятельность по декоративному рисованию, лепке, аппликации; проведение праздников и досугов.

В процессе ознакомления с декоративным искусством прививаем детям умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций промысла, создает каждый раз новое произведение. Это помогает детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают.

С детьми старшего дошкольного возраста периодически проводим художественно – продуктивную деятельность творческого характера, на которой они придумывают узоры в стиле какой – либо росписи. Например, предлагаем нарисовать эскиз ткани Снежной королевы, используя мотивы Гжели. В нашем детском саду вошло в практику – привлекать детей, под руководством педагога, к росписи декораций к спектаклям настольного театра, рисованию эскизов костюмов героев сказок, оформлять рамки для выставок рисунков и фотографий.

Сделать ознакомление с декоративно – прикладным искусством интереснее и разнообразнее воспитателю помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он развить творческие способности детей, воспитать любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

Знакомя детей с русской народной культурой, её праздниками, с устным народным творчеством, декоративно – прикладным искусством, мы приобщаем детей к русским традициям, общечеловеческим нравственным ценностям, истории своей Родины, воспитываем любовь к родному дому, родному краю.

Публикации по теме:

Проект «Дорога к истокам народного творчества» Проект «Дорога к истокам народного творчества» Дубина О. В. Муз. руководитель МДОУ №224 г. Кемерово Цель проекта: Разработать и экспериментально.

Реализация проекта «В гостях у сказки» В течение 3 месяцев я вместе с детьми и родителями своей группы, а также при поддержке педагогов нашего детского сада работала над проектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творчества детей на основе этнокультурного материала
Опубликовано: 20 января 2014 в 11:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творчества детей на основе этнокультурного материала» (включая файлы) размещена пользователем Уланова Виктория в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД