Папки-передвижки

Развитие связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров

Светлана Краснокутская
Развитие связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров

Краснокутская Светлана Петровна

воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное Белгородского района Белгородской области»

(Белгородский район, п. Разумное, Россия)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров» размещена в разделах

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения речи. Поэтому одним из значимых приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение родной речью. А так как дошкольное образовательное учреждение – первое и важное звено в общей системе образования, то педагоги и родители должны уделять особое внимание развитию речи детей. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Но, в наши дни в жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных слов из иностранных языков, что угрожает родному языку, а, следовательно, и общей культуре.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). В наше время из-за сложных социальных условий или же в силу занятости родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи своего ребенка на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, малые жанры фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки) почти не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях старшей группы. В своих трудах К. Д. Ушинский отмечал, что с каждым годом в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. А ведь, фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Устное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. При помощи произведений фольклорного жанра можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников. Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать речь и творческие способности детей. Однако сегодня при ознакомлении старших дошкольников с фольклором нередко выдвигается лишь содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.

Л. В. Градусова отмечает, что значительная роль в решении задач литературного образования дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Н. С. Карпинская, А. П. Усова, Е. А. Флёрина).

Процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров в условиях ДОУ наиболее эффективно будет происходить при реализации следующих педагогических условий:

- если воспитатель будет использовать в своей работе речевую мотивацию;

- интегрировать речевое развитие с другими образовательными областями;

- применять в качестве развивающего потенциала малые формы фольклора в создании речевой среды.

Если рассматривать первое условие, то можно отметить что речь ребенка возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только присутствуют мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но то, что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение, чтобы высказать свои мысли и чувства (43, 88). Исследователи, раскрывая психологические процессы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, выдвигают на первый план мотивацию, рассматривая ее как импульс для всего речепроизводства (43, 90).

Мотив является важнейшим компонентом в структуре речевой деятельности, от него зависит и качество речи, и успешность обучения ребенка в школе. В повседневном общении детей мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Следует отметить, что в ходе образовательной деятельности у детей часто пропадает естественность и непринужденность общения, сбивается натуральная коммуникативность речи : ребенок может просто отвечать на вопрос педагога, пересказывает что-либо, что-то повторяет. Психологи отмечают, положительная мотивация речи повышает эффективность образовательной деятельности (28, 53). Отсюда стоит отметить, что формирование педагогом положительной мотивации действия для каждого ребенка в процессе общения является существенной задачей. Здесь важно учитывать возрастные особенности дошкольников, а для детей старшей группы применять различные увлекательные приемы, активизирующие их речевую активность и инициативность, содействующие развитию творческих речевых умений и навыков (3, 143).

Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, которое влияет на переход образцов речи в его собственную активную речь. Этому способствует непринужденная, естественная среда, о которой должен позаботиться педагог, чтобы приблизить характер общения с детьми к естественным условиям. (55, 221).

При рассмотрении условия интеграции речевого развития с другими образовательными областями можно отметить, что речевое развитие взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, следует общаться детям и педагогу различными методами общения, как вербальными, так и невербальными. Эти методы можно использовать с самого утра, когда начинаются режимные моменты. Здесь развиваются навыки культурного общения: Для прощания и встречи Много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,

«До свиданья!», «Будь здоров!»,

«Я вас рада видеть очень»,

«Мы не виделись сто лет»,

«Как дела?», «Спокойной ночи»,

«Всем пока», «Прощай», «Привет»,

«Буду рад вас видеть снова»,

«Не прощаюсь!», «До утра!»,

«Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!»

Эту работу можно проводить и во время гигиенических процедур, режимных моментов. В умывальной комнате, умывая каждое личико, каждую ладошку, приговаривают:

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица! Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Процедура одевания на прогулку, пройдет веселее и быстрее если детям будет сказано несколько пословиц или поговорок. Например: «Семеро, одного не ждут», «Кончил дело – гуляй смело», «Кто первый, я за ним» и др. пройдет веселее и быстрее. Во время прогулки, показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать потешки или заклички: «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад. Расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки!». Почему «цветочки», а не «цветы», какие значения мы сюда вкладываем? Дети должны ответить ласковые и т. п.

Большое значение для развития речи имеет интегрированный подход в построении образовательной деятельности. Здесь используются знания из разных сфер деятельности, процесс образовательной деятельности становится более эффективным, у детей может создаваться целостная картина мира. Интеграционные процессы способствуют общему развитию ребенка, более проникновенному знакомству с различными темами.

Использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды – дно из важных условий для полноценного познавательно-речевого развития детей. В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами (28, 63). В качестве составляющих компонентов речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении выделяются: речь педагога, специальное оборудование для каждой группы, методы и приемы в работе по развитию связной речи. Одним из самых важных показателей речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, поскольку он закладывает и формирует основы культуры детской речи, приобщает их к культуре их устного высказывания, в том числе и связной речи. Речь педагога носит обучающую и воспитательную направленность. Качество его речи : правильность, точность, логичность, чистота, выразительность. – залог эффективного развития связной речи детей.

С целью разнообразного обогащения развивающей предметно-пространственной среды, в группе следует оформить познавательно-речевой уголок, представляющий собой набор различных наглядных пособий, дающих возможность ребенку действовать индивидуально. Накопленный и систематизированный практический материал для организации речевых игр и занятий станет важным компонентом речевого развития детей, это могут быть пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия, способствующие развитию детей : материалы для рассказывания, книги по фольклору, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. В группе должно иметься игровое оборудование, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Для девочек может быть создан уголок с куклами, которых они будут укладывать спать и петь им колыбельные песенки, рассказывать пестушки при пеленании пупсиков. Мальчики могут мастерить что-либо, используя при этом перевертыши, пословицы, поговорки и др.

Таким образом, необходимо отметить, что создание условий для речевого развития ребенка является очень важным аспектом в работе как дошкольного общеобразовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку усовершенствовать свою речь для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная связная речь являются залогом успешного будущего обучения дошкольника.

Список использованных источников:

1. Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей : Пособие для самостоятельной работы / М. М. Алексеева, В. И. Яшина, В. Н. Макарова. – М., 2009. – 192 с. (3)

2. Градусова Л. В. Гендерная педагогика / Л. В. Градусова – М. : ФЛИНТА: Наука, 2011. – 176 с.

3. Новоторцева Н. В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду / Н. В. Новоторцева. – Академия Развития, 2012. – 256 с. (28)

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с. (43)

5. Шадрина Л. Г. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования / Л. Г. Шадрина // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №3. – С. 220 – 222. (55)

6. Ушинский К. Д. Родное слово / К. Д. Ушинский – М., 2003. – 259 с

Публикации по теме:

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговорыСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговоры Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Как вы думаете, что значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 22:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Краснокутская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД