МААМ-картинки

Проект по формированию связной речи у детей с ОНР

Игнатьева Надежда Степановна
Проект по формированию связной речи у детей с ОНР

Проект "Составим коллаж"

Учитель-логопед МКДОУ №1 г. Тосно Павлова О. В.

Воспитатели МКДОУ №1 г. Тосно Игнатьева Н. С., Ильина А. Н.

Для успешного освоения программы обучения в школе выпускник детского сада должен обладать умением связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Для этого необходимо расширять его словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Этот так называемый «стандарт» понадобится ему при поступлении в школу.

Публикация «Проект по формированию связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Главная задача развития связной речи – совершенствование монологической речи дошкольника через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а так – же составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Формирование связной речи у детей с ОНР относится одной из важнейших задач логопедической работы. Для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки таких детей к предстоящему школьному обучению необходимы вспомогательные средства, облегчающие становление у них развернутого смыслового высказывания. Одно из таких средств - наглядность, при которой или по которой происходит речевой акт. Значимость второго вспомогательного средства - моделирования плана высказывания – неоднократно подчеркивались педагогами. Каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Таким образом, наряду с традиционными методами и приемами необходимо использовать такие средства моделирования, как схемы, пиктограммы, символы, предметные картинки.

Поиск эффективных методов и приемов, способствующих развитию умения составлять рассказы, привел к интересному решению – созданию коллажа по картинкам.

Участниками проекта «Составим коллаж» являются логопед, воспитатели речевой группы, дети, родители. При работе по изготовлению коллажа создаются условия для подготовки детей к школе : обогащается словарный запас, совершенствуются навыки словообразования, формируется звукопроизношение, развиваются фонематические процессы, связная речь. Коллаж служит развлечением и помогает проявить способность к воображению. Создание игровых центров, занятия, игры, логокоррекция с использованием ритмо-, сенсорной терапии, звуко-, арт- и ароматерапии, использование сигнальных опор объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, формируют коллективные взаимоотношения.

ЗАДАЧИ

Сформировать у детей интерес к приему «коллажирования» как мотиву подготовки к составлению сказок, рассказов, историй, былей.

Развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление.

Развивать умение детей добиваться результата в работе, ставить перед собой определенную цель, планировать процесс изготовления коллажей.

Упражнять детей в умении отбирать для рассказов картинки и правильно их располагать.

Развивать мелкую моторику рук при работе с бумагой и ножницами.

В процессе работы по изготовлению коллажей у детей должно быть сформировано умение :

- самостоятельно и последовательно составлять рассказы разного содержания;

- подбирать картинки на определенную тему;

- пользоваться ножницами, клеем, делать разметку, аккуратно вырезать картинки из журналов.

Осваивая приемы «коллажирования», дети получают положительные эмоции, у них появляется желание самим изготавливать коллажи, сочиняя различные истории.

Самодельный коллаж – продукт фантазии ребенка, его воображения. Во время изготовления коллажа у него появляется мотивация к созданию самостоятельного произведения. Педагоги и родители – первые помощники в такой работе, как придумывание совместных всевозможных рассказов и сказок, сюжетов (приложение 1).

Приложение 1

Распределение деятельности при создании коллажа

Этапы Форма работы Задачи

1 2 3

ноябрь - декабрь

Выявление проблемы. Организация работы над проектом.   Создать эмоциональный комфорт, способствовать стремлению

Деятельность детей :   к поиску.

осознание и личностное восприятие проблемы систематизация информации Поднять у детей интерес к коллажированию

выполнение необходимых заданий и действий планирование своей деятельности, наблюдение за работой взрослого и работать в сотрудничестве.

Деятельность логопеда:    

формулирование проблемы беседа с детьми о составлении коллажа из картинок Учить отбирать необходимые материалы и приспособления,

определение целей и задач предстоящей работы рассматривание готовых коллажей, книг обращаться к журналам, книгам, подбирать картинки.

обучение детей планированию и контролю этапов действий в соответствии с поставленной проблемой занятия по развитию речи и ручному труду Воспитывать самоуважение и уважение к окружающим.

обучение разметке, использованию ножниц и клея проведение мониторинга  

Деятельность воспитателей Консультирование (логопедическое) родителей по вопросам  

участие в формулировании проблемы связанным с коллажированием  

определение задач проекта вместе с педагогами чтение художественных произведений  

чтение сказок, рассказов анкетирование родителей  

обучение детей складыванию бумаги, выполнению разметки, вырезанию картинки по контуру    

привлечение детей к созданию коллажей    

Деятельность родителей    

подбор совместно с детьми необходимого материала для занятий (картинки из журналов) подбор картинок для составления коллажей  

совместное вырезание картинок на определенные темы    

ноябрь - март

Практичная деятельность по решению проблемы    

Деятельность детей :    

систематизация информации   Учить детей планировать и

планирование своей деятельности Составление рассказов. Изготовление коллажей. контролировать этапы своих действий.

распределение заданий    

Деятельность логопеда: Занятия по развитию речи : Развивать связную речь на

организация работы над проектом ( поэтапно: продуктивная, речевая деятельность) с использованием картинок по выбору составление описательного, повествовательного рассказа, рассказа-рассуждения, пересказ основе отображения увиденного. Развивать творческие способности детей.

оказание практической помощи Занятия по ручному труду, изобразительной деятельности Развивать мелкую моторику пальцев рук.

необходимые рекомендации и контроль аппликация: "Елочка- зеленая иголочка" Продолжать учить детей пользоваться ножницами и клеем

побуждение детей к решению проблемных ситуаций дети лепят чашки из пластилина  

активизация инициативы в работе рисование "Зимний лес", "Сказочная посуда"  

привлечение родителей к решению поставленных задач Игры: "Спрячь словечко в голове"  

  Вынь словечко из головы  

Деятельность воспитателей Ловим мысли  

оказание практической помощи Глухой-громкий телефон  

контроль за выполнением правил безопасности при работе с ножницами Пассажирский и грузовой транспорт, оловянный солдатик  

вовлечение родителей в практическую деятельность детей Игры по коррекции звукопроизношения. Логокоррекция:  

Деятельность родителей звуко-  

обеспечение материалом цвето-(сенсорная)  

просмотр литературы, подбор картинок арт-, ароматерапия (вкусовые и обонятельные ощущения,  

просмотр совместно с детьми мультфильмов, сказок ромашка, герань, овощи, фрукты)  

выполнение из бросового материала (яйца) свинки Психогимнастика. Массаж и самомассаж  

  Составление коллажей "Зима. Скоро, скоро Новый год!"  

  "Снег кружится, белая вся улица" "Сказочная полянка"  

  Изготовление коллажей вместе с детьми  

Творческая и речевая деятельность    

Деятельность детей :    

выполнение необходимых заданий и действий    

совместное составление плана рассказа по картинкам   Формировать у детей знания, умения и навыки по

По ходу работы совещаются, делятся впечатлениями, советуются, вносят изменения, делают вывод о завершении композиции Самостоятельное придумывание композиций. Составление целого связного рассказа самостоятельному составлению коллажей из картинок

Педагогический инструментарий

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта :

- занятия

- мониторинг

- анкетирование родителей

- родительские собрания

- диагностика и коррекция речи детей (стартовое, текущее и отправное заключение)

- консультирование (логопедическое)

- презентация детских альбомов из коллажей

- развлечения и досуги

Методы и технологии

Изготовление коллажей с детьми, логокоррекция, психогимнастика, интеграция, театрализованные представления, рефлексия, лексико-грамматические игры, чтение художественных произведений и беседы о них, постановка музыкальных сказок и логопедических развлечений.

Необходимые условия для реализации проекта

Семейная атмосфера взаимодействий, сотворчество в союзе «родители – ребенок – педагог»

Материалы для обеспечения проекта : ватман или бумага формата А4, картон, цветная бумага, клей, вырезки из журналов

Методические разработки

Интеграция со специалистами детского сада

Предложения по возможному распространению проекта

Данный проект можно использовать в любой группе детского сада, кружковой работе с детьми в зависимости от их личного опыта, уровня речевого развития и индивидуальных особенностей. Проект способствует совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Результаты работы по изготовлению коллажа

Проявление творческих способностей детей. У них есть шанс выразить себя, свое мнение о своем и чужом творчестве.

Проявление способности к воображению

Использование коллажа как упражнения сенсорного характера и как средства эмоционального выражения (дети изображают картинками то, что они чувствуют.)

Удобный вид занятий для общения детей и взрослых, создания совместной красивой композиции.

Развитие не только связной речи ребенка, тонкой моторики рук, но и творческого мышления.

-

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями Содержание: 1. Развитие связной речи является важной частью в обучении детей дошкольного возраста. 2. Развитие связной речи дошкольников.

«Посуда». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР Цель: учить классифицировать предметы посуды; активизировать словарь по теме. Задачи: коррекционно-образовательнаые: учить детей подбирать.

Конспект занятия «Город» по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме; подбор признаков к предметам; согласование прилагательных с существительными;.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и формированию связной речи «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида Конспект занятия по формированию.

Педагогический проект «Развитие связной речи посредством интерактивных технологий у детей 5–6 лет» .

Приемы работы по формированию связной речи 1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. 2. Чтение рассказов или сказок, после.

Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей» Проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»Пояснительная запискаОдной из главных задач воспитания и обучения детей.

Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Содержание 1. Введение…3 2. Актуальность….3 3. Практическая значимость проекта…. 4.

Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Глаголы-антонимы. Тим и Том» Цель: Закрепить представления детей о словах-антонимах, учить подбирать антонимы разных частей речи (в том числе – глаголы.) Задачи: стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию связной речи у детей с ОНР
Опубликовано: 19 июня 2019 в 11:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию связной речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Игнатьева Надежда Степановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД