МААМ-картинки

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством социоигровых технологий

Ольга Сиделева
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством социоигровых технологий

Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка.

Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством социоигровых технологий» размещена в разделах

Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая педагогика.

Представления об особенностях социо-игрового стиля обучения сложились в 1970-е годы в результате объединения двух направлений педагогических исследований:

• экспериментальной практики ровеснического начального образования, создаваемой в 91-й школе г. Москвы сотрудниками Лаборатории младшего школьника НИИ Психологии АПН СССР Е. Е. Шулешко и Л. К. Филякиной;

• адаптации к условиям обычных уроков по любому школьному предмету приёмов театральной педагогики и театральной «теория действий», разработанной П. М. Ершовым

Александра Петровна Ершова — российский театральный педагог-режиссёр, кандидат педагогических наук, специалист по социо-игровой педагогике, эффективно преобразующей классно-урочную форму обучения в живой увлекательный процесс научения и взаимообогащения.

Александра Петровна Ершова — одна из создателей и разработчиков социо-игровой педагогической технологии, режиссёр.

Социо-игровой стиль обучения ищет способы общения детей со взрослыми, при которых утомительное принуждение уступает место увлечённости.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию образовательных областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы и т. д.

В социо-игровой технологии упор делается на формирование ровеснических отношений (ровесничество – категория, которая требует признать условие, что у детей есть своя жизнь, есть свои тайны, свои интересы, привычки, предпочтения).

Социо-игровую технологию можно системно использовать как в непрерывной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Цель данной технологии :

Формирование коммуникативных навыков общения

В рамках данной технологии мы ставим перед собой следующие задачи:

помочь детям научиться эффективно общаться;

сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений :

• умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый) и рассказать о нём;

• умение получать необходимую информацию в общении;

умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

• умение спокойно отстаивать своё мнение;

• умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать)

• умение уважительно относиться к окружающим людям;

• умение принимать и оказывать помощь;

• умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Существует несколько правил организации деятельности с детьми в рамках социоигровых технологий :

1 и 2 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

3 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Можно поделиться:

по цвету волос, глаз, одежды;

чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

кто на каком этаже живет;

четный- нечетный, однозначный- двузначный номер квартиры;

найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;

кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

4 правило: «Смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

5 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

6 правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.

Основа социо-игрового подхода – равноправие детей и взрослых. По мнению Е. Е. Шулешко, Т. В. Тарунтаевой и О. В. Пастюк, равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.

Общение детей в рамках данной технологии организованно в три этапа:

на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение педагог обучает дошкольников.

Именно в условиях социо – игрового стиля возможно обучение детей умению слышать и слушать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведении. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию

коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Активное использование социо-игровых технологий в образовательном процессе является уникальным инструментом для поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

Разные игровые задания для детей условно можно разделить на несколько групп:

Игры-задания для рабочего настроя;

Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом;

Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Таким образом, активное использование социо-игровых технологий позволяет эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития детей : выявить приёмы для развития коммуникативных навыков у

дошкольников способствует накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей. Дети становятся более активны, проявляют интерес к окружающему.

Методическая литература:

А. С. Русаков, М. В. Ганькина, «О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности», Санкт-Петербург, 2011

А. С. Русаков, «Условия успеха», Санкт-Петербург, 2011

А. С. Русаков, М. В. Ганькина, «Про общую организацию жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе», Санкт-Петербург, 2011

Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. Книга 1, Книга 2 / Под редакцией А. С. Русакова; СПб: Образовательные проекты, Образовательный центр «Участие», Агентство образовательного сотрудничества, 2011.

Букатов В. М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо-игровым технологиям в

старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и

невыдуманными историями. – СПб. : Образовательные проекты, М. : НИИ школьных технологий, 2008.

Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов. Социо – игровые подходы к педагогике (Красноярский краевой институт

усовершенствования учителей.) – Красноярск, 1990.

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д. : Феникс, 2005. — 256 с. : ил. — (Школа развития).

Изучение интернет-ресурсов:

https://nsportal.ru/

https://www.maam.ru/

https://www.moi-univesitet.ru.//;

www.openlesson.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством социоигровых технологий
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 08:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством социоигровых технологий» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сиделева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД