Получи документы

Развитие речи детей средствами театральной деятельности

Светлана Зайцева
Развитие речи детей средствами театральной деятельности

Развитая речь – это важнейший показатель психического развитие ребёнка, который напрямую связан с умственными способностями. И этот показатель обязывает нас, педагогов заниматься формированием правильной связной речи и устранением дефектов речи.

Публикация «Развитие речи детей средствами театральной деятельности» размещена в разделах

В последнее время всё чаще наблюдаются ярко выраженные дефекты речи у детей, а также недостаточно развита связная речь. Причинами этой проблемы являются различные факторы. Это и степень развития тонких движений пальцев руки (если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы).

Причиной является также манера взрослых говорить с детьми, подстраиваясь к их неправильному произношению, искажение детской речи ещё вызывается неправильной речью окружающей ребёнка людей (неясное, косноязычное или торопливое произношение).

Но самой главной причиной является, что в семье не обращают внимание на дефекты речи ребёнка и не оказывают ему помощи путём показа нормального произношения. Развитие правильной связной речи является важным условием успешного обучения ребёнка в школе.

Только обладая хорошо развитой связной речью, учащиеся, может давать развёрнутые ответы на сложные предметы школьной программы, последовательно, в полной мере и логично разлагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного творчества.

Важным помощником в развитии связной речи дошкольников является театральная деятельность. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связанно с игрой.

Хотелось бы отметить и связь театрализованной деятельности с музыкой, которая является органичной и естественной в силу синтетического характера театра как искусства. Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Музыкальное воспитание – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка, поэтому затрагивается вопрос интеграции различных видов художественной творческой деятельности : музыкальной, изобразительной, литературной.

Групповые занятия по театральной деятельности дают возможность детям разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, помогают ввести их в мир родного слова, в мир грамотной речи.

Наши дети подготовительной к школе группы с удовольствием драматизируют художественные произведения (целиком или в отрывках). Они увлекаются поиском передачи образа героя, интонации. Через художественное произведение происходит активное усвоение слов и понятий. Если к тому же повторять закреплённые слова, показывая картинку, игрушку, предмет к которому данные слова относятся, они вместе надолго войдут в активный словарь детей.

Играя в театр, мы учим детей чётко и правильно произносить слова, овладевать искусством выразительного чтения. Используя роль, ребёнок много говорит, а значит, тренирует движение артикуляционного аппарата, закрепляет произношение звуков.

Часто занятия по развитию речи мы проводим с детьми в виде театрализованной игры. Например, изучая гласные и согласные звуки, дети превращаются в животных, насекомых подражая их движениям, имитируя их звуки. Дети учатся громко, чётко и протяжно произносить гласные звуки, хорошо открывать рот и протягивать их. Пересказ сказок, рассказов, стихов проводится разыгрывание по ролям. Для разыгрывания используем кукольный пальчиковый или настольный театр из кукол.

Очень хорошую тренировку движений пальцами дают народные игры – потешки, стишки, но больше всего детям нравятся упражнения, направленные на выполнение фигурок из пальцев, такие как «Домик», «Очки», «Лодка», «Пароход», «Цепочка» и другие.

Выполняя пальчиками различные упражнения, мы заметили, что дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук и как следствие благоприятно повлияло на развитие их речи, это позволит детям в дальнейшем подготовить руку к письму.

В свободной деятельности в не занятий дети также с удовольствием предпочитают играть в театр, тем самым продолжая развивать речь. В нашей группе есть всё необходимое для таких игр: театральный центр, в котором есть ширма, кукольный настольный театр, пальчиковый, теневой, театр «Рукавичка», а также имеются театральные маски, элементы костюмов, некоторые декорации и т. д. Детям очень нравится наряжаться. Они играют и в тоже время показывают сказку, тренирую и закрепляя память и речь.

В игре дети учатся и развиваются, поэтому мы рекомендуем родителям использовать некоторые словесные игры по развитию речи, такие как «Доскажи словечко», «Скажи на оборот», «Слова – родственники», «Копилка слов», «Города» и другие.

Таким образом, театрализация – как основная форма творческого взаимодействия в музыкальном воспитании и речевом развитии дошкольников направлена на формирование у них ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных). Театрализованною деятельность можно рассматривать, как мощный инструмент открытия и шлифовки различных человеческих способностей, в первую очередь познать себя, окружающий мир, как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

Опыт показал, что подобная работа с детьми является успешной подготовкой к школе, которая позволит им почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и поможет быстро адаптироваться к учебной деятельности.

Литература:

1. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб., 2006.

2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение,1991.

3. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М. : Веко, 2007.

4. Тимофеева Л. Л. Интерактивные спектакли в ДОУ // Воспитатель ДОУ. 2009 №10

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр»Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр» «Сказочный театр» Цель: развитие речи посредством театрализации. Задачи: • Образовательные: продолжать учить детей в игре перевоплощаться.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности»Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности» Авторы: Цыганкова И. В. - музыкальный руководитель. Андреева Н. М. - воспитатель. Актуальность - театрализованная деятельность является одним.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей средствами театральной деятельности
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 21:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей средствами театральной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зайцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД