Папки-передвижки

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках

Лариса Грушина
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках»

Автор: Грушина Лариса Сергеевна

Организация: МБДОУ №41 «Белоснежка»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Воркута

Публикация «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках» размещена в разделах

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!» Действительно, ребенок не может без игры.

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью- является игра. Но игра для ребенка – это не просто развлечение. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных. Дидактическая игра требует сложной умственной деятельности, поэтому она способствует осуществлению задач умственного воспитания

Одно из важнейших направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые интересы. Познавательное развитие дошкольников проходит преимущественно во время игры.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.

Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении. Веселые хороводные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями. В свободной игровой деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, своего рода открытия.

Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка. Выбирая игру, необходимо учитывать возраст ребенка, уровень его знаний, а также настроение и состояние здоровья. С помощью игр дидактического характера ребенок приобретает знания и получает необходимую новую информацию. Для дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются. Играя ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает, постепенно развиваются все психические процессы и формируются личностные особенности.

Дидактические игры способствуют :

развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения;

развитию речи детей : пополнению и активизации словаря;

• социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к окружающему его миру, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Всякая игра является любимой деятельностью дошкольника и сопровождает его в течение всего времени пребывания в детском саду.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра. Итак, дидактические игры позволяют обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Они создают положительный эмоциональный подъем, вызывают хорошее настроение, радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Преодолеть трудности ребенку помогут Ваши любовь, понимание и похвала за любое, даже самое маленькое достижение.

Актуальность игр на липучках :

• Полноценное развитие личности ребенка возможно, при формировании в дошкольном детстве познавательной активности и творческих способностей ребенка, в процессе разнообразных видов детской деятельности.

• Для построения разнообразной деятельности дошкольника служат различные формы, способы, методы и средства работы, которые выступают поддержкой детской активности и инициативы.

• К средствам развития познавательной активности можно отнести дидактические игры. Дидактические игры занимают одно из главных мест в развитии познавательной сферы ребенка. Затрагивая все образовательные области, дидактические игры развивают у дошкольников кругозор, расширяют знания и представления об окружающем мире.

Преимущества развивающих игр на липучках :

• Первое и самое главное – детям это нравится. Они могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!

• Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.

• Игра вовлекает и ребенка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.

• Незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.

• Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребенком.

Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.

Использование дидактических игр на липучках в дальнейшей работе с дошкольниками позволяет увидеть следующие перспективы:

• дети лучше будут воспринимать изучаемый материал за счет того, что игры несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;

• у воспитанников повысится мотивация к работе на занятии за счет привлекательности дидактической игры (действия с предметами, приклеивание и отклеивание картинок обеспечат реализацию деятельностного подхода к обучению);

• полученные знания у детей останутся в памяти на более долгий срок и легче восстановятся для применения на практике после краткого повторения;

• игры на липучках позволит моделировать такие жизненные ситуации, которые не всегда можно увидеть в повседневной жизни;

• использование большого и разнообразного спектра заданий будет способствовать расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов;

• возможность демонстрации различных объектов на доске-липучке обеспечит наглядность на занятии;

• активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка, обогащение сенсорного опыт.

• в помощь, как родителям, так и специалистам продается множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.

Классификация игр на липучках :

• Игры по познавательному развитию) : игры на классификацию по цвету, размеру, форме, игры на счет, на нахождение половины/целого/части.

• Игры по развитию речи : игры со словами и игры по сюжетным картинкам, для развития монологической и диалогической речи.

Игры для формирования представлений об объектах окружающего мира: например, игра «Фермер» (знакомство с домашними животными).

• Художественно-эстетическое и речевое развитие : игры для рассказывания сказок, сочинения сказок с уже знакомыми персонажами и т. д.

Картотека игр на липучках

№ п/п Наименование дидактической игры Цель

1 «Кто где живет?»Развивать способности соотносить животное с местообитанием.

• Формировать представление о жизни в природе или рядом с человеком.

2 «Чья тень?»

• Учить зрительно анализировать силуэты.

3 «Кто чем питается?»Познакомить детей, чем питаются некоторые виды животных

4 «Найди детенышей животных» • Закреплять знания детей о детенышах и взрослых особей диких животных.

5 «Пожарная безопасность» • Закреплять знания об элементарных правилах пожарной безопасности с детьми.

Развивать чувство самосохранения.

6 «Зимние забавы» • Совершенствовать знания детей о зимних забавах.

7 «Геометрический паровозик»Развивать умение соотносить предметы с эталонами, для формирования адекватной ориентировки.

8 «Подбери фигуру» • Учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры.

Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

9 «Какое время года» • Закреплять знания о природных явлениях.

• Формировать представления о временах года.

Развивать внимание, зрительное восприятие.

10 «Где чья мама? Кто чей малыш? • Учить сопоставлять дикое животное с их детенышами, правильно называть, детенышей в единственном и множественном числе.

11 «Виды транспорта» • Упражнять в классификации транспорта по способу передвижения (воздушный, водный, наземный).

12 «Военная техника: направо-налево» • Закреплять и расширять знания детей о военной техники.

• Учить различать понятия «направо-налево», «справа-слева».

• Учить ориентироваться в пространстве.

Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

13 «Один-много» • Закреплять умение различать количество предметов (один - много).

• Учить при ответе пользоваться словами «один», «много».

14 «Дикие и домашние животные»Развивать способность воспитанников правильно определять местообитание определённого животного.

15 «В гостях у сказок». • Способствовать закреплению народных и авторских сказок.

16 «Теремок», «Рукавичка» • Продолжать закреплять знание содержание сказки «Теремок», «Рукавичка».

• Упражнять в умении воспроизводить последовательность действий героев.

Развивать память, внимание и мышление.

17 «Подумай и скажи»

(по сказкам «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Репка», «Заюшкина избушка») • Продолжать знакомить с предлогами: «за», «перед», «до», «после», «между».

Развивать наглядное мышление.

18 «Кто следующий?» • Продолжать знакомить с предлогами «до» и «за», «перед» и «после»; с численными понятиями - «первый», «последний», «следующий».

Развивать память, речь, зрительное представление, пространственную ориентацию.

19 «Собери сказку»Развивать навыки грамотного пересказа знакомого сюжета, возможность для самовыражения через словесное творчество.

20 «Волшебные предметы» • Закреплять знания о сказках.

Развивать память и связную речь.

21 «Что изменилось в сказке»Развивать произвольное внимание, память и наглядное мышление.

22 «Встреча героев» • Закреплять знание детей о героях сказок.

Развивать внимательность и мышление.

23 «Угадай сказку» • Расширять словарный запас.

Развивать связную речь, творческое мышление, наблюдательность.

24 «Сказочная путаница» • Продолжать закреплять знания содержания сказки.

Развивать речь, мышление и память.

25 «Расскажи сказку»Развивать умение восстанавливать сказку по картинкам - кадрам.

Развивать память, внимание, сообразительность.

26 «Кто лишний» • Расширять словарный запас.

• Обучать мыслительным операциям, таким как: обобщение и логическое мышление.

27 «Опиши героя»Развивать грамматический строй речи, умение подбирать прилагательные.

28 «Овощи, фрукты, ягоды» • Закреплять знания об овощах, фруктах и ягодах.

29 «Полезное и вредное для зубов» • Закреплять знания о полезных и вредных продуктах для зубов.

• Формировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем.

Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

30 «Подбери по цвету» • Закреплять названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

Развивать память, внимание, речь детей.

31 «Летают, ползают, прыгают» • Закреплять представления о способах передвижения насекомых.

Развивать умение классифицировать объекты живой природы по одному из заданных признаков.

• Закреплять в речи названия насекомых.

Развивать внимание, память.

• Воспитывать интерес к живой природе.

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках
Опубликовано: 3 мая 2023 в 17:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Грушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД