МААМ-картинки

Развитие изобразительного творчества по средствам сказки детей старшего дошкольного возраста

бочко кристина
Развитие изобразительного творчества по средствам сказки детей старшего дошкольного возраста

УДК00.0

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

К. Е. Бочко, студентка 5 курса

Научный руководитель: И. А. Бортновская,

старший преподаватель

кафедры специальной и дошкольной

педагогики и психологии

.

Публикация «Развитие изобразительного творчества по средствам сказки детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность исследования заключается в том, что современное российское общество всё больше нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих с высоким уровнем развития духовности и интеллекта. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля, и в итоге личность переходит на более высокий уровень развития. Изобразительное творчество занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Однако возможности сказки для развития изобразительного творчества детей остаются еще недостаточно изученными.

Сказка, по мнению М. Н. Пащенко, активизирует изобразительное творчество детей дошкольного возраста и способствует созданию оригинальных художественных образов, отражает ведение действий, сюжета и поступков сказочных персонажей (М. Н. Пащенко, 2016).

Учитывая актуальность проблемы развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте, было проведено исследование, цель которого заключалась в изучении процесса развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

Объектом исследования являлось изобразительное творчество детей дошкольного возраста.

Предметом исследования выступало развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством сказки будет эффективным, если использовать в процессе работы иллюстрации художников к сказкам и музыкальное сопровождение; предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность сказочного образа, замечая неповторимость, оригинальность сказочного мира.

В ходе исследования охарактеризовали основные направления развития детского изобразительного творчества; раскрыли возможности сказки как средства в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста; рассмотрели педагогическое руководство в работе по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста с применением сказки. Выявили и обосновали эффективность применения сказки в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Изобразительное творчество, по мнению Е. А. Флериной, является процессом и результатом художественно-творческой деятельности детей в области изобразительное искусства, отличаясь от изобразительной деятельности взрослых. Оно считается эффективным в развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Выяснили, что развитие изобразительного творчества в дошкольном возрасте заключаются в процессе формирования творческих способностей детей, наблюдательности, воображения, образного мышления, эстетического вкуса, углубляются и расширяются знания о предметах и явлениях действительности, пробуждается и развивается интерес к искусству (Е. А. Флерина, 1996).

Экспериментальная работа по развитию изобразительного творчества старших дошкольников проводилась на базе МДОБУ детский сад №11 г. Зея и проходила в три этапа.

На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика начального уровня развития изобразительного творчества старших дошкольников. Формирующий этап включал экспериментальную проверку гипотезы исследования. На контрольном этапе проведен повторный диагностический срез, анализ результатов и формулирование выводов.

Для проведения экспериментальной работы были выбраны две группы детей (экспериментальная и контрольная) по 16 человек в каждой.

Опираясь на цель исследования, была подобрана методика «Диагностика развития навыков изобразительной деятельности и творческих проявлений в ней» Т. С. Комаровой, которая позволяла выявить исходный уровень развития изобразительного творчества старших дошкольников по следующим показателям: передача формы, строение предмета, пропорции, решение в цвете, расположение на листе, композиционный замысел, передача движения, соотношение предметов по величине, цветовая гармония, композиция в составлении узора, владение кистью, правильность исполнения элементов, решение в цвете, самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

На констатирующем этапе экспериментальной работы нами были получены результаты: 8% детей экспериментальной группы и 17% детей контрольной группы показали высокий уровень развития изобразительного творчества. Половина детей экспериментальной группы (50%) и столько же детей контрольной группы (50%) показали средний уровень развития изобразительного творчества. 42% детей экспериментальной группы и 33% детей контрольной группы показали низкий уровень развития изобразительного творчества.

Таким образом, у детей преобладает средний и низкий уровень развития изобразительного творчества. У детей наблюдались значительные искажения формы, форма не удалась, строение передано не точно, пропорции не верны, цвета не соответствуют предметам, дети используют лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся. Композиция не верна, не владеют кистью, элементы изображены не верно, рисунок не удался, цвет не соответствует действительному. Наблюдается дрожащий, жесткий, грубый характер линии, слабый, иногда еле видный, нажим, раскрашивание беспорядочными линиями, мазками, не уменьшающимися в пределах контура, не регулируется сила нажима, выход за пределы контура

Целью формирующего этапа стало улучшение показателей констатирующего этапа исследования путем применения сказки в работе по развитию изобразительного творчества с детьми старшего дошкольного возраста.

Был составлен перспективный план работы с детьми по развитию изобразительного творчества с использованием сказок. Работа с детьми проводилась в первой половине дня, во время организованной деятельности. В процессе работы мы использовали различные виды рисования:

- предметное: единичное изображение какого-либо сказочного героя или предмета, например, Дюймовочки, Колобка, Винни-Пуха, волшебного замка и т. д.

- сюжетная композиция - изобразительная форма рассказа о каких-либо событиях или действиях, построенных на взаимодействии нескольких персонажей и предметов («Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди»).

Занятия по рисованию проводились как в формате организованных занятий, так и в рамках краткосрочных и долгосрочных проектов по нашей тематике («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки В. Сутеева»).

Например, на занятии «Дюймовочка» мы учили детей рисовать сюжет из сказки Г. Х. Андерсена. Так как рисунок сложный в исполнении, все действия детей мы контролировали. Простым карандашом рисовали линию горизонта и рисовали один большой и два маленьких листа кувшинок. Дорисовали фигуру мотылька и фигуру девочки на большом листе кувшинки. Рядом с листом кувшинки, на котором сидит девочка, изображали выныривающую рыбку. Далее красками закрашивали лицо и платье девочки, жёлтой краской закрашивали крылья, волосы и рыбу, зелёной краской зарисовывали листья кувшинок и стебельки камышей. Методом тычка изображали воду методом тычка, дорисовывали туловище мотылька и кисточки камышей.

Целью контрольного этапа являлось повторное обследование детей старшего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты.

На контрольном этапе, после проведения диагностики в экспериментальной группе были получены результаты, которые мы сопоставили с результатами на констатирующем этапе. В экспериментальной группе стал преобладать высокий и средний уровень развития изобразительного творчества.

После проведения диагностики по выявлению уровня развития изобразительного творчества в контрольной группе, были получены результаты, фактически незначительно отличающиеся от результатов констатирующего этапа. В контрольной группе продолжал преобладать низкий и средний уровень развития изобразительного творчества.

Следовательно, можно говорить о положительном результате проделанной работы. Развитие изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте посредством сказки будет эффективным, если предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность сказочного образа, замечая неповторимость, оригинальность сказочного мира, использовать в процессе работы иллюстрации художников к сказкам и музыкальное сопровождение.

Список литературы

1 Пащенко, М. Н. Сказкотерапия как способ развития творческого воображения школьника / М. Н. Пащенко // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 676-679.

2 Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. - М., 1996. – 208

Публикации по теме:

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста Захарченко И. А. музыкальный руководитель МАОУ СОШ №6 г. Тобольск. «Кем бы.

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста на примере образовательной программы «От Фрёбеля до робота» Экономика нашей страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста и как оборудовать место для творчества Особая роль в воспитании детей принадлежит искусству. Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью,.

Конспект художественной викторины для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами творчества»Конспект художественной викторины для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами творчества» Конспект художественной викторины для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»Тема:.

Конкурс «Сказки читаем. Сказки играем» для детей старшего дошкольного возраста Конкурс «Сказки читаем. Сказки играем» для детей старшего дошкольного возраста. Конкурс проводится в рамках недели детской книги и Международного.

Конспект занятия «Развитие речи по средствам русской народной сказки» Конспект на тему: “Развитие речи по средствам русской народной сказки” «На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить.

Проект «Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Одной из главнейших задач детского сада является формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам изобразительной деятельности. Из опыта работыРазвитие творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам изобразительной деятельности. Из опыта работы Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности (из опыта работы) Слайд 2 Обучить.

Развитие художественной одаренности у воспитанников дошкольного возраста посредством изобразительного искусства Самый доступный способ развить у малыша творческое начало - заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается воображение,.

Восприятие детьми старшего дошкольного возраста изобразительного искусства В настоящее время, когда глубокие преобразования происходят во всех сферах жизни нашего общества, особенно актуально встал вопрос о путях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие изобразительного творчества по средствам сказки детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 03:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие изобразительного творчества по средствам сказки детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем бочко кристина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД