Получи документы

Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте

Нина Панькова
Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте

Одним из основных компонентов личности является осознание «Я» - идентичности, т. е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди тоже признают это. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Идентичность - это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация - процесс его формирования. Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка.

Публикация «Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Половая идентификация - отождествление себя с физическим и психологи-ческим полом мужчины или женщины и стремление соответствовать принятым в культуре, прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения.

Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания.

Психосексуальная идентичность создается за счет взаимодействия многих факторов: идентификации со взрослым и имитации его поведения; соответствующего внушения со стороны взрослого, и о соответствующих полу стереотипах.

Ребенка изо дня в день ориентируют на ценности своего пола. Ему сообщают, как должен вести себя мальчик или девочка. Мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь. Ты не девочка. Ты - мужчина». И тот учится сдерживать свои слезы. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по заборам и деревьям. Ты – девочка!» И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка. Такие и подобные установки взрослых ложатся в основу поляризации поведения. Кроме того, стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущи женщине, смелость, решительность, самообладание – признаки мужественности.

На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает при-сваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.

В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин.

В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести.

Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипным формам поведения взрослых, являющимся вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). Так, мальчики хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Начиная с четырех лет у мальчиков и девочек появляется дифференциация в выборе игрушек: машина, кубики - мальчикам, а кукла и посуда - девочкам.

Предпочтение тех или иных игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику мужской и женской деятельности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки - в сфере быта.

В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям.

Постепенно у детей дошкольного возраста складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.

К 6 годам у ребенка под влиянием соответствующих образцов и стратегий родительского поведения должна сложиться характерная направленность в отождествлении себя со взрослыми того же пола, что и он, которая будет определять его психологические и сексуальные особенности, социальное и межличностное поведение по мере взросления.

К 5 – 6 годам образуется уже достаточно устойчивая система «роль/ идентич-ность», и различия в поведении, высказываниях, самоотношении детей разного пола должны быть заметны.

Однако уже в дошкольном возрасте отмечается несовпадение половой принадлежности и полового поведения. Из-за ошибок или небрежности воспитания в на-личных социальных условиях семьи ребенок утрачивает систему психосексуальных ориентиров и начинает отдаляться от стандартов половых ролей, соответствующих его полу. Проблема психосексуальной идентичности особенно остро стоит для тех детей, которые воспитываются в неполных семьях, или в семьях с искажением психосексуальных ролей. Здесь дети, не имея необходимого психосексуального образца, вынуждены отождествляться с ролями и образцами противоположного пола, что приводит к тому, что в будущем для них могут оказаться затрудненными межличностные контакты со сверстниками своего и противоположного пола, поиск интимного партнера, отношения с собственными детьми.

Распознавание отклонений в психосексуальной идентификации не всегда доступно близким к ребенку взрослым, а чаще они просто не замечаются или не воспринимаются как значимые. Как правило, проблема встает в тех случаях, когда, будучи порицаемым и даже наказанным за несоответствующее полу поведение, ребенок продолжает ему следовать, или же когда вследствие репрессивных родительских мер ребенок демонстрирует невротические реакции.

Уловить эти отклонения можно в:

- предпочтении определенных игр и игрушек;

- выборе ролей в групповых играх (безусловно, дети обоих полов в равной степени могут играть «в войну» или «в дочки - матери», - важна именно роль, которую в «мужской» или «женской» игре выберет, предпочтет дошкольник);

- общение со сверстниками (должна настораживать уже сама тяга к общению с детьми противоположного пола в сочетании с выраженным стремлением выглядеть, как они, подражать им даже по линиям незначимых, не наглядных признаков) и взрослыми (большая доверительность в общении даже с посторонними противоположного пола и отчуждение от собственного, стремление к контактам и общности жизни с «чужим» полом, подражание и т. д.);

- стремлении изменить одежду и внешность по стандартам «чужого» пола;

- неудовлетворенности своей социальной ролью и соответствующими полу степенями поведенческой свободы («мальчишкам можно, а нам нельзя…»);

- индивидуальном стиле поведения;

- продуктах фантазии и творчества, содержании мечтаний и сновидений.

Поскольку психосексуальная идентичность – существенный элемент личностной идентичности, овладения категорией «Я», то при разработке игр и занятий необходимо учитывать следующие моменты:

• к шести годам дети должны эмоционально положительно переживать свою принадлежность к определенному полу и осознавать ее необратимость;

• располагать общим набором индивидуальных психологических установок мальчика и девочки на то, какими они должны быть уже сейчас и когда вырастут;

• соотносить свое поведение с поведением взрослых мужчин (женщин);

• лично соотносить себя с другими детьми своего и противоположного пола;

• осознавать значение своей личности как представителя пола для себя самого и для других, вырабатывать полоролевые идеалы, ценности, ориентации.

Осознание своей половой принадлежности имеет наиважнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Поэтому так важно, чтобы мальчик имел мужской образец для подражания и солидаризировался с ним («Мы - мужчины!», чтобы девочка идентифицировала себя с мамой или другими представителями женского сообщества.

Представления о психологических, биологических и социальных особенностях своего пола и вытекающих от сюда стратегиях поведения, образцов построения отношений с людьми своего и противоположного пола должны быть включены в обязательный перечень знаний, умений, социальных навыков, подлежащих усвоению в дошкольном детстве. А поскольку идентификация себя со взрослыми своего пола начинается в неявном виде после 2 – 3 лет, а более отчетливо к 5 – 6 годам, то психосексуальному развитию важно придать статус необходимого аспекта воспитания уже в дошкольном детстве.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте
Опубликовано: 9 марта 2023 в 12:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Нина Панькова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД