Получи документы

Психолого-педагогические аспекты деятельности педагога дополнительного образования

Задумина Наталья
Психолого-педагогические аспекты деятельности педагога дополнительного образования

Задача формирования разносторонней, гармоничной, творческой личности, способной реализовываться в современных динамичных социально-экономических условиях, которую ставит перед педагогом общество и государство необыкновенно сложна. Усложняется она еще и тем, что мы работаем с категорией воспитанников – детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих свои особенности. Следовательно, выполнить эту задачу может только педагог, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами: высоким уровнем интеллекта, общей культуры и нравственности, профессионально-педагогического мышления, творческого потенциала, способности к саморазвитию и, конечно же, любви к детям.

Публикация «Психолого-педагогические аспекты деятельности педагога дополнительного образования» размещена в разделах

Кроме этого, педагог должен использовать в работе все аспекты психолого-педагогической деятельности - научный, прикладной и практический. В структуру деятельности педагога включаются несколько компонентов: конструктивный (сбор информации, проектирование деятельности, организаторский (преподнесение информации, деятельности воспитанников, деятельность в процессе взаимодействия, гносеологический (изучение особенностей и способов воздействия на человека, коммуникативный (установление правильных взаимоотношений)

Коммуникативная деятельность – система взаимодействия и взаимоотношений субъектов педагогического процесса, включающая взаимовосприятие, обмен информацией, выработку единой стратегии общения, принятия решений, преодоления конфликтов.

Подробнее хочу рассказать именно о взаимоотношениях педагога и воспитанника. Так как это очень важный компонент деятельности педагога. Считаю, что только в спокойной рабочей обстановке, атмосфере уважения возможно эффективное обучение и психологическое развитие личности. Необходимо организовать правильное педагогическое общение, т. е. развивающее, эмоционально-комфортное.

С каждым из воспитанников нужно найти верный тон, что будет способствовать эффективности педагогического воздействия. Поэтому начинаю работу с установления необходимого контакта с ребенком. С младшими детьми это проходит в игровой форме. Дети с удовольствием включаются в игру, раскрепощаются и с радостью занимаются музыкальной деятельностью, самовыражаются.

С воспитанниками старшего возраста налаживаю контакт через общение. На первых занятиях сочетаю обучение и тестирование в форме беседы. Беседуем о музыкальных предпочтениях, увлечениях, делимся своими музыкальными впечатлениями, постепенно расширяя темы общения, добиваясь заинтересованности и доверия. С помощью вопросов и ответов получаю информацию об уровне интеллекта, психологических и других личностных особенностях, таких как музыкальные способности.

На занятиях поддерживаю комфортный микроклимат и для повышения эффективности общения, стараюсь

-учитывать индивидуально-психологические особенности, возраст и интересы воспитанников

- использовать достоверный, доступный, безопасный, понятный материал

- самой быть заинтересованной в материале, общении, деятельности ребенка, его успехах. Ребенок должен чувствовать свою значимость, что его понимают, поддерживают и разделяют его чувства.

- стараюсь отслеживать степень понимания информации воспитанником, т. е. осуществлять обратную связь. Для этого важно слушать ребенка, расспрашивать, резюмировать.

Продолжаем общение на самые различные темы, стараюсь заслужить доверие ребенка, выслушиваю и помогаю советом в том вопросе, который его волнует.

В процессе работы продолжаю развивать и поддерживать интерес воспитанников к музыке и музыкальным занятиям. Например, старших детей увлекает игра «Поделись музыкой», когда по-очереди делимся любимыми музыкальными фрагментами. После прослушивания обсуждаем содержание, музыкальные краски, уровень мастерства композитора и исполнителя (это относится к современным авторам, чем понравилась музыка. На занятиях осваиваем теоретические и практические навыки исполнения, слушаем музыку, расширяя музыкальный кругозор. Произведения для разучивания подбираю в соответствии с интересами, способностями и музыкальными возможностями ребенка.

В процессе общения в случаях, когда необходимо снять эмоциональное напряжение и для создания комфортной атмосферы мне помогают следующие приемы:

- стараюсь находить и подчеркивать общность интересов, личностных черт

- подчеркиваю, что мне важно мнение ребенка

- показываю, что понимаю эмоциональное состояние ребенка

- интересуюсь проблемами воспитанника

- предоставляю ребенку возможность выговориться

- в случае неправоты признаю ее

- говорить стараюсь спокойно, темп речи нескорый

- всегда предлагаю выход из ситуации, при этом оперирую фактами

Чтобы рассказать о своих эмоциях, стараюсь использовать нужные формулировки:

вместо «ты не понимаешь» - «ты удивлен»

«мне обидно» - «меня задевает»

«ты нервничаешь» - «тебя беспокоит»

«я боюсь» - «я опасаюсь»

«ты злишься» - «ты сердишься»

Результаты нашей совместной работы регулярно показываем на общих мероприятиях учреждения, конкурсах и фестивалях, где неоднократно занимали призовые места. Эта деятельность оказывает влияние на развитие ребенка -интеллектуальное, эмоциональной сферы и воображения, музыкально-сенсорных способностей, формирует познавательный интерес, позволяет самореализовываться и саморазвиваться. Выступление на праздниках и успешное участие в конкурсах и фестивалях формирует опыт успеха и общественного признания. Кроме этого, процесс подготовки и само выступление, несомненно, учит продуктивному общению, сотрудничеству. Совместно подготавливая музыкальный номер или сценку, воспитанники учатся договариваться друг с другом, понимать другого человека, учатся взаимодействовать, уступать, распределять роли.

Подводя итог, хочется сказать, что главное в работе педагога дополнительного образования в детском учреждении заключается в том, чтобы ребенок был окружен любовью и вниманием со стороны взрослых. И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого можно начинать проводить коррекционно - развивающуюся работу. И тогда все получится!

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Праздничный концерт кружков дополнительного образования. ФотоотчётПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты деятельности педагога дополнительного образования
Опубликовано: 2 января 2023 в 00:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические аспекты деятельности педагога дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Задумина Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД