Лучший педагог года

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР

Мария Веселкова
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР

Теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме показал необходимость и целесообразность ее изучения. В связи с этим было организовано и проведено исследование по данной проблеме, цель которого – изучение особенностей монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей младшего школьного возраста с ЗПР.

В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:

Публикация «Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР» размещена в разделах

1. Сформировать для обследования три группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР, младшего школьного возраста с ЗПР и группу детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием.

2. Разработать критерии и подобрать методики для изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей младшего школьного возраста с ЗПР.

3. Выявить уровень и качественное своеобразие монологической речи у детей с ЗПР и с ОНР; провести сравнительный анализ полученных результатов между собой.

4. Разработать и апробировать систему логопедической работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей младшего школьного возраста с ЗПР.

5. Выявить эффективность проведенной работы.

Экспериментальная работа проводилась на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждение № 15 компенсирующего вида.

В эксперименте участвовали три группы респондентов. Первую группу составляли 10 детей в возрасте от 6-7 лет с ОНР. Вторая группа была сформирована в количестве 10 младших школьников в возрасте 7-8 лет с ЗПР. Третья группа была сформирована из 10 детей в возрасте 6-7 лет с нормальным психофизическим развитием. Таким образом, всего экспериментом было охвачено 30 детей.

Проведение эксперимента опиралось на принципы диагностики, разработанные в трудах Л. С. Выготского, С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко и др. :

1. Принцип комплексного изучения развития психики ребенка предполагал вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, всестороннее обследование особенностей развития познавательной деятельности.

2. Принцип системного подхода опирается на представления о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов.

3. Принцип динамического подхода предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития ребенка, а также учета его возрастных особенностей.

4. Принцип выявления и учет потенциальных возможностей – значимой для этого принципа является концепция Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития и зона ближайшего развития. Вследствие этого необходимо применять методики, позволяющие определить не только ЗАР, но и ЗБР.

5. Принцип качественно-количественного подхода - необходимо учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения: отношение к ситуации обследования и заданиям, способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий, продуктивное использование помощи взрослого и т. д. При этом качественные и количественные показатели выступают во взаимосвязи.

6. Принцип единства диагностики и коррекционной помощи отражает необходимость использования полученных данных в системе коррекционной помощи детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе - подготовительном, проводилось изучение и анализ медико - психолого-педагогической документации на каждого ребенка, сбор анамнестических данных методами беседы с педагогами, изучением анамнестических частей, карты развития ребенка. В таблице 3 представлен списочный состав и диагнозы детей с ЗПР.

Таблица 3 - Состав испытуемых младшего школьного возраста с ЗПР

№ п/п ФИ ребенка Диагноз

1 Ребенок 1 ЗПР церебрально-органического генеза

2 Ребенок 2 ЗПР церебрально-органического генеза

3 Ребенок 3 ЗПР церебрально-органического генеза

4 Ребенок 4 ЗПР церебрально-органического генеза

5 Ребенок 5 ЗПР церебрально-органического генеза

6 Ребенок 6 ЗПР церебрально-органического генеза

7 Ребенок 7 ЗПР церебрально-органического генеза

8 Ребенок 8 ЗПР церебрально-органического генеза

9 Ребенок 9 ЗПР церебрально-органического генеза

10 Ребенок 10 ЗПР церебрально-органического генеза

В Таблице 4 представлена группа детей, имеющая заключение ПМПК ОНР III уровня (диагноз и сопутствующие нарушения).

Таблица 4 - Список детей с ОНР 3 уровня

№ п/п ФИ ребенка Диагноз

1 Ребенок 1 ОНР III уровень, ринолалия.

2 Ребенок 2 ОНР III уровень, ринолалия

3 Ребенок 3 ОНР III уровень, дизартрия

4 Ребенок 4 ОНР III уровень, дизартрия

5 Ребенок 5 ОНР III уровень, дислалия

6 Ребенок 6 ОНР III уровень, дислалия

7 Ребенок 7 ОНР III уровень, дизартрия

8 Ребенок 8 ОНР III уровень, дизартрия.

9 Ребенок 9 ОНР III уровень, дизартрия

10 Ребенок 10 ОНР III уровень, дислалия

Анализ полученных данных показал, что основной причиной нарушений являются такие медико-биологические факторы, как: внутриутробные факторы: токсикозы первой и второй половины беременности, внутриутробные инфекции, инфекционные заболевания матери во время первой половины беременности, употребление матери во время беременности антибиотиков, спиртных напитков. Вследствие влияния данных факторов, отмечались нарушения речи и задержки психического развития разной степени выраженности.

Целью второго этапа является изучение специфических особенностей монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и младшего школьного возраста с ЗПР.

Для реализации этой цели были разработаны критерии оценки и осуществлен подбор методик исследования монологической речи.

В. П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками связной речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

При этом использовали наглядный материал из соответствующих пособий О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и А. В. Соболевой, В. В, Коноваленко, О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой,

В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:

— составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

— составление рассказа по серии сюжетных картинок;

— сочинение рассказа на основе личного опыта,

— составление рассказа-описания.

Полное описание проведения методики и оценивание заданий представлено в Приложении 1.

Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Результаты выполнения заданий фиксировались в протоколы на основании схем оценки уровня выполнения заданий.

Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составляется на основании суммирования балов за все семь заданий.

К высокому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 26 до 21 баллов по всем заданиям методики.

К среднему уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 20 до 15 баллов по всем заданиям из методики.

К недостаточному уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 14 до 9 баллов по всем заданиям методикам.

К низкому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 8 до 3 баллов по всем заданиям методикам.

В качестве общего критерия выступало понимание детьми инструкции, целостность ее восприятия, выполнений заданий согласно инструкции.

Все задания проводились в естественных условиях.

Публикации по теме:

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Малоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на переменеМалоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на перемене Игры в младшем школьном (дошкольном) возрасте имеют огромное значение. В работе с детьми игры можно использовать при проведении различных.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Рассказ о радушии и гостеприимстве для дошкольников и младших школьников «Это у вас семейное!»Рассказ о радушии и гостеприимстве для дошкольников и младших школьников «Это у вас семейное!» Иллюстрацию к моему рассказу из реальной жизни сделала воспитанница младшего школьного возраста. Она сама подобрала образ героини рассказа.

Стихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьниковСтихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьников "ПИСЬМО С ФРОНТА" Рисунок Буянова Никиты Приближается великая дата – 75-летие Победы! И верно нет человека в нашей стране, не думающего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР
Опубликовано: 19 мая 2023 в 11:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Мария Веселкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД