Получи документы

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Юлия Кашеварова
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

На сегодняшний день существует множество различных периодизаций психического развития человека. Возрастной психологией занимались : Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин, и др. Каждый из ученых рассматривал различные критерии возрастной классификации. Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, которые характерны для конкретного этапа развития. А. Н. Леонтьев в качестве критерия возрастной периодизации выделял ведущие деятельности. В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, которые определяют возникновение психологических новообразований на каком-либо конкретном этапе развития. Он рассматривает отношения продуктивной деятельности и деятельности общения [35].

Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Младший школьный возраст – это этап, когда происходит эволюция дальнейшего становления индивидуально-психологических и формирования базовых социально-нравственных качеств индивида.

Для этой стадии характерны :

• преобладание значимости семьи для помощи для помощи в удовлетворении эмоциональных, материальных и коммуникативных потребностей школьника;

• образовательная организация занимает первостепенную роль для помощи в создании и развитии познавательных интересов;

• у младшего школьника повышается способность противостоять негативным влияниям окружающей среды, при этом первостепенные защитные функции остаются за семьей и образовательной организацией [10].

Социальный статус меняется: дошкольник переходит на новый этап, становится школьником. Вместе с тем, у ребёнка появляется противоречие между свободой выбора и точно обозначенными рамками поведения школьника. Многие дети оказываются не готовы к такому переходу, по этой причине переход к школьному режиму проходит болезненно, конфликтно.

Психологическая реорганизация в деятельности: до начала нового этапа игра была ведущим видом деятельности, а на данный момент, ведущим видом деятельности становится – учебная деятельность, которая изменяет мотивы поведения, даёт импульс развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Смена ведущего вида деятельности имеют этапы:

• базовое ознакомление с условиями жизни образовательной организации;

• ознакомление с учебным процессом и новой структурой отношений как со взрослым, так и с детским коллективом;

• вырабатывается определенное отношение к правилам и нормам поведения в школьной жизни [10].

Благополучное прохождение этапов, указанных выше позволяет предупредить большинство отклонений в нравственном развитии младших школьников. В адаптации к школьной среде младшие школьники часто испытывают некоторые трудности [10]. Как указывала Л. И. Божович, переход от раннего детства к младшей школе сопровождается резким изменением места ребенка в новой системе взаимоотношений и всего образа жизни в целом. При этом, следует отметить, что статус школьника создает особую нравственную направленность личности ребенка [24]. В этот момент продолжается психофизиологическое и физическое развитие ребенка, что даёт возможность систематического обучения в образовательной организации. Работа нервной системы и головного мозга улучшается в первую очередь. Однако не безупречность регулирующей функции коры головного мозга проявляется, в присущих для детей данного возраста особенностях поведения, эмоциональной сферы и организации учебной: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, импульсивны, эмоциональны. В возрасте 7-10 лет наблюдается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Также всё ещё существуют и различия в темпах развития между девочками и мальчиками: мальчики всё ещё отстают от девочек [37].

Поступление в первый класс кардинально меняет жизнь детей. С самого начла обучения в школе у детей появляется главное противоречие – между регулярно возрастающими требованиями, предъявляемыми к детям, их памяти, речи, вниманию, мышлению, и уровню развития. Данное противоречие является движущей силой развития у младшего школьника.

Младший школьный возраст – важный этап развития ребёнка. Дальнейшее развитие высших психических функций и личности происходит в пределах ведущей на данном этапе учебной деятельности, которая сменяет на данном этапе игровую деятельность, выступавшую ведущей в дошкольном возрасте. Вовлечение младшего школьника в учебную деятельность означает начало реорганизации всех психических функций и процессов [31].

Разумеется, у младших школьников не сразу вырабатывается соответствующее отношение к обучению. Они ещё не в полной мере понимают, для чего необходимо учиться. Однако немного погодя оказывается, что учение – труд, который требует внимания, самоограничений, волевых усилий, интеллектуальной активности. В случае, когда ребёнок не привык прикладывать столько усилий, у него возникает разочарование, формируется негативное отношение к процессу обучения. Чтобы этого не случилось классный руководитель должен прививать младшему школьнику мысль о том, что учение – не развлечение, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, требующая упорства и внимания, но в то же время, очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Сама организация учебного процесса должна подтверждать слова педагога.

В первую очередь младшие школьники увлекаются процессом учебной деятельности, не осознавая её важности. Лишь после появления интереса к результатам своего труда в учебной деятельности возникает интерес к процессу учебной деятельности, к получению знаний. Именно это и есть благоприятная основа формирования у младшего школьника учебных мотивов высокого общественного порядка, связанных с ответственным отношением к учебной деятельности [31].

Младший школьник получает удовлетворение от достижения успехов, благодаря чему появляется интерес к содержанию учебной деятельности. Благодаря похвале, одобрению учителя, который делает акцент даже на небольшие успехи обучающихся, мотивация возрастает. Младшие школьники испытывают особое чувство гордости, в случае получения похвалы от учителя [15].

С самого начала процесса обучения в образовательной организации учитель становится авторитетом для младших школьников, в связи с этим, учитель имеет большое воспитательное воздействие на своих учеников. Авторитет учителя является важнейшей предпосылкой воспитания и обучения в младших классах [21].

Возникает совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; изменяются пропорции процессов торможения и возбуждения: процесс торможения усиливается, хотя процесс возбуждения всё ещё преобладает, и младшие школьники более импульсивны и возбудимы [20].

В начальных классах учебная деятельность осуществляется благодаря развитию некоторых психических процессов познания окружающей среды – восприятий и ощущений. Дети младшего школьного возраста имеют своё собственное восприятие [29].

Благодаря тому, что у младших школьников появляется статус школьника, у них меняется восприятие. На данном этапе психического развития восприятие связано с осязаемой деятельностью ребёнка. Изучить какой-либо предмет для младшего школьника – совершать какие-то действия с ним, что-то попробовать поменять в нём, произвести какие-либо манипуляции, взять в руки, дотронуться до него. Ещё одной чертой младших школьников является сильная эмоциональность. Восприятие ребёнка меняется, его деятельность становится контролируемой и целенаправленной.

Во время школьного обучения восприятие ребёнка становится намного глубже, принимает новый характер более организованного наблюдения.

У младших школьников есть свои возрастные особенности. Главная особенность – это недостаток произвольного внимания. Возможности волевого регулирования произвольного внимания, которое управляет им в самом начале младшего школьного возраста имеют некоторые ограничения. Произвольные процессы внимания у ребёнка младшего школьного возраста необходимы для мотивации. Для старших школьников далёкая мотивация является стимулом к учебной деятельности, они без особого труда могут концентрироваться на неинтересной работе, которая приведёт к результату в будущем, то для младших школьников стимулом является исключительно близкая мотивация – поощрение, хорошая оценка, похвала [21].

Для детей младшего школьного возраста интерес представляют яркие вещи, которые не требуют сосредоточенности внимания.

В процессе обучения у детей младшего школьного возраста развиваются отличительные особенности памяти. Возрастает роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В возрасте 7-10 лет у детей наиболее развита деятельность первой сигнальной системы, благодаря чему наглядно-образная память у младших школьников развита лучше, нежели наглядно-образная, и словесно-логическая. Таким образом, дети данного возраста намного быстрее запоминают и, конечно, прочнее сохраняют в своей памяти точную информацию, определенные события, конкретные лица, интересные предметы, точные факты, чем разного рода определения, описания, объяснения. Дети младшего школьного возраста запоминают информацию механически, не используя логических связей [28].

Младший школьник теперь может воссоздать в своём воображении словесно описанный предмет, с которым он ещё не был знаком. Данный вид воображения называется воссоздающим. Данный вид воображения совершенствуется из-за того, что ребёнок достовернее воспринимает действительность. Новые образы формируются за счёт переработки уже имеющихся впечатлений, накопленного опыта и созданием новых, ещё не известных до этого времени комбинаций [23].

Познание изменяется, на данном этапе ребёнку интересно не только само явление, но и его сущность. Мышление младшего школьника начинает отражать новые существенные свойства и признаки некоторых предметов и явлений, благодаря чему школьники делают свои первые выводы, умозаключения, общения, выстраивают лёгкие логические связи. На этой основе у ребёнка постепенно вырабатываются новые элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов [20].

Младший школьный возраст – это период очень заметного становления личности. В этот период меняются отношения со взрослыми людьми, товарищами, одноклассниками, ребёнок начинает учувствовать в коллективной деятельности, меняет вид деятельности с игровой на учебную, что способствует необходимости в подчинении новым требованиям. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В возрасте 7-10 лет формируется социальная направленность личности, закладывается прочный фундамент усвоения моральных и нравственных норм и правил поведения. Рассмотрим отличительные черты характера младших школьников. В первую очередь это импульсивность – склонность к незамедлительным действиям после получения импульсов [28].

Ещё одной отличительной чертой является и общая недостаточность воли: у ребёнка еще не было опыта длительной борьбы за ранее поставленную цель, преодоления трудностей и препятствий. Младший школьник может сдаться, испытав неудачу, потерять уверенность в свои силы и возможности. Также у младших школьников часто можно наблюдать такие качества, как капризность, упрямство. Самая частая причина их проявлений – это недостатки воспитания со стороны семьи. Ребёнок привык к тому, что все его желания, прихоти и требования родители незамедлительно выполняли. Капризность и сильное упрямство – это своеобразная форма детского протеста против жёстких рамок, в которые образовательная организация ему предъявляет, против необходимости делать то, что нужно, когда этого делать совсем не хочется. Младшие школьники очень эмоциональны. Повышенная эмоциональность сказывается в том, что их психическая деятельность окрашена эмоциями. Все действия, явления, наблюдения вызывают у детей бурные эмоции. В младшем школьном возрасте дети ещё очень открыты и не умеют сдерживать свои эмоции, будь то радость, печаль, недовольство, или наоборот, восхищение. Дети в данный период эмоционально неустойчивы, у них часто можно наблюдать кратковременные вспышки ярости, радости, горя, страха, гнева. И только с годами они учатся контролировать свои эмоции, управлять ими [30].

Для воспитания коллективистских отношений период младшего школьного возраста наиболее благоприятен. За определённое время младший школьник впитывает важные коллективной деятельности, учиться взаимодействовать в коллективе и на пользу коллективу. Именно по этому младшим школьникам необходимо участвовать в коллективистских делах. Так как только здесь младший школьник может научиться коллективной общественной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что младший школьный возраст – это период, в котором происходит важный процесс для дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования базовых социально-нравственных качеств личности. Ведущий тип деятельности – учебная деятельность. В пределах учебной деятельности происходят психологические новообразования, которые характеризуются наиболее важными успехами в развитии младших школьников и являются базой, обеспечивающей развитие на следующем возрастном этапе.

Публикации по теме:

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Сценарий ко Дню России для детей младшего школьного возрастаСценарий ко Дню России для детей младшего школьного возраста СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РОССИИ в летней образовательной площадке «Радуга ТАЛАНТОВ» (возраст детей в отряде – 8-11 лет) Цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 10 августа 2022 в 08:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кашеварова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД