Лучший педагог года

Психологическая характеристика дошкольного возраста

Елена Абышева
Психологическая характеристика дошкольного возраста

Психологическая характеристика дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6–7 лет. Последний год – от 6 до 7 лет – считается переходным периодом от дошкольного к младшему школьному возрасту.

В дошкольном возрасте увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребенка начинает занимать сверстник.

Социальная ситуация развития.

Публикация «Психологическая характеристика дошкольного возраста» размещена в разделах

Внутренняя сторона: тенденция быть и действовать как взрослый при отсутствии возможностей, стремление к установлению положительных отношений с взрослыми; потребность в общении со сверстниками, развитое восприятие и речь как средство общения.

Внешняя сторона: переход ребенка из семейной ситуации в более широкий мир социальных отношений; предъявление взрослыми к ребенку требований морального содержания, представления взрослых о ребенке – дошкольнике как способном усвоить моральные нормы; появление «детского общества».

Ведущая деятельность является ответом на возникновение основных противоречий предшествующего периода развития, то есть стремления ребенка быть как взрослый и невозможности реализации данного желания в реальности, но сохраняется тенденция к немедленной реализации желаний. В этих условиях возникает игра, в которой реализуются основные потребности ребенка и тенденции его развития.

Дошкольника можно назвать «ребенок играющий».

Сущность игры – исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми, отображение социальных отношений и смысла человеческой деятельности. Важнейшая характеристика игры – наличие воображаемой ситуации, которая обеспечивает возможность отображения любых жизненных ситуаций.

В игре реализуется его стремление быть как взрослый, жить общей жизнью с взрослыми, потребность в общении и организации совместной деятельности со сверстниками. В игре ребенка привлекает сам ее процесс, а не какой-либо достигнутый результат. Последовательно развиваются следующие виды игр: сюжетная игра, режиссерская игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игры, игры с правилами.

Структура сюжетно-ролевой игры: мотивы игры, сюжет игры, содержание игры, игровые роли, игровые правила, игровые действия, игровое употребление предметов (или использование предметов – заместителей, игровые и реальные отношения между детьми.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры: 1) до трех лет – этап предпосылок игры; 2) от трех до пяти лет – этап освоения всех компонентов структуры игры; 3) после пяти лет – этап творческого развития игры (этап сюжетосложения).

Другие виды деятельности, специфичные для дошкольного возраста – продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация, музыкальная деятельность, художественно-речевая деятельность. Детский труд. Предпосылки учебной деятельности (умения учиться).

Ведущие формы общения ребенка со взрослыми: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная, в которых ребенок обращается ко взрослому с вопросами об окружающем мире, о мире социальных отношений и самом себе, обращается с демонстрацией собственных возможностей и оценкой самого себя, ищет признания у взрослых. Интенсивное развитие разных видов общения со сверстниками.

Психологические новообразования возраста

– внутренний план представлений – способность до того, как реализовать действие во внешнем материальном плане, совершить его в идеальном, сознательном плане. Данное новообразование обеспечивается развитием функций речи и выражается в использовании речи для актуализации представлений о предметах и их свойствах, независимо от их наличия в ситуации (знаковая функция сознания, по Л. С. Выготскому);

– обобщенное внеситуативное отношение к себе – осознание себя как социального субъекта, появление устойчивой обобщённой самооценки. «Образ Я» приобретает устойчивость, дифференциацию (это уже качественно новый уровень отображения себя). Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и пр.

– внутренняя позиция (Л. И. Божович) – это возникновение в психике ребенка особой «внутренней инстанции», которая опосредствует отражение и познание ребенком мира, а также регуляцию собственного социального поведения. Это центральное, интегративное личностное новообразование, которое выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. До 6–7 лет ребенок почти не думает о своем месте в жизни, предназначении и не стремится изменить его. Но в старшем дошкольном возрасте в связи с общим его продвижением в психическом и интеллектуальном развитии появляется явно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, «более взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для окружающих людей деятельность. В условиях общественного воспитания и обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Основные аспекты внутренней позиции:

• рефлексивный: осознание своей позиции в данной социальной ситуации (для 6–7-летних детей – «Я – школьник»,

• эмоциональный: отношение к некоторой реальности или явлению,

• мотивационный: внутренняя позиция задает направление деятельности человека;

– первичные этические инстанции (Д. Б. Эльконин) – представления о том, что такое «хорошо», что такое «плохо». Происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми. Наличие первичных этических инстанций предполагает сформированность способности к обобщению переживаний – устойчивых эмоциональных проявлений, т. е. чувств;

– соподчинение, иерархия мотивов (первое рождение личности по А. Н. Леонтьеву) – соотношение мотивов друг с другом, выстраивание мотивов в порядке значимости. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. Поэтому у детей этого возраста уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. Подчеркнём, что система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального возбуждения, что может приводить к нарушению ребёнком хорошо известных правил;

– произвольность поведения – способность ребенка подчинять свои действия определенным правилам и требованиям (или управлять своим поведением на основе правил). Л. С. Выготский высказал предположение о том, что в конце дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность, характеризующуюся тем, что между внутренним состоянием ребенка и его внешним выражением нет различий или, иначе говоря, поведение ребенка прямо связано с его желаниями и переживаниями. На рубеже дошкольного и школьного возрастов у детей возникает дифференциация между внутренней и внешней сторонами их личности: между непосредственными желаниями и поступками ребенка появляется внутреннее звено, позволяющее образовывать цели и оценивать предстоящее действие в соответствии с эталонами (правилами). Т. о., в дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы.

Итоги развития ребенка в дошкольном возрасте показывают, что он поднимается на качественно новый уровень развития, он становится социальным существом, осознающим самого себя, имеющим собственную позицию, отличную от позиции взрослых, он стремится к серьезной социально оцениваемой и социально одобряемой деятельности. Однако по своему положению в глазах других ребенок остается дошкольником, который занят несерьезной забавой – игрой. Обострение этого противоречия выражается в возникновении кризиса семи лет.

Кризис семи лет. Все описанные достижения в развитии личности ребенка приводят к смене социальной ситуации развития. Прежний – дошкольный – образ жизни, прежние отношения с окружающими обесцениваются в глазах ребенка и начинают подвергаться перестройке. Игровые интересы детей сменяются интересом к социально значимым формам человеческой деятельности (учебе, труду). На седьмом году жизни наступает период кризиса. Следует иметь в виду, что поступление детей в школу с шести лет не может изменить сроки наступления кризиса и ускорить процесс перехода ребенка к младшему школьному возрасту. Главным симптомом происходящих изменений Л. С. Выготский считал «утерю непосредственности», которая означает изменение механизмов регуляции поведения у детей: между побуждением и поступком начинают «вклиниваться» интеллектуальные процессы, так называемая «логика чувств». Л. И. Божович, как мы отмечали, называла такое явление «внутренней позицией (школьника)». Несмотря на видимые негативные особенности поведения ребенка, переживающего кризис (трудновоспитуемость, кривлянье и манерничанье, нарочито независимое поведение и т. п., сущность этого периода состоит в положительных по своей сути изменениях, обеспечивающих переход к новому возрастному этапу.

Психологическая готовность к школьному обучению – уровень психического и личностного развития ребёнка, необходимый и достаточный для освоения учебной программы в условиях обучения в группе сверстников (комплекс психических и личностных качеств, которые отличают школьника от дошкольника и создают основу для успешного овладения учебной деятельностью).

Составными компонентами психологической готовности являются мотивационная, социально-психологическая, интеллектуальная, и эмоционально-волевая готовность.

Интеллектуальная (познавательная) готовность к школьному обучению. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении и являющиеся естественным его продолжением. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам.

Кроме того, в исследованиях обнаружено, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выражения «если, то», «потому что», «поэтому» и т. п., его бытовые рассуждения вполне логичны. Зачатки логического мышления проявляются и в способности классифицировать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями, к концу дошкольного возраста ребенок уже может объединить предметы в «понятийные» группы: «мебель», «посуда», «одежда» и т. д.

Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

• дифференцированное восприятие;

• аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

• рациональный подход к действительности;

• логическое запоминание;

• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

• овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

• развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Компонентом интеллектуальной готовности является и формирующееся к 6 годам умение принять некую задачу как учебную, выделить ее и превратить в самостоятельную цель деятельности.

Мотивационная (личностно-мотивационная) готовность к школьному обучению.

Мотивационная, готовность к школе включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе как к ученику.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. Можно понять боязнь и тревогу детей, связанную с предстоящим обучением в школе. И сколько же терпения, внимания, теплоты, времени придется уделить потом этим детям учителю, воспитателям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. А это, бесспорно, гораздо труднее, чем с самого начала формировать положительное отношение к школе.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремление стать школьником сливается с пониманием важности школьного обучения, уважением к учителю, к старшим товарищам по школе, в нем отражаются и любовь, бережное отношение к книге как к источнику знаний.

Мотивационная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы – «быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель. Но сами эти интересы у 6–7-летних складываются только в совместной учебной (а не коммуникативной) деятельности ребенка с взрослым, и фигура учителя при формировании учебной мотивации остается ключевой.

Таким образом, подготовка ребёнка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Школа должна привлекать ребёнка не внешней стороной, а возможностью получать новые знания (познавательная мотивация).

Социально-психологическая готовность

Социально-психологическая (коммуникативная) готовность характеризует отношение ребенка к взрослому как к учителю и предполагает наличие способности слушать и слышать учителя, не отвлекаясь на постороннее; умение подчиняться требованиям взрослого, действовать не на основе сиюминутных желаний, а исходя из учебных целей, норм и правил. Подобное отношение к взрослому складывается в рамках внеситуативно-личностного общения, являющегося высшей формой общения в дошкольном возрасте (М. И. Лисина). Содержанием этой формы общения является познание социального мира, личности других людей и самого себя. Детям становится интересен другой человек, его поведение в разных ситуациях, они сравнивают себя со взрослыми, разговаривают о нормах и правилах поведения и пр. Дети выделяют социальные роли взрослых и начинают вести себя дифференцированно в зависимости от ситуации общения.

Итак, социально-психологическая готовность рассматривается как готовность к взаимодействию ребёнка с окружающими (Я. Л. Коломинский) и связана с появлением при переходе в школу новых отношений между «детским обществом» и взрослым, с изменением социально-психологического статуса ребёнка (в школе ребёнок сталкивается с новой системой критериев, определяющих детские взаимоотношения, изменяется положение детей в коллективе (были старшими в детском саду, в школе – младшие) и т. п.).

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению

В настоящее время серьёзного внимания требует формирование эмоционально-волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждёт напряжённый труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что потребует учитель, школьный режим, программа. В школе ребёнку потребуется определённый уровень эмоциональной устойчивости, умение при необходимости регулировать свои аффективные проявления. Готов ли к этому ребёнок? Волевой аспект готовности к школе рассматривается рядом психологов как основополагающий.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты.

Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.

Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает.

Следует иметь в виду и тот факт, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления. Поэтому первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели: формирование у детей небоязни трудностей, стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, как носителя социальных норм поведения, правил.

Глоссарий

Внутренняя позиция - точка зрения человека относительно определенных ситуаций и обстоятельств его жизнедеятельности, которые вызывают определенные эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера.

Дошкольный возраст [/b]- этап психического развития детей, занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников

Кризис - момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности

Иерархия мотивов - распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности.

Новообразование - психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;

новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Познавательная деятельность - активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Психологическая готовность к школьному обучению - уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей.

Сензитивный период - возрастной интервал индивидуального развития, в течение которого внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Этические инстанции - оценки, на основании которых ребенок дифференцирует все поступки на хорошие и плохие.

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психологическая акция «Дерево пожеланий»Психологическая акция «Дерево пожеланий» Психологическая акция «ДЕРЕВО ПОЖЕЛАНИЙ» Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Психологическая акция.

Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный друг»Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный друг» Последний день Недели психологии все уже ждали с большим интересом. Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая характеристика дошкольного возраста
Опубликовано: 10 мая 2020 в 18:58
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая характеристика дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Абышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД