Папки-передвижки

Программа православного кружка «Возрождение» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Кущенко Наталья
Программа православного кружка «Возрождение» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Пояснительная записка

Программа православного кружка «Возрождение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для работы с детьми от 7 до 18 лет в условиях Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее – ОСРЦдН).

Публикация «Программа православного кружка „Возрождение“ в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» размещена в разделах

В современной России проблема духовно-нравственного воспитания детей, начиная с младшего школьного возраста, является одной из самых актуальных. На сегодняшний день наблюдается высокий рост насилия, преступности и жестокости по отношению друг к другу, нравственные ценности постепенно утрачиваются. Огромный интерес педагогов, организаторов учебно-воспитательного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социально психологической адаптации и реабилитации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику ребенка и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты.

Не случайно правительство РФ обратило внимание на созидающую роль Православия и, начиная с 2003 года, в субъектах Российской Федерации в качестве эксперимента вводится предмет – Основы православной культуры. В центре внимания оказываются проблемы сохранения традиций и прежде всего духовной культуры подрастающего поколения.

Актуальность программы. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует основу личности, которая благотворно влияет на все формы и стороны взаимоотношений человека с миром: на этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Православие наполняет душу духовной энергией. Это огромный пласт культурных ценностей, без знакомства с которыми невозможно понять прошлое и настоящее нашей страны, невозможно построить её славное будущее, невозможно интегрироваться в систему национальных ценностей.

Программа кружка «Возрождение» позволяет расширить знания детей о христианской культуре, о православных традициях нашего народа, о тесной связи морали, духовности и физического состояния человека, а также состояния общества в целом.

В программе кружка закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

Новизна программы состоит в том, что в основу ее изучения положен православный годовой церковный круг праздников и естественное включение в жизнь ребенка специально подобранных художественных произведений, игр, фильмов и мультфильмов духовно-нравственной и православной тематики.

При создании данной программы были использованы программы по изучению Основ православной культуры : «Подарок к празднику» О. М. Потаповской, «История религиозной культуры» А. Б. Бородиной, методическое пособие С. Ю. Афанасьевой «Основы христианской культуры».

На занятиях кружка «Возрождение» дети знакомятся с основными понятиями Православия : православными праздниками, устройством храмов, изображением Святых, с некоторыми событиями Священной Истории Ветхого и Нового Заветов, с историей православной Белгородчины.

Цель программы : воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Задачи:

- познакомить воспитанников с основными догматическими положениями вероучения Православной церкви;

-познакомить детей с Библией, с некоторыми событиями Священной Истории Ветхого и Нового Заветов;

- познакомить воспитанников с православным календарем и историей православных праздников, с традицией их празднования;

- познакомить детей с жизненным подвигом некоторых православных святых;

- познакомить детей с устройством православного храма;

-способствовать формированию у воспитанников духовных и нравственных ориентиров; осознанному принятию базовых национальных ценностей: доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия и др. ;

-способствовать социализации воспитанников;

-способствовать коррекции детско-родительских отношений через возрождение духовно-нравственных традиций и православных основ семьи;

-способствовать профилактике асоциального поведения.

Отличительной особенностью данной программы являются практические занятия: экскурсии в храмы и святыни Белгородчины, мероприятия с привлечением отца Сергия (Прокопенко, служителя храма Серафима Саровского г. Белгород (духовника ОСРЦдН).

Формы и методы работы с детьми:

• Беседа

• Игра, викторина

• Просмотр и обсуждение фильмов и мультфильмов православной и духовно-нравственной тематики.

• Творческая мастерская

• Литературная гостиная

• Праздник (с привлечением родителей и отца Сергия (Прокопенко, служителя храма Серафима Саровского г. Белгород).

• Экскурсия (посещение православных храмов и святынь Белгородчины).

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы :

• помещение (должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться);

• конспекты занятий и дидактические материалы к ним;

• компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийные (цифровые) носители информации;

• презентации, видеоматериалы;

• диагностические методики.

В рамках кружка не ставится задача препятствовать свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению воспитанников, не предусматривается обязательное их участие в религиозных службах, не преследуется в качестве образовательной цели вовлечение детей или их родителей в религиозную организацию. Руководитель кружка оставляет за собой право изменять текущее тематическое планирование программы в зависимости от запросов воспитанников и (или) возникших в ходе занятия воспитательных задач.

Участники кружка поделены на две разновозрастные группы : младшая и старшая.

1. Младшая группа – 7-11 лет. Общее количество часов на изучение программы – 36 часов. Количество часов в неделю – 1 академический час (45 минут).

2. Старшая группа: 12-18 лет. Общее количество часов на изучение программы – 36 часов. Количество часов в неделю – 1 академический час (45 минут).

Возможно объединение групп при проведении экскурсий и паломнических поездок.

Срок реализации программы - 1 год по 2 часа в неделю (всего 72 часа, 1 час в неделю для каждой возрастной группы (7-11 лет, 12-18 лет, длительность занятия – 1 академический час (45 мин.).

Целевая аудитория: воспитанники ОСРЦдН в возрасте от 7 до 18 лет, две возрастные группы – 7 -11 и 12-18 лет.

Особенность организации образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию детей в рамках кружка «Возрождение» заключается в том, что на занятиях используются интерактивные формы и методы обучения, экскурсии, паломнические поездки, посещение службы в православном храме, привлечение сотрудников Белгородской Духовной семинарии и служителя храма во имя преподобного Серафима Саровского отца Сергия (Прокопенко).

Рабочая программа состоит из 3-х разделов:

1. Первые шаги в Православие.

2. Православные праздники.

3. Святыни Белгородской области.

Учебно-тематический план

п/п Название раздела,

темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика

Младшая возрастная группа (7-18 лет)

1. Первые шаги в Православие 15 7 8 Беседа

Тестирование

Опрос

2. Главные православные праздники 17 8 9 Праздник

Выставка

3. Святыни Белгородской области.

4 1 3 Экскурсия

Старшая возрастная группа (7-18 лет)

1. Первые шаги в Православие 15 7 8 Анкетирование

Беседа

Сочинение

2. Главные православные праздники 17 6 11 Праздник

Выставка

3. Святыни Белгородской области.

4 1 3 Экскурсия

Итого: 72 30 42

Формы оценки результативности обучения

Формы контроля:

• Входной. На первом занятии группы необходимо провести входную диагностику знаний, умений и наклонностей детей. Входная диагностика проводится путём собеседования, анкетирования и тестирования, которое должно выявить степень подготовленности членов группы к работе. По результатам входной диагностики определяется уровень и глубина изучения материала, методы, применяемые в работе.

• Текущий. Осуществляется на протяжении всего учебного процесса в форме опроса воспитанников, практических работ, оценки результатов самостоятельной работы, собеседования. В процессе учебной деятельности проводится контроль знаний и педагогическое наблюдение поведения обучающихся на занятиях, их взаимодействия друг с другом. Это позволяет определить уровень знаний и умений воспитанников, полученных на занятиях, степень заинтересованности и вовлечённости детей в процесс обучения.

• Итоговый. Данный вид контроля проводится в форме собеседования, педагогического наблюдения и открытого занятия. Итоговая диагностика проводится на последних занятиях и отражает уровень знаний и умений, полученных в результате образовательной деятельности по данной программе и в некоторой степени уровень реализации воспитательных задач. (Приложение 2)

Планируемые результаты программы :

Воспитанники должны знать:

Библия - основной источник знаний о православной культуре;

некоторые события из Священной Истории Ветхого и Нового Заветов;

жизненные подвиги некоторых православных Святых;

- заповеди;

историю некоторых православных праздников, традиции их празднования;

назначение и устройство православного храма;

правила доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром. Воспитанники должны уметь:

рассказать о любимом православном празднике, объяснить значение православных праздников;

рассказать о каком-нибудь событии Священной истории;

описывать жизнь запомнившегося православного святого;

отличать православный храм от других строений;

- вести себя в храме;

-различать положительные и отрицательные нравственные качества человека.

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе :

– доброжелательное и милосердное отношение к ближним;

– внимательное, ответственное и дисциплинарное отношение к окружающему миру;

– постоянная устойчивая потребность в общении с природой;

– осознание активного отношения и практическое участие в сохранении православных традиций;

– коммуникативность и умение сотрудничества в коллективе сверстников;

– устойчивое эстетическое чувство и умение любоваться красотой и изяществом природы и творениями людей;

– интерес к познавательной и интеллектуальной деятельности.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения: проектор, экран, компьютер, мультимедийные (цифровые) носители информации.

Дидактический материал:

1. Планы-конспекты занятий, сценарии праздников.

2. Детская Библия.

3. Иконы.

4. Иллюстрации окружающего мира.

5. Магнитная доска.

6. Раскраски по темам.

7. Дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Православие», «Я хороший», «Главные православные праздники».

8. Картонные шаблоны для поделок и аппликаций.

9. Сувенирные пасхальные яички.

10. Куклы для показа сказок (петушок, курочка, кот, лиса и др.)

Экранно-звуковые пособия:

1. Видеофильмы и мультфильмы, соответствующие содержанию обучения. Цикл тематических фильмов для просвещения молодежи на православную тематику «Земное и небесное».

2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

3. Компьютерные презентации по темам занятий (авторские).

Методическое обеспечение программы

Данная программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным, музыкальным и видео материалом.

Список используемой литературы:

Литература для педагога:

1. Алексеева А. О православном дошкольном воспитании в России. – М. «Дошкольное воспитание», 2006

2. Афанасьева С. Основы православной культуры. – Минск, 2002

3. Библия для детей. Репринтное воспроизведение третьего издания

Священной истории в простых рассказах в школе и дома. Ветхий и Новый Заветы. – Спб. : 1896

4. Гладких Л. Отечественная педагогическая литература как фактор

укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей - М. «Дошкольное воспитание», 2006

5. Зинченко З. Детям о православной вере. – «Благовестник», 1999

6. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. – М. : 1997

7. Куломзина С. С. Закон Божий для самых маленьких. – М., 1997

8. Лоргус А., Дудко М. Книга о Церкви. – М., 1997

9. Потаповская О. М. Подарок к празднику. – М., 2000

10. Святая Русь. История России в рассказах для детей. – М. : 1994

11. Сурова Л. В. Церковный год. – М., 2000

12. Тарасар К. Наша жизнь с Богом. – М., 2000

13. Ушинский К. Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994

14. Харитонова О. К. Основы православной культуры. – М., 2002

15. Шевченко Л. Л. Православная культура 1-й год обучения. – М., 2002

Литература для воспитанников и родителей:

1. Андерсен Г. Х. Снежная королева. – Спб., 2008

2. Афанасьев В. Выше неба голубого. Православные стихи для детей –

М., 1999

3. Бородина А. В. Рождество Христово. – М., 2007

4. Бородина А. В. Рождество Пресвятой Богородицы, М., 2006

5. Бородина А. В. Крещение Господне. – М., 2009

6. Воскобойников В. Серафим Саровский. – М., 2003

7. Высоцкая С. Я листаю календарь. Стихи для детей. – Нижний Новгород,2001

8. Габе Д. «Моя семья»

9. Ганаго Б. Навстречу детским сердцам. – Минск, 2003

10. Дашкевич Т., Михайленко Е. Голос Ангела. – Минск, 2004

11. Детям о Христе. – М. : 2002

12. Киселев А. Я. Семь дней творения. Стихи для детей. – М. : 1998

13. Королева Е. Наш дом. – М., 1999

14. Королева Е. Мои друзья. – М., 2000

15. Королева Е. Всюду чудеса живут. – Сергиев-Посад, 2001

16. Куломзина С. С. Рассказы о святых. – М., 1994

17. Моя первая священная история. – М., 1990

18. Орлова Н. Азбука для православных детей. – М., 2002

19. Осеева В. Рассказы и сказки. – М., 2009

20. Соколовский В. Круг светлых дней. – М., 1992

21. Санин Е. Православные стихи для детей. – М., 2005

22. Сухомлинский В. А. Рассказы для детей. – М., 1994

23. Русские народные сказки. – М., 2008.

Интернет-ресурсы:

1. https://www.skaz.ru

2. https://www.radostmoya.ru

3. http//svetoch/ucoz/ru – Основы православия в презентациях.

4.https://www.12urokovpravoslavia.ru/smysl.htm - 12 уроков православия.

5. https://www.smisl-zhizni.ru/pritchi - Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека. Православные христианские притчи.

6.https://azbyka.ru/ - Азбука веры.

Приложение:

1. Календарно-тематический план.

2. Диагностический материал.

Публикации по теме:

Детская площадка для детей нашего реабилитационного центраДетская площадка для детей нашего реабилитационного центра Я предлагаю Вашему вниманию несколько полезных идей как преобразить участок для прогулок детей на воздухе. Всё – сделано из простых и доступных.

Фотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храмаФотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храма Фотоотчёт: Настоятель Никольского храма посетил СРЦН «Солнечный лучик»Каждая встреча с отцом Николаем для воспитанников Цента – огромная.

Фотоотчёт о проведении праздника «Мы дети твои, Россия!» с воспитанниками центра для несовершеннолетнихФотоотчёт о проведении праздника «Мы дети твои, Россия!» с воспитанниками центра для несовершеннолетних Фотоотчёт о проведении праздника «Мы дети твои - Россия!» с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Фотоотчёт «Посещение Никольского храма воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»Фотоотчёт «Посещение Никольского храма воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» «Посещение Никольского храма детьми из СРЦН «Солнечный лучик». Есть в предпасхальных традициях такие, что особенно дороги сердцу. И среди.

Конкурсно-развлекательная программа с воспитанниками центра «Весняночка»Конкурсно-развлекательная программа с воспитанниками центра «Весняночка» Цель: создать атмосферу праздника, воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям, развивать познавательную активность детей,.

Праздничная конкурсно-развлекательная программа «Нашей армии герои» с воспитанниками центраПраздничная конкурсно-развлекательная программа «Нашей армии герои» с воспитанниками центра Цель: патриотическое воспитание детей Задачи: - воспитывать чувство любви и гордости за свою страну; - расширять кругозор воспитанников;.

Фотоотчет «Праздник «День семьи, любви и верности» в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних»Фотоотчет «Праздник «День семьи, любви и верности» в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» 8 июля, в отделении социальной реабилитации прошло праздничное мероприятие по случаю Дня семьи, любви и верности. Дети познакомились с.

Сценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетнихСценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «С днем рожденья, «Исток!» (К 13-летию центра) Цель: создание праздничной обстановки; развитие творческих способностей и личных качеств.

Развлекательная программа с воспитанниками центра «Робинзонада» Цель: упражнять детей в составлении плана действий по карте; развивать у детей умение сотрудничать, физические качества – ловкость, выносливость,.

Занятие-развлечение для воспитанников социально-реабилитационного центра «Пусть миром правит лишь любовь»Занятие-развлечение для воспитанников социально-реабилитационного центра «Пусть миром правит лишь любовь» Занятие-развлечение "Пусть миром правит лишь любовь" 14 февраля христиане отмечают праздник День Святого Валентина – день покровителя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа православного кружка «Возрождение» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Опубликовано: 28 сентября 2021 в 16:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа православного кружка «Возрождение» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» (включая файлы) размещена пользователем Кущенко Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД