МААМ-картинки

Образовательная программа экологического кружка для подготовительной группы

Наталья Акимова
Образовательная программа экологического кружка для подготовительной группы

Образовательная программа экологического кружка

«Эковишки»

для подготовительной группы «Островок»

на 2020-2021 учебный год.

Воспитатель: Акимова Н. Г.

Пояснительная записка.

Публикация «Образовательная программа экологического кружка для подготовительной группы» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Экологическая культура - совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира : ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе. Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В. П. Горошенко, С. Н. Николаевой, Н. Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Цель: формирование экологической культуры у детей через игровую и исследовательскую деятельность.

Задачи:

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

- развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы, интерес к экспериментированию;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.

Организация деятельности и режим:

Кружок работает в течении учебного года с сентября по май включительно, во второй половине дня в соответствии с утвержденной сеткой организационной деятельности.

Продолжительность одного занятия 20 минут. План кружка рассчитан на год.

Количество детей посещаемых кружок- 26 ребенка. Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Формы реализации программы : групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Участники программы : воспитатели, дети, родители.

Методы, используемые в работе кружка :

Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя.

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, хороводные игры.

Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка, экспериментирование, сбор природного материала.

Прослушивание музыкальных произведений.

Работа с родителями:

- Изготовления летбука «Растительный и животный мир наших лесов»;

-Изготовление книжек – передвижек: «Зимушка зима», «Польза овощей и фруктов», «Времена года».

- Акция: «Огород на окошке».

- Консультации на тему: «Мы друзья природы», «Игры с детьми во время прогулки»;

- Выставки работ «Моя семья в лесу», «Наши домашние животные».

Ожидаемые результаты освоения программы к концу учебного года:

- Овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

- Будут проявлять любовь к природе и бережное отношение к животным и растениям.

- Появится сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Перспективный план работы кружка

Сентябрь 1 «Путешествие в волшебный лес» Формировать бережное отношение к природе. Развивать словарный запас. Закреплять представления о разнообразии видов растений, птиц и животных. Чтение рассказов про осень; подбор иллюстрации к занятию, картин об осени, беседа, наблюдение на прогулке. Пальчиковая гимнастика «Деревце», «Осенние листья»; Д/и «На полянке»

2 Интеллектуальная игра «Знатоки леса» Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе. Иллюстрации с дикими животными, растениями и птиц нашего леса. Д/игра «Дикие животные нашего леса», «Растительный мир нашего леса».

Октябрь 1 «Насекомые» Познакомить детей с существенными признаками насекомых, развивать умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами. Чтение стихов (В. Леонов) «Вот в траве трещит кузнечик», отгадывание загадок на данную тему; дидактическая игра «Подбери признак», «Составь насекомое», физкультминутка «Кузнечики». Самодельные пазлы бабочка, муравей, кузнечик; картинки с изображением божьей коровки, гусеницы, муравья, бабочки, стрекозы, магнитная доска.

2 «Тайна осеннего листа» Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений. Коллективная работа «Листопад». (Аппликация)

Ноябрь 1 «Синичкин праздник» Расширять знания детей о птице - синице (питание, повадки, чем полезны); развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

2 «Птичья столовая» Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда. Экскурсия на территории детского сада к «Птичьей столовой».

Декабрь 1 «Кому нужна вода?» Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях. Экспериментальная деятельность с водой.

2 «Путешествие с Кар Карычем по добрым страничкам книги Галины Белгалис «Мы – природы нашей стражи» Учить правилам поведения на природе; воспитывать интерес и любовь к природе родного края. Пальчиковые игры, чтение стихов и загадок, знакомство с творчеством Г. Белгалис. Просматривание видеоролика «Азбука природы». Рассматривание иллюстраций к книге Г. Белгалис.

Январь 1 «Зимушка-зима» Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданных в различных произведениях искусства, вызвать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетическое отношение к природе.

2 «Знакомство с Красной книгой» Презентация: «Красная книга для детей». Иллюстрации животных и растений. Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу; формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир; разъяснять необходимость создания Красной книги. Проведение бесед о жизни животных, чтение художественной литературы о природе, разучивание стихотворений.

Февраль 1 «Экологическая сказка» Расширять представления об окружающем мире – мире животных; развивать интерес к природе; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; способствовать укреплению взаимопомощи и дружеских отношений. Чтение экологических сказок, отгадывание загадок, просматривание иллюстраций «Животный мир леса», Д/И «Книжка-малышка о животных леса»

2 «Что разрушает нашу экологию Экспериментальная деятельность. Контейнеры (пластмасса, предметы, имитирующие мусор (банки из пластика, жестяные, стеклянные, отходы жизнедеятельности, ватные палочки, губка, гуашь, марля, уголь, пластиковые стаканы, воронки, речной песок.

Март 1 «Домашние животные» Познавательная викторина. Использование картинок с домашними животными; разгадывание загадок о домашних животных; чтение сказки К. Ушинского «Спор животных», П/гимнастика «Буренушка», физкультминутка «Лошадки», Д/И «Птичья семья», «Назови ласково».

2 «Весенние явления в неживой природе» Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. Демонстрационный материал «Животные Севера». Видеофильм «Животные севера». Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу. Д/И «Животные севера» (разрезные пазлы).

Апрель 1 «Путешествие по глобусу» Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

2 «Лес – наше богатство!» Создание условий для формирования представлений о лесниках и их природоохранительной деятельности; сформировать представление о том, что все люди должны заботиться о живой природе; развивать бережное отношение к природе, желание заботиться. Просматривание презентации: «Лес – наше богатство», Д/И «Деревья нашего края».

Май 1 «Осторожно с огнем в лесу» Дать представление о том, что неосторожное обращение с огнем в лесу приводит к большой беде. В игровой форме Буратино рассказывает о пожаре. Просмотр видеофильма.

2 «Экологическая тропа» Квест-игра. Закрепление знаний полученных в течении года.

Список используемой литературы.

1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада : Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999. - 207 с.

5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

6. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», для работы с детьми 4-7 лет. Мозайка-Синтез, М., 2011 г.

7. В. М. Букатов «Секреты дидактических игр». Санкт-Петербург, Творческий центр «Сфера», 2010 г.

8. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»/ Планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель. – 283с.

9. С. Н. Николаева, И. А. Комарова Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Москва. Издательство «Гном» 2014г.

10. Л. Ю. Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. /Издательство «Мозаика-Синтез» Москва, 2016г.

Публикации по теме:

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы Дополнительная образовательная программа кружка оригами «Бумажные фантазии» Пояснительная записка Искусство оригами известно с давних.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа экологического кружка для подготовительной группы
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 10:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная программа экологического кружка для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Акимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД