Папки-передвижки

Программа «Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин»

Гладких Ирина
Программа «Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин»

1 слайд

30 декабря 2021 года Указом №745 Президента Российской Федерации В. В. Путина «В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации», 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России.

А в конце сентября 2022 года Владимир Владимирович Путин провел встречу с представителями Совета Безопасности РФ, где обсудил вопросы организации патриотического и нравственного воспитания в учебных заведениях страны.

Публикация «Программа „Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин“» размещена в разделах

С сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном». Усилению патриотического воспитания будет также способствовать введение начальной военной подготовки в школе и профтехучилищах с нового учебного года.

В дошкольных образовательных учреждениях проводят тематические мероприятия, беседы, разучивают пословицы, стихи и песни о Родине.

В процессе реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников, в нашем детском саду мною была разработана и реализована воспитательно-образовательная программа, направленная на повышение уровня развития речи и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2, 3, 4, 5 слайды

На данных слайдах вы видите содержание и нормативно-правовое обеспечение Программы.

6 слайд

Целью этой программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств и становление основ гражданственности в процессе ознакомления с русским народным эпосом.

7, 8, 9 слайды

На данных слайдах вы видите задачи программы «Патриотического воспитания и развития речи детей старшего дошкольного возраста на материале русского народного былинного эпоса».

Образовательные:

- знакомить детей с героическим былинным прошлым нашего Отечества, с историей города Курска и его достопримечательностями;

Развивающие :

- развивать связную речь детей в процессе общения с окружающими путем овладения родным литературным языком;

- развивать словарный запас детей, грамматический строй речи и звуковую культуру речи;

- развивать элементарное осознание явлений языка и речи, культуру слушания художественной литературы, поощрять детское словотворчество, поддерживать активное общение со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные :

- воспитывать любовь и интерес к художественному слову;

- способствовать проявлению у детей сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам;

- воспитывать гражданина и патриота своей страны на основе ярких впечатлений, вызванных при прослушивании русских народных былин;

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему живому;

- воспитывать общечеловеческие нравственные качества личности: толерантность, чувство уважения к другим народам и их традициям;

- осуществлять взаимодействие с родителями в процессе пробуждения у детей чувств любви к семье, родному городу, к природным т культурным ценностям своей Родины.

10 слайд

Для изучения предлагаются былины в обработке И. В. Карнауховой и А. Н. Нечаева:

«Вольга Всеславьевич»,

«Микула Селянинович»,

«Святогор-богатырь»,

«Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»,

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»,

«Как Илья Муромец богатырём стал»,

«Болезнь и исцеление Ильи»,

«Добрыня, посол князя Владимира»,

«Василиса Микулична»,

«Бой с бусурманской ратью под Киевом»,

«Садко»,

«Михайло Данилович» и др.

11 слайд

Методы и приемы работы пересказа былинных текстов необходимо подбирать с учётом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста в виде как групповой, так и индивидуальной работы.

- Мотивация к чтению, слушанию былин (прослушивание аудиозаписей, пение былин, рассказ о гуслях, о нашем земляке, гусляре 20 века Владимире Ивановиче Поветкине; просмотр мультфильма по былине).

- Беседа по произведению. Этот методический прием является обязательным в процессе подготовления детей к пересказу. Педагог в этот момент может рассказать детям о содержании произведения, обсудить с воспитанниками некоторые моменты, которые они не поняли, уточнить и систематизировать ряд событий, описываемых в былине, а также сделать несколько важных указаний для облегчения обучения пересказу детей-дошкольников.

- Совместный пересказ. Активно используется с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими какие-либо проблемы в развитии связной монологической речи, робкими, не умеющими рассказывать, не владеющими умением держать в голове четкую сюжетную линию произведения.

- Отраженный пересказ. Используя этот прием, воспитатель стремиться к тому, чтобы ребенок самостоятельно мог вставить в его речь свои собственные реплики, поправки, комментарии, а также мог повторить за педагогом целые фразы.

- Подсказка слова или фразы. Со старшими дошкольниками воспитатель может уже не использовать наводящие вопросы, а контролировать внимание ребенка и плавность пересказа своей позой, мимикой, одобрительным жестом. Непосредственно подсказка слова может быть использована только в случае затруднения выбора ребенком более подходящего для изложения слова, а также при допущении им грамматических или смысловых ошибок.

- Вопросы. Этим приемом можно пользоваться на разных этапах обучения дошкольников пересказу былинных текстов. Главное требование к данному приему – вопрос, задаваемый ребенку, должен быть конкретным, наводящим дошкольника на правильную мысль.

- Поощрение. Довольно продуктивно работает с детьми, которые еще слабо владеют техникой пересказа былинных текстов, требуют постоянного контроля и положительной оценки со стороны взрослого. Воспитатель для поощрения может использовать мимику, жесты: кивок головой, улыбку, сигнал большого пальца, поднятого вверх.

- Пересказ былины по частям. Необязательно всю былину должен рассказывать один ребенок. Если в группе много детей, а времени на пересказ отведено мало, то можно использовать метод поточного пересказа по частям. Один ребенок начинает, другой – продолжает и т. д. Следует учесть, что данный метод лучше использовать тогда, когда былина дошкольникам достаточно знакома и не вызывает больших трудностей при ее пересказе.

- Пересказ по ролям. Для данного приема необходима предварительная работа воспитателя по разъяснению детям характера былинных героев, их выразительности речи и манеры общения друг с другом. Только в этом случае данный прием будет продуктивным. Активно используется пересказ по ролям (лицам) с детьми замкнутыми, робкими, так как помогает им раскрепоститься путем произношения коротких реплик персонажей.

- Игра-драматизация. Следует отметить, что данный прием может сопровождаться использованием различных жестов, движений, имитирующих повадки или поведение как животных, так и людей. При этом совершенно не обязательно наличие каких-либо костюмов, декораций и музыкального сопровождения. Как правило, за автора (сказителя) тут говорит воспитатель, за былинного персонажа – ребенок.

- Пересказ с использованием наглядных пособий (мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки).

- Диалог искусств (тексты былин сравниваются с репродукциями картин известных художников, музыкальными произведениями) (рассматривание репродукций картин Васнецова В. М. «Витязь на распутье» (1882, «Богатыри» (1898, «Крещение Руси» (1896, «Гусляры» (1899, «Прощание Олега с конём» (1899, «Богатырский скок» (1914, «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, «Встреча Олега с кудесником» (1899, «Бой скифов со славянами» (1881, а также Васнецова А. М. : «Московский Кремль при Иване III» (1921, «Вероятный вид белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Конец XIV века» (1922, «Двор удельного князя» (1920, «Московский Кремль при Дмитрии Донском» (1922); прослушивание Бородин А. П. «Богатырская симфония», опера «Богатыри», Мусоргский М. П. пьеса «Богатырские ворота», Римский-Корсаков Н. А. опера «Садко», Глинка М. И. «Руслан и Людмила»).

- Изопересказ. Воспитатель с детьми в процессе прослушивания былины вылепливает ее персонажей, а после – предлагает детям пересказать былину с использованием элементов театрализации. Так же можно использовать зарисовку былинных текстов, после которой дети пересказывают былину по выполненному рисунку.

- Прием восстановления «деформированного» текста с последующим его пересказом. Этот прием заключается в подстановке в текст былин пропущенных слов (словосочетаний) или в восстановлении правильной последовательности действий.

12 слайд

Для реализации поставленных задач по развитию речи и патриотическому воспитанию старших дошкольников на материале былинных текстов, я использовала следующие формы работы:

- систематическое чтение-слушание былинных текстов и коллективное обсуждение прочитанного;

- пересказ как форма развития речи и закрепления материала;

- беседа с детьми с целью оценки героев и их поступков;

- беседы о борьбе добра и зла на основе былинного героического эпоса;

- ознакомление с традициями русского народа, бытом и культурным наследием;

- изобразительная, конструктивная, познавательная деятельности дошкольников, работающие комплексно;

- игра-драматизация, театральная деятельность.

13 слайд

В плане работы по программе я предлагаю такие формы работы с родителями:

- семейное посещение краеведческого музея;

- подборка былинных текстов в пересказе Карнауховой И. В., Нечаева А. Н., Самоделовой Е. А. для чтения родителями детям;

- консультация по теме: «Русские богатыри в современной мультипликации – супергерои или защитники?»;

- рекомендации для родителей по развитию речи и патриотическому воспитанию старших дошкольников на основе былинного эпоса.

14 слайд

Программа рассчитана на 1 учебный год (с октября по апрель). В сентябре и мае рекомендуется провести диагностическое исследование. В середине учебного года можно провести промежуточную диагностику.

15, 16, 17, 18 слайды

Сравнительный анализ результатов исходной и итоговой диагностик выявил положительную динамику качественных и количественных показателей уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста при пересказе былинных текстов.

19, 20, 21 слайды

В программе представлены диагностические занятия, а также примерные занятия для работы с детьми по обучению пересказу на материале былинного эпоса и развития у дошкольников патриотических чувств.

22 слайд.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древаПатриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древа Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин»
Опубликовано: 20 октября 2023 в 20:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин»» (включая файлы) размещена пользователем Гладких Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД