Папки-передвижки

Проектная деятельность в познавательном развитии детей с ТНР. Из опыта работы

Наталья Шурупова
Проектная деятельность в познавательном развитии детей с ТНР. Из опыта работы

Проектная деятельность в познавательном развитии детей с ТНР

(Из опыта работы)

Выполнила: воспитатель высшей категории ШуруповаН. Ф

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 301 г. Челябинска»

г. Челябинск 2024

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию.

Публикация «Проектная деятельность в познавательном развитии детей с ТНР, Из опыта работы» размещена в разделах

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Проектный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Тема эта весьма актуальна по ряду причин:

- человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов;

- все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

- отвечает современным требованиям образования, так как напрвлена на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Проектная деятельность - это обучение через поисково – познавательную деятельность, направленную на результат, который получается при решении какой – либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку. Проектный метод обучения позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.

Особую актуальность решение данных задач приобретает в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях компенсирующей группы дошкольного образовательного учреждения. В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Тяжелые нарушения речи препятствуют усвоению социального опыта, развитию культуры общения, культуры речи, а также развитию познавательной и творческой активности. Ребенку с ТНР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый не только непосредственно решает коррекционные задачи, но и создает условия для развития речевых и коммуникативных способностей ребенка. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой, не менее важной, – на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребёнка.

О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет: развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности и др. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Все это в свою очередь создает условия для речевого и познавательного развития.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности.

Задачи проектной деятельности

1. Создавать условия для обеспечения познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно- эстетического и физического развития детей.

2. Развивать любознательность, детскую инициативность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Способствовать преодолению речевых нарушений, формированию связной речи, обогащению и активизации словаря воспитанников.

4. Выстраивать тесное сотрудничество с родителями, вовлекать их в образовательный процесс посредством участия в разработке и реализации проектной деятельности.

Темы проектов рождаются из интересов детей и, как правило, связаны с лексической темой недели.

«Безопасность детей зимой в природе» - познавательно-исследовательский, долгосрочный, групповой

«Безопасность поведения в природе» познавательно-исследовательский, долгосрочный, групповой

«Мир вокруг нас» -опытно-экспериментальный, долгосрочный., групповой

«Дети и дорога» - информационный, практико –ориентированный.

«Животные жарких и холодных стран» - комплексный, групповой, срок проведения 2 недели

Этапы работы над проектом :

I этап разработки проекта — целеполагание : обсуждение проблемы с детьми. II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.

После составления совместного плана действий начинается

III этап работы над проектом — его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации мышления детям предлагается решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо уметь создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

На этапе планирования предстоящей проектной деятельности очень помогает модель трёх вопросов (по Лидии Свирской). Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?. Сначала проводим общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Ответы детей записываются на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям. Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, задаю третий вопрос: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

Чем меня привлекает эта модель запуска темы проекта? Дети рассуждают, учатся формулировать и задавать вопросы, активизируется речь детей, активизируется мыслительная деятельность, дети учатся выслушивать друг друга.

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому с детьми обсуждаем способы получения необходимых знаний. Здесь очень помогают карточки с символами сбора информации (По А. Савенкову)

Задаю детям наводящие вопросы.

- Какая информация нужна именно по данной теме?

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек:

1. «подумать»,

2. «спросить у другого человека»,

3. «получить информацию из книг»,

4. «понаблюдать»,

5. «посмотреть по телевизору»,

6. «провести эксперимент»,

7. «обсудить в группе»,

«Паутинка» – оформляем план вместе с детьми

После того, как вместе с детьми обсудили тему, обозначили проблему, разворачиваю перед ними выбранный лист необходимого формата. По периметру листа – названия центров активности в группе. В середине листа пишу тему и можно проиллюстрировать ее рисунком или картинкой. От темы провожу линии к названиям центров активности, которые будут «работать» на тематической неделе. Под названием каждого центра дети пишут, рисуют или приклеивают картинки, чем они планируют заниматься. Пример плана-паутинки по теме «Ткани и её свойства». Этот приём позволяет формировать у детей умения планировать свою деятельность, мотивирует к познавательно-поисковой деятельности.

Затем подключаю центры детской активности: вносятся соответствующая художественная, научно – популярная литература для совместного чтения или самостоятельного изучения; предметы и материалы для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов; обогащается игровая среда и т. д. и анонсирую её детям.

III этап работы над проектом — его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Средства реализации проекта :

Опыты, эксперименты

• Экспериментирование на прогулке

• Индивидуальная работа с детьми

• Самостоятельная экспериментальная деятельность

• Дидактические игры

• Подвижные игры

• Труд в природе и в уголке природы

• Чтение художественной литературы

• Беседы

• Просмотр презентаций, мультфильмов.

Работа организуется либо с со всей группой, либо с подгруппой детей, проводится в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Проектная деятельность нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствуют разнообразные методы и приемы, которые варьируются в зависимости от целей и задач проекта :

• Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта

• Метод демонстрации

• Метод объяснения нового материала

• Рассказ воспитателя

• Рассказ ребенка

• Чтение литературы

• метод детского исследования,

• метод решения проблемных задач, ситуаций.

Подведение итогов - представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта: альбомы, коллажи, газеты, макеты, рисунки, поделки, книжки-самоделки и многое другое.

Но для претворения в жизнь всех планов и задумок необходима работа не только сотрудников детского сада, но и родителей, семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели. Родители совместно с детьми делают иллюстрированные мини-сообщения, которые дети впоследствии презентуют перед сверстниками, или приносят какие-либо предметы для создания коллекции и многое др. Это зависит от того каким будет итоговый продукт данного проекта.

Вывод

Внедрение в практику технологии — метод проекта, позволило мне изменить стиль работы с детьми - мы стали партнерами. Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям: повышает детскую самостоятельность, активность, любознательность, развивает у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах.

Во время проектной деятельности я наблюдала позитивные изменения в формировании коммуникативных навыков у детей.

Дети учатся договариваться, объединяться в группы для совместной деятельности, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач, переживать за продукт деятельности всего коллектива. Повысился уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы.

Воспитанники вступают в контакт не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Повысился уровень познавательного развития детей.

При взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания- формируются реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Знания, добытые опытным путем, дети применяют в повседневной жизни, режимных моментах.

На мой взгляд, метод проекта может стать не только эффективным средством речевого развития, но и в достаточной мере способствовать преодолению имеющихся у ребенка нарушений. Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушениями речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими

Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок.

При организации своей работы проектной деятельности я опиралась на :

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М. : Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие). Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. пспр. и доп. — М. : АРКТИ, 2005. — 96 с. Л. В. Михайлова — Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада»

Касьянова, А. Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А. Н. Касьянова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 210-213. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10387/ Жуйкова, Т. П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/960/ ( дата обращения: 11.01.2024).

Публикации по теме:

Из опыта работы «Проектная деятельность в работе с родителями» ФГОС ДО предусматривает взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную.

Фольклор в познавательном развитии детей Одной из основных задач государства в сфере образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение.

Интегрированные занятия в познавательном развитии детейИнтегрированные занятия в познавательном развитии детей Опыт работы по теме: «Интегрированные занятия в познавательном развитии детей»Актуальность использования интегрированных занятий в познавательном.

Автор публикации:
Проектная деятельность в познавательном развитии детей с ТНР. Из опыта работы
Опубликовано: 15 мая 2024 в 14:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность в познавательном развитии детей с ТНР. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шурупова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД