Папки-передвижки

Проект «Сказка — средство социально-нравственного воспитания детей»

Ольга Абакумова
Проект «Сказка — средство социально-нравственного воспитания детей»

Проект

«Сказка - средство социально-нравственного воспитания детей»

Актуальность проблемы. В настоящее время проблема социально-нравственного воспитания детей приобретает особое значение. В «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подчёркивается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной применять свой нравственный потенциал в условиях современного общества. Также данная Стратегия говорит о том, что социально-нравственное воспитание, сложившееся в процессе культурного развития России, способствует развитию у детей социально-нравственного поведения и таких социально-нравственных качеств, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, справедливость, милосердие и дружелюбие, а также формированию стабильной системы социально-нравственных и смысловых установок личности, формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра.

Публикация «Проект „Сказка — средство социально-нравственного воспитания детей“» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее—ФГОС ДО, Стандарт) отмечается, что обучение и воспитание в целостном образовательном процессе проходит на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе нравственных качеств дошкольника, особенно в возрасте 5-7 лет (п. 1.6.). В «Содержание Программы» в области «Социально-коммуникативное развитие» говорится о том, что данная область направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и социально-нравственные ценности, а также нравственная воспитанность дошкольников (особенно в возрасте 5-6 лет) (п. 2.6). Необходима целенаправленная работа по социально-нравственному воспитанию детей.

Одним из средств социально-нравственного воспитания является сказка. Она как средство социально-нравственного воспитания представляет собой заимствованный или специально разработанный текст, отражающий наиболее значимые нравственные ценности, идеалы, тактики и модели социально-нравственного поведения и используемый для решения задач социально-нравственного воспитания детей 5-7 лет. Сказка способствует формированию таких компонентов социально-нравственного воспитания детей 5-7 лет, как:

- когнитивный компонент (знания о социально-нравственных нормах, представления о социально-нравственных качествах личности и требованиях, знания о социально-нравственных эталонах);

- поведенческий компонент (социально-нравственные привычки и поступки, социально-нравственные действия);

- эмоциональный компонент (социально-нравственные чувства и переживания, социально-нравственные отношения, мотивационные предпочтения личности, социально-нравственная оценка и самооценка).

Основополагающий вопрос:

Почему необходимо использовать для социально социально-нравственного воспитания детей сказку?

Проблема

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относиться к социально-нравственному воспитанию детей, так как у них слабо сформированы знания положительных и отрицательных социально-нравственных поступков в жизни, а также поведенческий и эмоциональные критерии социально-нравственного воспитания. Хотя возраст детей 5-7 лет является самым активным в усвоения механизмов социально-нравственного поведения, так как именно в этом возрасте происходит формирование социально-нравственных качеств и нравственных чувств.

Обоснование проблемы

Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков социально-нравственных качеств и нравственных чувств, не способны применять механизмы социально-нравственного поведения.

Чтобы помочь детям усвоить механизм социально-нравственного поведения и сформировать социально-нравственные качества и нравственные чувства, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами социально-нравственного воспитания детей. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически.

Для того, чтобы нравственное воспитание детей 5-7 лет проходило эффективно необходимо в своей работе использовать сказку, которая для детей этого возраста довольна значима. Форма изображения социально-нравственного поведения и таких сложных нравственных явлений и чувств, как жизнь и смерть, добро и зло, правда и ложь, честность и обман, любовь и ненависть, нравственное и безнравственное поведение, гнев и сострадание, – сказочная, доступная для понимания детей. В сказках понятным для детей языком раскрываются правила и нормы социально-нравственного воспитания, а сказочные герои на своем примере показывают их использование.

Гипотеза: социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет средствами сказки будет осуществляться более эффективно, если:

– подбираются сказки, имеющие социально-нравственный характер и отражающие идеалы нравственного поведения;

– дети обсуждают, чему учит сказка и нужно ли это качество, правило сегодня.

Направление проекта : социально-нравственное воспитание детей.

Вид проекта : групповой, краткосрочный (2 недели) познавательно-творческий

Время реализации проекта : 15.01.24 – 26.01.24 гг

Цель проекта : социально-нравственное воспитание детей в процессе работы со сказкой, создание условий для усвоения и закрепления социально-нравственного поведения, знаний и навыков социально-нравственных качеств и нравственных чувств.

Задачи:

- повышение знаний о социально-нравственном воспитании и социально-нравственных правилах;

- повышение когнитивного компонента социально-нравственное воспитание детей;

- повышение поведенческого компонента социально-нравственное воспитание детей;

- повышение эмоционального компонента социально-нравственное воспитание детей;

- показать родителям знания и навыки детей, приобретенные в ходе реализации проекта;

- вовлечь родителей в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

Ожидаемые результаты:

- повышение знаний о социально-нравственном воспитании и социально-нравственных правилах;

- повышение когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов социально-нравственное воспитание детей;

- формирование у родителей ответственное отношение к социально-нравственному воспитанию детей в процессе сказки.

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный

• Выявление проблемы.

• Определение целей и задач проекта.

• Организация работы над проектом :

- Подбор детской художественной литературы для чтения.

- Подбор сказки для конечного продукта.

- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Подготовка конспектов для проведения непосредственно-образовательной деятельности.

- Подбор материала для детского творчества.

2 этап. Основной.

Практическая деятельность по решению проблемы:

- Проведение с детьми тематических бесед.

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Чтение художественной литературы детям.

- Игровая деятельность.

- Продуктивная деятельность.

- Занятия.

- Досуговая деятельность.

3 этап. Заключительный.

Составление социально-нравственных правил по русской народной сказки «Три медведя», и создание книжки с русской народной сказкой «Три медведя» с социально-нравственными правилами.

Участники проекта : воспитанники группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, методист.

Продукт проектной деятельности : создание книжки с русской народной сказкой «Три медведя» с социально-нравственными правилами».

Степень применения проекта : возможность использования для работы с детьми 5-7 лет, размещение на страницах сайта дошкольной образовательной организации.

Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Сказка - средство социально-нравственного воспитания детей»;

- Памятка для родителей «Помогите детям запомнить правила социально-нравственного поведения»;

- Буклет для родителей «Сказка и ее социально-нравственные правила»;

- Родительское собрание на тему «Сказочные герои, которые помогут детям скорректировать свое социально-нравственное поведение».

План реализации проекта

1-ая неделя Беседа на тему «Основы социально-нравственного воспитания» с презентацией

Чтение русской народной сказки «Три медведя»

Дидактическая игра «Как правильно поступить?» Материал: карточки с социально-нравственными и безнравственными поступками.

НОД по рисованию «Помогая старшим»

Выставка творческих рисунков детей «Сказочные герои, которые соблюдают социально-нравственные правила»

Чтение русской народной сказки «Козлятки и волк»

Загадки о сказочных героях, которые соблюдают социально-нравственные правила

Консультация для родителей «Сказка - средство социально-нравственного воспитания детей»

Беседа «Как я поступлю?»

Чтение русской народной сказки «Три медведя»

Игра «Что социально-нравственно, а что нет?»

Материал: карточки с социально-нравственными и безнравственными поступками.

Рассматривание иллюстраций к сказам и определение на иллюстрации социально-нравственные правила

Чтение сказки «Лис и мышонок» В. Бианки

Просмотр презентации «Социально-нравственные сказочные герои»

2 – ая неделя

Рассматривание папки передвижки «Сказки, в которых есть социально-нравственные правила»

Памятка для родителей «Помогите детям запомнить правила социально-нравственное поведение»

Презентации «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Чтение русской народной сказки «Три медведя»

НОД по лепке «Положительный сказочный герой»

Выставка творческих рисунков детей «Положительный сказочный герой»

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Дидактическая игра «Положительные и отрицательные поступки сказочных героев» Материал: карточки с положительными и отрицательными поступками сказочных героев.

Буклет для родителей «Сказка и ее социально-нравственные правила»

Беседа «Социально-нравственные правила в детском обществе»

Чтение русской народной сказки «Три медведя»

НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Нужно ли знать правила социально-нравственного поведения

Чтение русской народной сказки «Бычок - чёрный бочок, белые копытца»

Родительское собрание на тему «Сказочные герои, которые помогут детям скорректировать свое социально-нравственное поведение»

Итоговое чтение русской народной сказки «Три медведя»

Итоговый продукт - создание книжки с русской народной сказкой «Три медведя» с социально-нравственными правилами»

Список литературы

1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. В. Алексеенко. – М. : РИПОЛ классик, 2008. - 219 с.

2. Белоусова, З. Ю. Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки / З. Ю. Белоусова. // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). – Казань : Молодой ученый, 2019. – С. 46–47.

3. Бехтерева, Е. Н. Формирование социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Бехтерева. - Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2020. - 229 с.

4. Буре, Р. С. Социально–нравственное воспитание дошкольников : для занятий с детьми 3–7 лет / Р. С. Буре. – М. : Мозаика–Синтез, 2016. – 76 с.

5. Евсикова, Н. Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева. // Молодой ученый. – 2019. – № 9.1 (247.1). – С. 78-85.

6. Журавлев, А. Л. Психология нравственности / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М. : Институт психологии РАН, 2010. – 507 с.

7. Зимина, И. Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. / И. Н. Зимина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36442.php, свободный с экрана (дата обращения 25.02.2023)

8. Зябкина, В. В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / В. В. Зябкина. – Курск : Кур. гос. ун-т, 2012. - 24 с.

9. Иванов, А. В. Духовно–нравственное воспитание детей, подростков и юношества / А. В. Иванов – М. : Перо, 2021. – 312 с.

10. Колокольцева, М. А. Технологии социально–нравственного воспитания дошкольников / М. А. Колокольцева. – М. : Перо, 2019. – 128 с.

11. Ларионова, С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун–т., 2018. – 118 с.

12. Микляева, Н. В. Социально–нравственное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. – М. : Сфера, 2013. – 175 с.

13. Пропп, В. Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – М. : Лабиринт, 1998. – 511 с.

14. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996–р [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf, свободный с экрана (дата обращения 15.10.2023)

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 (с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/, свободный с экрана (дата обращения 15.10.2023)

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сказка — средство социально-нравственного воспитания детей»
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 11:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сказка — средство социально-нравственного воспитания детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Абакумова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД