Получи документы

Проект Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

наталья яковлева
Проект Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №54 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной

деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

младшая группа №5

Полевской 2024

Актуальность проекта

Публикация «Проект „Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности : общения, познания, познавательно-исследовательской.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра. Благоприятные условия для широкой практики и развития детской игры создаются в театрализованной деятельности.

В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных в деятельности педагога ДОУ.

Новизна проекта

Особенность проекта в разработке методического сопровождения по речевому развитию детей дошкольного возраста, включение родителей в образовательную деятельность и реализацию проекта.

Цель проекта : Создание условий, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи на педагогов:

анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

- определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Задачи на детей :

Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Обогащать словарь детей, активизировать его;

Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

Задачи на родителей:

Взаимодействие с родителями воспитанников в подготовке и проведении театрализации.

Повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития и воспитания детей;

Педагоги, специалисты ДОУ являются основными участниками реализации проекта :

1. Разрабатывают перспективное, календарное планирование, педагогические проекты, конспекты:

НОД по речевому развитию.

Сценарии театрализованных постановок :

Мюзиклы,

Кукольные спектакли

Итоговых досугов,

Инсценировки по произведениям,

Театрализованные развлечения,

2. Анализируют результаты деятельности за каждый месяц, учебный год.

Заместитель заведующего (по административно-хозяйственной работе) :

обеспечивает материально-техническое сопровождение реализации проекта.

Практическая значимость:

Проект может быть рекомендован для педагогов дошкольных образовательных организаций, ставящих перед собой цель обновления содержания речевого развития обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Описание методов и критериев мониторинга качества проекта

Для оценки эффективности проводимых мероприятий используются следующие критерии, показатели:

развитие речевых навыков дошкольников;

профессиональное развитие педагогов (овладение технологиями социализации дошкольников);

участие педагогов в конкурсах, распространение опыта по направлению инновационной деятельности;

состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы;

эмоциональное благополучие участников образовательного процесса;

участие родителей в образовательном процессе.

Для выявления результатов используются педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. В качестве диагностики используется также наблюдение за детьми в свободной деятельности.

Этапы, календарный план, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты.

Этапы Содержание и методы работы Работа с родителями

- 1 этап - организационно-подготовительный

(август-сентябрь) Анализ ресурсных возможностей

2 этап - практический

Сентябрь.

Групповая работа.

Разучивание пальчиковых игр: «Мои пальчики», «Пирог».

Беседы по иллюстрациям.

Чтение художественной литературы

Настольная игра «Мозаика», «Шнуровка».

Развивать дыхательную мускулатуру, умения медленно вдыхать и медленно выдыхать воздух. Дыхательное упражнение «Ладошки».

Разучивание чистоговорки: Уп, уп, уп:

Мама варит суп.

Подгрупповая работа.

Упражнение «Поможем кукле Кате запомнить посуду.

Дидактическая игра: «Кто где живет?».

Индивидуальная работа.

Д/игра «Найди пару», «Что растёт на грядке?».

Беседы по иллюстрациям.

Папка-передвижка

«Воспитание сказкой»

Папка передвижка «Роль театра в жизни ребенка».

Анкетирование «Что мы ждем в новом учебном году?»

Октябрь.

Групповая работа.

Разучивание пальчиковых игр: «Идем в гости», «Овощи».

Чтение стихотворений, народных песенок и потешек.

Д/ игра «Подскажи словечко» (упражнение используется при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений).

Разучивание чистоговорки: Ос, ос, ос:

На столе кокос

Подгрупповая работа.

Д/игра «От каждого по словечку» или «Дополни предложение».

Игры с прищепками «Собери цветок».

Дидактическое упражнение «Тихо-громко».

Индивидуальная работа.

Театрализация «Репка». Ребёнок иллюстрирует текст сказки, который рассказывает педагог, фигурками на магнитной доске.

Папка-передвижка

«Роль семьи в развитии речи ребенка»,

«В гостях у осени!» клубный час.

Ноябрь.

Групповая работа.

Разучивание пальчиковых игр «Шарик и подружки».

Разучивание чистоговорки: Ка, ка, ка:

Вот течёт река

Хороводная игра «Пузырь», «Круг - кружочек».

Упражнение «Что сначала, что потом».

Расскажи сказку по картинке.

Подгрупповая работа.

Д/ игра «Узнай по голосу»

Составление небольшого рассказа (с помощью взрослого) по иллюстрации.

Театр «Курочка Ряба».

Умные пальчики «Как растут слова».

Индивидуальная работа

Работа с дыхательным тренажером: «Легкое перышко».

Занятие «У Матрешки - новоселье» игра на определение цветов.

Папка-передвижка

«Театрализованная деятельность в развитии ребенка».

Декабрь.

Групповая работа.

Дидактическая игра: «Угадай сказочного героя»

Развивать дыхательную мускулатуру, умения медленно вдыхать и медленно выдыхать воздух. Дыхательное упражнение «Насос»

Упражнять детей в произношении вежливых слов.

Разучивание пальчиковых игр «Стойкий солдатик», «Ручки».

Подгрупповая работа.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел», «Назови ласково».

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой».

Индивидуальная работа.

Театрализация «Репка». Ребёнок иллюстрирует текст сказки, который рассказывает педагог, фигурками на магнитной доске

Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри»

Д/ игра «Кто как зимует».

Папка-передвижка

«Чтение сказок как одно из условий развития речи»

Январь.

Групповая работа.

Хороводная игра «Пузырь»

Разучивание пальчиковой игры «Две сороконожки»

Повторение чистоговорки: Ос, ос, ос:

На столе кокос

Театр «Мишка Косолапый».

Дыхательная гимнастика «Бегемотик».

Подгрупповая работа.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит».

Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей и мебели.

Рассказы детей об увиденном (в парке, на прогулке и т. п.)

Индивидуальная работа.

Настольная игра «Мозаика»

Дидактическая игра: «Угадай сказочного героя»,

Папка-передвижка

«Лучшие детские сказки».

Февраль

Групповая работа.

Разучивание пальчиковых игр: «Мишка», «Гномик».

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик».

Д/ игра «Скажи наоборот».

Подгрупповая работа.

Дидактическое упражнение «Тихо-громко».

Магнитный театр «Курочка Ряба»

Индивидуальная работа.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», «Теремок», «Репка», учить пересказывать знакомую сказку.

Упражнения: «Назовите детенышей».

Настольная игра «Мозаика».

Папка передвижка «Роль театра в жизни ребенка»

Март.

Групповая работа.

Чтение художественной литературы по возрасту детей

Развивать дыхательную мускулатуру, упражнение «Насос».

Д/игра «Зайка беленький сидит».

Разучивание пальчиковых игр: «Крынка с молоком».

Артикуляционная гимнастика «Хоботок».

Подгрупповая работа.

Д/ игра «Для чего нужен предмет?»

Игры со звукоподражанием: «Исполни песенку ветра, мотора, жука …»;

Настольная игра «Пазлы», «Мозаика»

Индивидуальная работ

Театрализация «Репка». Ребёнок иллюстрирует текст сказки, который рассказывает педагог, фигурками на магнитной доске

Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций.

Папка-передвижка

«Играем – речь ребенка развиваем

Стенгазета «Портрет моей мамы»

Апрель.

Групповая работа.

Разучивание пальчиковых игр: «Семья», «Растеряши» .

Развивать дыхательную мускулатуру, умения медленно вдыхать и медленно выдыхать воздух. Дыхательное упражнение «Погончики».

Артикуляционная гимнастика «Улыбка».

Подгрупповая работа.

Д/ игра «Для чего нужен предмет?», «Что лишнее?».

Д/упражнение «Отгадай сказку по картинке».

Индивидуальная работа.

Игры с прищепками «Собери цветок», мозаика.

Игры на развитие мелкой моторики.

Настольная игра «Пазлы».

Папка - передвижка «Книга в кругу семьи»

Май.

Групповая работа.

Чтение художественной литературы.

Д/игра «Найди пару», «Что растёт в огороде?».

Игра «Где же наши ручки (ножки, носик?»

Упражнять детей в произношении вежливых слов.

Повторение скороговорок: Ка, ка, ка:

Вот течёт река.

Ос, ос, ос:

На столе кокос

Уп, уп, уп:

Мама варит суп

Подгрупповая работа.

Дидактическое упражнение «Тихо-громко», «Отгадай и назови».

Упражнение «Поможем кукле Кате запомнить овощи и фрукты».

Индивидуальная работа.

Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам.

Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»

Анкетирование «Итоги года»

3 этап - контрольно-аналитический.

Итоговый педагогический мониторинг. Изучение индивидуального развития детей в области речевого развития.

Родительское собрание. Подведение итогов за 2023-2024 учебный год.

Предполагаемые результаты:

Основными результатами реализации проекта следует считать :

обогащение содержания образования по речевому развитию дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

позитивный воспитательный эффект: включение детей в общественную жизнь, развитие саморегуляции поведения;

совершенствование профессиональных навыков педагогов через овладение современными педагогическими технологиями речевого развития дошкольников;

создание банка дидактических материалов (в том числе собственных методических разработок) в рамках образовательной деятельности;

определение содержательных ресурсов преемственных связей в рамках создания коллектива единомышленников в поисках эффективных подходов к речевому развитию детей дошкольного возраста;

вовлечение родителей дошкольников как заинтересованных партнеров проекта и участников в рамках его реализации.

Внешние эффекты:

формирование положительного общественного мнения о деятельности образовательной организации;

создание привлекательного имиджа дошкольной образовательной организации;

высокая рейтинговая оценка деятельности образовательной организации в системе образования города, области.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.12г. № 273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10. 2013г. N 1155).

3. Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом, 2007.

4. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003.

5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2008.

6. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. :ТЦ Сфера, 2010.

7. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009.

8. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

9. Лаптева Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М. : Астрель, 2013.

10. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

11. Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

12. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

13. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС  В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 13:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД