Папки-передвижки

Проект по финансовой грамотности «Юный финансист»

Рина Якуба
Проект по финансовой грамотности «Юный финансист»

Характеристика проекта :

Тип проекта : информационно-практико-ориентировочный, игровой.

Вид проекта : групповой.

Продолжительность проекта : среднесрочный (ноябрь 2023 – февраль 2024)

Режим работы: во время и вне занятий.

Место проведения: МАДОУ «Детский сад №5 «Соловушка» города Курчатова, подготовительная группа.

Участники проекта Копысева О. Е., Якуба Р. И., дети, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Введение

Публикация «Проект по финансовой грамотности „Юный финансист“» размещена в разделах

«Важно не количество знаний, а качество их.

Можно знать очень многое, не зная самого нужного»

Л. Н. Толстой

Нуждается ли подрастающее поколение в финансовой грамотности? Ответ на этот вопрос может быть только один: «Да, нуждается». Одной из важнейших задач образования, в том числе и дошкольного, является подготовка ребёнка к современной социальной и экономической действительности, а также помощь в ориентировании в различных жизненных ситуациях.

Уважительное отношение к результатам не только своего, но и чужого труда, выработка навыков самообслуживания, помощь в быту, воспитывает в детях понимание и уважение всех видов трудовой деятельности, помогает воспринять важность любой, даже на первый взгляд незначительной профессии.

Воспитание финансовой грамотности – это прежде всего воспитание нравственных качеств личности. Мы должны увести дошкольника с пути финансового потребительства, привив четкую установку, что любые материальные блага – результат трудолюбия и прилежания, экономии и бережливости.

Исходным пунктом для вовлечения ребёнка в сферу экономической и рыночной деятельности, становится оживлённое познание им явлений социального характера, и формирование собственного отношения к ним. Мы знакомим дошкольника с элементами экономики, как с одной из сторон социальной реальности. Правильно организованное финансовое воспитание не только расширит и углубит словарный запас детей, но и заложит истинный, лишённый меркантильности и инфантилизма смысл таких слов как «деньги», «бюджет» «труд», «реклама».

Актуальность

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Данный проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.

Цель проекта : создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.

Задачи проекта :

1. Образовательные:

• сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость);

• познакомить детей с основными финансово-экономическими понятиями : деньги, зарплата, банк, банковская карта, потребности, расходы;

• расширить познания об истории происхождения денег, материалах для их изготовления;

• увеличить словарный запас детей;

• расширить представления детей о профессиях кассира, продавца, банковского служащего.

2. Развивающие:

• развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

• развивать внимание, память, мышление, речь.

3. Воспитательные:

• воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность;

• воспитывать дружеские взаимоотношения;

• воспитывать умение ценить и бережно относиться к окружающим предметам и своим вещам, уважение к труду как к источнику зарабатывания денег;

• воспитывать нравственные качества — ответственность, честность, аккуратность, бережливость.

Предполагаемые результаты проекта.

Для детей:

• приобретение знаний социально-экономического характера;

• приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;

усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

• получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

• развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предполагаемой ситуации;

• применение практических советов в решении конкретных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

• повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия экономическим вопросам.

Для педагогов:

• повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности дошкольников;

• повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Формы работы:

• беседа, обсуждение, дискуссия,

• просмотр слайд-презентации, мультфильмов,

• чтение художественной литературы,

• игровые ситуации, развлечения,

• решение проблемных ситуаций,

• рассматривание картин,

• сюжетно-ролевая игра,

• продуктивная деятельность,

• дидактические игры,

• сказки, загадки, ребусы, пословицы, поговорки,

• театрализация,

• образовательная деятельность,

• викторины, квест- игры.

• организация мини-музея.

Этапы проекта

1 этап - организационный:

1. Просмотр мультфильмов по выбранной тематике.

2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».

3. Изучение художественной литературы для детей по выбранной тематике.

4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

5. Разработка планов НОД

2 этап - практический:

Реализация проектных мероприятий с детьми и родителями согласно плану.

3 этап - заключительный:

Подведение итогов реализации проекта.

Итоговое мероприятие. Квест – игра - «Путешествие к Гному-эконому»

Презентация проекта.

Мероприятия

Ноябрь

Тема «Что такое деньги и зачем они нужны?»

Цель: Формировать представление о деньгах как мере стоимости. Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры). Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Тема «Финансовая грамотность».(Рассказ воспитателя о том, что такое деньги и откуда они берутся)

Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - «Финансовая грамотность»;

Тема: «Путешествие в банк». Рассматривание и изучение денежных знаков и банковских карт.

Просмотр мультфильма из серии «Уроки тётушки совы» - «О банке»

Оформление уголка «Юный финансист»

Подборка папок «Загадки», «Пословицы» по фг.

Декабрь

Презентация «Как формируется цена?»

Цель: Дать представление о том, как формируется цена (стоимость) : вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение. Подвести к пониманию того, что любой товар имеет свою цену.

Тема «Бюджет семьи. Доход. Расход. Цель: Учить различать понятия "хочу" и "надо". Закреплять представление о происхождении окружающих нас предметов (товаров). Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности.

Тема: Потребности и возможности. Цель: Формировать представление о потребностях и возможностях. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи. Презентация «Потребности человека. Как экономить?»

Оформление дидактичесих игр по финансовой грамотности.

Январь

Тема: «Богатство». Цель: Формирование представления о богатстве, как о сумме ценности всего имущества семьи. Формирование понятия о доходе семьи, как как источнике увеличения ее богатства.

(Разгадывание кроссворда, викторина)

Тема: «Экономия». Цель: Формирование представления об экономичном отношении ко всем видам ресурсов, о понятии «экономия», «бережливость», «скупость». (Разгадывание ребуса, разучивание пословиц об экономии, плакат о способах экономии)

Тема: «Полезные экономические привычки». Цель: Закреплять знания и умения по финансовой

грамотности посредством игровой деятельности. (Д/и «разумно или неразумно»)

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия «Пепперони»

Беседа на коврике «Что важнее денег?» Цель: Обобщать знания детей о потребности человека, способствовать формированию нравственных качеств (жадность, щедрость, трудолюбие, ленность, бережливый, хозяйственный, экономичный, рачительный, запасливый).

Изготовление лэпбука «Экономические навыки и привычки в быту»

Февраль

Тема «Сбережения» (Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка) Цель: продолжить формирование элементарных представлений о различных способах сбережений денежных средств семьи

Тема «Кошелек» Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, сюрпризный момент, показ, объяснение, упражнение, чтение художественной литературы, дидактическая игра.

Тема «Карманные деньги» Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая игра, проблемный диалог

Тема «Тетушка Сова» Чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций, объяснение, показ способа действий, моделирование, подвижная игра.

Открытое итоговое занятие с детьми для воспитателей Квест-игра «Путешествие к Гному-эконому»

Заключение

Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство.

Бертольд Авербах

Перед началом реализации проекта, мы ожидали столкнуться со слабой заинтересованностью детей и родителей в вопросах финансовой грамотности, но наше опасение оказались напрасны. И дети, и родители прониклись глубиной и многообразием финансовых премудростей, и интерес их возрастал от этапа к этапу. Проект поспособствовал осознанию детьми таких качеств экономической реальности как бережливость, экономность, рациональность, трудолюбие. Кроме того, воспитанники прониклись такими денежными постулатами как:

• Деньги зарабатываются, а не появляются сами по себе;

Финансы нуждаются в планировании;

• Деньги любят счёт;

• Не все в мире можно купить.

Таким образом, мы можем считать все поставленные цели достигнутыми и продолжать планировать образовательную деятельность в данном направлении.

Литература

1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

3. Дыбина О. В., Сидякина Е. А. Мир экономики глазами ребенка [Текст] : Методический материал/ О. В. Дыбина. - Тольятти, 2000. - 70с.

4. Иванова Н. Г. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н. Г. Иванова. - М., 2008.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6. Калмыковская М. Как знакомить детей с денежными знаками [Текст]/ М. Калмыковская// Обруч,1999. - №1. - С. 24-26.

7. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

8. Сасова Н. А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст] : В помощь лектору / И. А. Сасова. - М., 1989. - 48с

9. Струнилина Н. А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 93.

10. Шаламова Т. П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 89

Публикации по теме:

Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости»Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости» 6 февраля 2023 года на базе Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиал) РГЭУ, состоялась форсайт-сессия «От финансовой грамотности к.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Интерактивная книга по финансовой грамотности «Юный финансист»Интерактивная книга по финансовой грамотности «Юный финансист» Методическая разработка - интерактивная книга по финансовой грамотности «Юный финансист». Она поможет объяснить ребенку, что такое деньги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по финансовой грамотности «Юный финансист»
Опубликовано: 8 мая 2024 в 13:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по финансовой грамотности «Юный финансист»» (включая файлы) размещена пользователем Рина Якуба на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД