Папки-передвижки

Проект «Основы финансовой грамотности»

Марина Ногаева
Проект «Основы финансовой грамотности»

«Основы финансовой грамотности дошкольников»

Раздел 1. Описание проекта

1.1. Описание проблемы. В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому просвещению населения. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.

Публикация «Проект „Основы финансовой грамотности“» размещена в разделах

В настоящее время стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне, осуществляется процесс разработки и внедрения национальных программ и стратегий формирования финансовой грамотности населения, который активно поддерживается Центробанком РФ, Минфином и Министерством просвещения РФ. По словам министра Ольги Васильевой, Министерство просвещения РФ планирует включение преподавания финансовой грамотности в программу обучения детских садов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребенка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный для него подарок, просто так не даст детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Естественно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, можно прийти к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

1.2. Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их зарабатывания.

С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

1.3. Социальная значимость. На сегодняшний день обучение финансовой грамотности дошкольников - одна из приоритетных задач, поставленная на государственном уровне. Финансовая грамотность – это базовая составляющая финансовой культуры, которая включает в себя знания, навыки, умения в финансовой сфере, формирование которых определяет способность человека эффективно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, налогоплательщика и т. д. Навыки финансовой грамотности приобретаются и развиваются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Важно, что эти навыки приобретаются в семье, на практике, во время обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов.

Однако не все воспитанники ДОУ имеют возможность получить такие знания в семье. Ребенок не умеет даже элементарно приобрести билет в транспорте. Практика показывает, что выпускник детского сада должен быть готовым к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. Наша цель - расширять экономический кругозор дошкольника, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Одно из направлений проекта - это ликвидация экономической и финансовой безграмотности детей, как основа их подготовки к «школьной» жизни. Предлагаемый проект по повышению финансовой грамотности для воспитанников ДОУ предполагает решение таких задач, как:

• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».

• Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

• Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

• Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях

• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Решение проблемы по приобщению детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.

1.4. Описание предлагаемого способа решения проблемы.

Для реализации проекта применяем следующие подходы:

1. Интегративный подход. Позволяет интегрировать выводы различных научных исследований, практический опыт работы с детьми в формировании навыков финансовой грамотности. Интегративный подход реализуется в организации процесса формирования финансовой грамотности, который предполагает взаимодействие учреждений образования, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, СМИ, а также разнообразных форм образовательного процесса.

2. Деятельностый подход. Позволяет определить возможности разработки основных направлений работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры.

3. Субъектный подход. Позволяет определить, что, несмотря на свой возраст, в процессе формирования финансовой грамотности обучающихся будут создаваться условия для их личностного развития. Это выражается в успешной адаптации в постоянно изменяющуюся образовательную, социально-культурную ситуацию.

Проект «Основы финансовой грамотности» ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

Методы и приемы

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе использовала следующие методы и приемы.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа будет строиться по следующим принципам:

• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простой образовательной деятельности к сложной;

• принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

• принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

Схема воспитанники-родители включает в себя: анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Возникновение идеи реализации, прежде всего, связано с необходимостью воспитания экономических качеств личности дошкольника, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе и в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в ДОУ.

Организация образовательной деятельности

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет. Срок реализации проекта два учебных года.

Образовательная деятельность по проекту дополнительного образования осуществляется в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», ФГОС ДО, Устава ДОУ, лицензией на осуществление образовательной деятельности № 9-ДС от 15 июня 2016 года.

Организация и режим проведения деятельности зависит от возраста ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей, досуги и т. д.

Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет, 6 – 7 лет

Проект «Основы финансовой грамотности» состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием:

1. «Труд и продукт (товар)»;

2. «Деньги и цена (стоимость)»;

3. «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»;

4. «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Продолжительность образовательной деятельности:

- для детей 5 – 6 лет – 20–25 минут;

- для детей 6 – 7 лет – 25–30 минут.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

В теоретической части ОД происходит знакомство дошкольников с финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории, сказки.

Практическая часть проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.

Интегрированная часть объединяют и теоретические знания, и практические навыки.

Целевая аудитория проекта : воспитанники, педагоги, родители.

Оборудование для реализации проекта :

№ п/п Наименование Описание

1

«Финансовый Гений» - масштабный экономический методический комплекс «Финансовый Гений» - масштабный экономический методический комплекс, разработанный специально для детей возраста от 3 до 10 лет профессиональными методистами.

В комплекте:

- Терминал Банка с сенсорным компьютером диагональю 25 дюйм. + ПО «Дошкольное Образование».

- 10 уникальных интерактивных игр и программ, помогающих детям в игровой форме получить базовую финансовую грамотность, познакомиться с номиналами, научиться работать с суммами и многое другое.

- Методическое пособие на 10 занятий с теоретической и практической частью по каждому из затрагиваемых вопросов.

- 5 мультфильмов, увлекательно и понятно рассказывающие о сложных понятиях микро- и макроэкономики, а также откуда берутся деньги и куда они уходят, как их честно зарабатывать.

- Киоск «Магазин» с кассой и товарами.

- Атрибуты: макеты денег, копилки, кошельки, наборы для игры в группе на тему уроков, а также дипломы о прохождении курса «Финансовая грамотность» для всех детей.

Страна-производитель: Россия

Возраст: 3+

Это уникальный продукт для ДОУ и начальной школы, созданный для реализации «Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы».

Методическое пособие разделено на 5 частей, в каждой из которых по 2 урока. Каждая часть начинается с видео (мультфильма) на соответствующую тематику.

10 интерактивных программ помогают детям в игровой форме познакомиться со сложными понятиями микро- и макроэкономики, узнать, откуда берутся деньги и куда они уходят, как их честно зарабатывать. Программа включает теоретическую и практическую часть по каждому из затрагиваемых.

Предполагаемый результат:

1. Знакомство воспитанников с внешним видом денежных средств РФ;

2. Теория и практика размена банкнот и монет разных номиналов;

3. Способы заработка денег, варианты хранения и

4. Принципы разумной траты;

5. Формирование семейного бюджета;

6. Основы предпринимательской деятельности и пр.

7. Практическое применение в воспитательно-образовательном процессе.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Рекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группеРекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Елена Леонтьева Фотоотчёт по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Цель и задачи: расширение представления.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности»Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Основы финансовой грамотности»
Опубликовано: 23 июня 2020 в 09:44
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Основы финансовой грамотности»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ногаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД