Папки-передвижки

Проект «Развитие активного словаря детей младшего возраста посредством устного народного творчества — фольклора Прикамья»

Ноякшина Марина
Проект «Развитие активного словаря детей младшего возраста посредством устного народного творчества — фольклора Прикамья»

Вид проекта : групповой

Тип проекта : познавательно - творческий

Срок реализации: 01.10- 14.10.19г.

Участники проекта : дети, воспитатель, родители.

Предварительная работа:

-Подбор фольклора народов Прикамья : сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.

-Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала.

Публикация «Проект „Развитие активного словаря детей младшего возраста посредством устного народного творчества — фольклора Прикамья“» размещена в разделах

-Взаимодействие с родителями, рекомендации

- Организация предметно-развивающей среды в группе.

Форма проведения:

Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Продукт проекта :

-Картотека потешек, загадок, считалок народов Прикамья.

- Создание фотоальбома.

-Презентация проекта.

Актуальность проекта :

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада. Хорошо подобранная и эмоционально рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говор прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Произведения устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль народной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка родного края.

А так как я задалась вопросом развития связной речи и активного словаря младших дошкольников через устное народное творчество (тема по самообразованию, то первостепенно поставила перед собой вопрос о необходимости в первую очередь познакомить детей с фольклором своего региона - Прикамья.

Проблема :

Как правильно использовать фольклор Прикамья для развития речи детей младшего дошкольного возраста?

Задачи:

-Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традиций средствами народного фольклора.

-Познакомить детей с народным фольклором Прикамья, помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни.

-Расширить и активизировать словарь детей через знания об окружающем мире, предметах, природе, быте.

-Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.

Цели:

-Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям Прикамья.

- Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.

Ожидаемый результат:

-создание система работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора Прикамья;,

-развитие диалогической и монологической речи детей;

-использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен;

-установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.

I этап. Подготовительный

Задачи:

1. Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора в целом и фольклора народов Прикамья.

2. Подобрать литературу по фольклору.

3. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.

4. Оформление картотеки фольклора по теме «Фольклор Прикамья для самых маленьких».

5. Пополнение предметами народного быта сюжетно-ролевой игры «Дом-семья».

6. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, сказок».

Создание предметно-развивающей среды для развития речи посредством фольклора народов Прикамья

Игрушки диких, домашних животных и птиц

Куклы БИ-БА-БО

Картины животных и птиц

Маски: коза, козел, заяц, лиса, кот, воробей, петух, бык.

Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен…

Ширмы

Картотеки «Колыбельные песни», «Прибаутки», «Считалки», «Загадки»

Куклы, кроватки

Сказки «Козел и козлушка», «Кот, петух и лисица», Кот, воробей и петух», «Колобок», «Репка (звери плакальщики)»

Настольный театр по сказкам

Теневой театр по сказке «Колобок»

Игрушки для обыгрывания прибауток: улитка, солнышко, голубь

Предметы народного костюма

Пальчиковые игры

Объемные модели ладони

2 этап: Реализация проекта

На данном этапе ведется работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.

1 –я неделя

Разучивание потешек «Гуля-голубок», «Солнышко-ведрышко», «Улитка».

Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»

Словесная игра «Ладушки ладошки».

Н/п игра «Собери картинку».

П/И «Веночек», «Маленькие ножки-большие ноги».

Слушание перед сном аудио сказок «Козёл и козлушка», «Кот, петух и лисица»

Дети знают потешки и играют в пальчиковую игру.

2 –я неделя

Разучивание потешек «Радуга дуга»», «Я Ванюше пирог испеку»

Народные игры «Пчелы», «Догони и назови».

Разучивание колыбельной «Ай-бай,бай, ты собачка не лай»

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

Чтение народных сказок «Кот, воробей и петух», «Козонька», «Заяц и лисица»

Инсценировка «Колобок» (теневой театр)

Дети знают потешки, народные игры.

3 этап: Итоговый

-НОД : Инсценировка сказки «Заяц и лисица» с использованием ИКТ (интерактивной доски, где дети самостоятельно строят избы для героев, двигают животными, озвучивают с помощью педагога героев или озвучивают сказку, используя презентацию.

Цель: закрепить знания детьми фольклора народов Прикамья.

-Выступление на педсовете с презентацией проекта

Цель: обмен опытом с коллегами по развитию активного словаря детей посредством словесного творчества, используя региональный компонент –фольклор народов Прикамья.

Работа с родителями:

-Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора Прикамья и народных игр в домашних условиях.

- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый).

- Проведение акции «Читаем вместе», с целью пополнения книжного уголка литературой по устному народному творчеству.

- Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.

- Оформление книжки-самоделки по устному народному творчеству

-Выявление знаний у родителей через анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Итоговое мероприятие.

Итоговый показ НОД «Инсценировка сказки «Заяц и лисица» с использованием ИКТ.

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

2.«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

8. Хмелюк М. «Использование загадок в работе с детьми».

9. Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г. «Фольклор для маленьких»,с. 51

10. Журнал «Дошкольное воспитание» : №12,2007г. «Занятие для детей раннего и младшего возраста» ,с. 122

Прикреплённые файлы:

zajac-i-lisica_86uq3.ppt | 3555 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Консультация «Развитие речи детей с помощью устного народного творчества» Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а также словарной работы является использование художественной литературы.

Опыт работы по теме «Использование устного народного творчества с детьми младшего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Красная Шапочка» Текст выступления на М. О. Подготовила :.

Презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Возраст 4-5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития детей среднего дошкольного.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Управление образования АДМИНИСТРАЦИИ ВАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Содержание 1. Введение 2 Актуальность проекта 3 Цель проекта 4 Задачи проекта 5 Ожидаемый результат 6 Продукты проекта 7 Аннотация проекта.

Проект «Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Одной из главнейших задач детского сада является формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего.

Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста «Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Дошкольное детство – начало формирования.

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста» Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Аннотация: В статье раскрывается значение устного народного.

Презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие активного словаря детей младшего возраста посредством устного народного творчества — фольклора Прикамья»
Опубликовано: 30 августа 2019 в 12:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие активного словаря детей младшего возраста посредством устного народного творчества — фольклора Прикамья»» (включая файлы) размещена пользователем Ноякшина Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД