МААМ-картинки

Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!» (1 фото)

Ольга Каратаева
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!»

Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!»

]Проект по формированию основ экологической культуры у детей

старшего дошкольного возраста «Природа – живая

Публикация «Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста „Природа — живая!“» размещена в разделах

Актуальность. В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства. Экологическое воспитание и образование дошкольниковчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировозрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Тип проекта : смешанный: творческо-познавательный и информационно-практический, игровой.

Сроки реализации: 2022-2023 учебный год.

Участники проекта : дети старшей группы «Акварельки», родители, воспитатели группы.

Цель проекта : формирование у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, бережного и гуманного отношения к природе.

Задачи:

1. Расширять и углублять представления о животных и растениях, как о представителях живого в мире природы;

2. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;

3. Познакомить с заповедниками Приморского края, с деятельностью людей по охране диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных;

4. Систематизировать и обобщать знания детей о цикличности роста и развития живых организмов;

5. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;

6. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

Дополнительно: игровые задачи:

1. Создать развивающую предметно-игровую среду для организации сюжетно-ролевой игры «Юные экологи»;

2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

3. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

4. Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.

Ожидаемые результаты:

• У детей сформируются элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

• Дети поймут взаимосвязь в природе; бережно относятся к различным объектам природы;

• Дети научатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;

• Пополнится развивающая среда в группе;

• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Методы и приемы:

Наряду с традиционными формами и приемами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Такие, как экологические игры : игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления, развивает познавательные способности, расширяет представления о природе и ее явлениях.

Интересным в работе с детьми является такой игровой прием, как получение «писем-жалоб» от обитателей природы. Дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, сами решают, как они могут помочь, как нужно оберегать и охранять природу.

Использую также метод кейс-технологии. Это разбор ситуации, деловая игра. Такая, как иллюстрация «Правильно ли ведет себя человек в природе

Метод экологической идентификации : «Я- цветок…», «Я- сломанная ветка…», «Я- муравей…». Когда дети отожествляют себя с каким-либо природным объектом, они яснее понимают, что любое живое существо страдает, и ребенок начинает относиться бережно ко всему живому.

Использую в работе с детьми компьютерные технологии и презентации. Детям с их наглядно-образным мышлением более понятно то, что можно одновременно услышать, рассмотреть и оценить.

Использую театрально-экологические постановки сказок : «Для чего в лесу мухомор»; «Как звери от огня спасались»; «Чистый ручеек» и др.

Этапы проекта

1 этап подготовительный:

1. довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);

2. подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;

3. разработать консультации для родителей;

4. сформировать экологическое сознание, экологическую культуру, добра и милосердия как базисных качеств личности и коммуникабельности.

2 этап. Разработка проекта :

1. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;

2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия;

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности;

4. Составить план реализации проекта.

3 этап. Реализация проекта.

Игровая и образовательная деятельность; обобщение и анализ работы, закрепление навыков и знаний у детей.

Содержание

Осень

Беседа «Земля – наш общий дом».

Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом. Учить детей называть объекты живой и неживой природы; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Октябрь:

Беседа на тему «Растения - фитотерапевты». Познакомить детей с растениями-фитотерапевтами; воспитывать бережное отношение к цветам, вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о некоторых лечебных растениях.

Практическая игра «Что нам осень подарила».

Собрать урожай на огороде детского сада.

Октябрь:

Д/и «Угадай по описанию».

Учить детей по описанию узнавать фрукты и овощи.

Октябрь:

НОД «Остров Путятин – гордость Приморья».

Развивать интерес детей к природе родного края, природным явлениям, стремление к ее познанию; формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы; воспитывать бережное отношение к живым существам, среде их обитания, стремление оберегать природу; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Ноябрь:

Викторина «Ребятам о зверятах».

Расширять знания детей о диких животных и их среде обитания; развивать внимание, логическое мышление, память; активизация словаря.

Ноябрь:

Сюжетно-ролевая игра «В лесу». Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интереса и любви к природе.

Итоговое: Развлечение «В гостях у Лесовичка». Познакомить детей с обитателями экологической тропы, вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

Зима

Развивающая игра «Как зовут тебя, деревце?»

Познакомить детей с многообразием мира растений; развивать мышление и восприятие, внимание и память. Учить узнавать деревья без листьев.

Декабрь:

Беседа «Волшебница – вода»

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.

Экспериментирование «Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений и человека.

Декабрь:

Лото «Основы безопасности в природе»

Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.

Декабрь:

Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.

Д/и «Найди, что опишу»

Учить находить животное или растение по описанию.

Январь:

Экспериментирование «Во что превратилась вода».

Замораживание цветной воды в различных формах. Дать детям представление о свойствах воды.

Февраль:

Д/и «Что будет, если…»

На основе формирования представлений детей об отношении различных комнатных растений к воде, теплу и свету развивать понимание того, как важен правильный уход человека за комнатными растениями; развивать внимание, память.

Февраль:

Беседа с рассматриванием камней, созданных самой природой.

Учить детей видеть и восхищаться творениями природы, подвести детей к пониманию того, что природа – лучший художник.

Февраль:

Игра-викторина «Мои зеленые друзья»

Уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни.

Февраль:

Итоговое

Экологическая театрализованная сказка «Лесное происшествие» (по рассказу В. Бианки).

Весна

На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей; формировать умение выражать свое февраль

Развивающая игра «Береги природу» Познакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, научить детей правильно вести себя, приходя в лес, на реку или луг – так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе. март

Д/и «Город моей мечты».

Развивать творческие способности детей на основе представлений о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей средой, где все гармонично.

Март:

Экспериментирование «Почва: необходимость удобрений для роста растений»

Дать понятие о почве как о «живой земле».

Март:

Экологическая игра «Явления природы». Учить детей отгадывать загадки о явлениях природы и находить нужную карточку с изображением данного явления (дождь, туман, радуга и др.)

Март:

Д/и «Природа и человек»

Закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Март:

Д/и «Экологический светофор» Уточнить знания детей о сигналах светофора. Развивать представления детей о допустимых и недопустимых действиях на природе, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой.

Зоологическое домино.

Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

Апрель:

Д/и «Человек – природе друг».

Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».

Апрель:

НОД «Мы – друзья природы».

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе; учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу.

Апрель:

Экспериментирование «Очистка грязной воды»

Дать детям представление об очистке воды.

Апрель

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.

Апрель:

НОД «Защитники природы».

Уточнить и расширить знания детей о животных и растениях, о природных явлениях. Знакомить детей с редкими и исчезающими видами растений и животных Приморского края, занесенных в Красную книгу.

Май:

Итоговое: Игра-викторина «Экологи». Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом эколога. Закрепление представлений детей о труде эколога в природе. Воспитывать уважительное отношение к труду.

Совместная деятельность родителей, воспитателей и детей.

Сбор различного природного материала на территории детского сада.

Побуждать детей пополнять запасы природного материала. Учить видеть в обыденном и часто встречающемся необычное, неповторимое. Развивать наблюдательность, творчество и фантазию детей. Изготовление скворечников и кормушек для птиц.

Сентябрь-ноябрь:

Создание поделок из природного материала

Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии.

Декабрь-март:

Кормление птиц зимой.

Воспитывать положительное отношение к труду, заботу о зимующих птицах.

Лепка из соленого теста «Птицы».

Развивать навыки работы с тестом, выполнения аккуратности; учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу.

Декабрь:

Рисование плаката «Берегите природу».

Познакомить детей с искусством плаката; вызвать желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания, развивать детское творчество.

Нарисуй то, что поразило тебя в окружающей природе больше всего.

Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке, воспитывать любовь к окружающей природе.

Январь:

Аппликация «Птички в кормушке».

Развивать интерес к методу «обрывания»; учить аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; развивать чувство композиции, учить гармонично размещать все детали на листе бумаги.

Февраль:

Изготовление экологических знаков.

Воспитывать бережное отношение к природе; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Март:

Коллективная работа «Мир в капельке воды».

Закрепить знания о важности воды в жизни животных, растений и человека.

Апрель:

Рисование «Какую пользу я принес планете».

Упражнять в рисовании лесной поляны; закреплять умение рисовать красками и кистью; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; воспитывать любовь и интерес к природе.

Чтение художественной литературы.

Чтение рассказа «Как Муравьишка домой добирался» В. Бианки.

Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

октябрь

Русская народная сказка «Заяц-хвастун». Воспитывать нормы нравственного поведения.

В. Бианки «Лесные происшествия».

Формировать понятие об окружающем мире, о взаимодействии людей и животных; воспитывать чуткость к художественному слову; развивать художественное восприятие и эстетический вкус; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка.

ноябрь

С. Георгиев «Я спас Деда Мороза». Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев; воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками.

декабрь

В. Бианки «Лесные происшествия». Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых.

январь

А. Л. Стишковская «Большая книга леса». Развивать интерес к природе и всему живому; способствовать воспитанию доброты к окружающему миру.

февраль

Е. Лавреньтева «Энциклопедия животных». Знакомить с животными разных стран; развивать интерес к миру природы.

март

П. Бажов «Серебряное копытце». К. Паустовский «Кот-ворюга». Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.

апрель

Загадки об обитателях леса. Развивать умение отгадывать и сочинять загадки; продолжить знакомство с устным народным творчеством.

май

Работа с родителями.

Консультация «Общение с природой – один из резервов контакта с ребенком»;

октябрь

Изготовление кормушек для птиц и атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Экологи»;

Ноябрь - декабрь

Изготовление книжек – малышек;

декабрь

Изготовление коллажей на тему «Берегите природу»;

январь

Игра-викторина совместно с детьми «Знатоки природы»;

февраль

Рекомендации для родителей о воспитании у детей бережного отношения к объектам живой и неживой природы;

март

Оформление папки – передвижки на тему «Природа – живая

апрель

4 этап. Презентация проекта.

1. Выставка поделок из природного материала;

2. Представление книжек-малышек, сделанных родителями и детьми;

3. Показ экологической сказки «Как звери ушли из леса».

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития ребенка – детский сад №12» ГО ЗАТО город Фокино Приморского края

Воспитатель: Каратаева Ольга Юрьевна

Проект

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

«Природа – живая

Реки и горы, леса и моря –

Все подарила нам наша Земля.

Помните взрослые, помните дети,

Мы родились на прекрасной планете!

Чтоб красоту на века сохранить,

Надо природу беречь и любить!

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!»
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 13:24
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Каратаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД