Получи документы

Проблема развития коммуникативных навыков дошкольников в психолого-педагогической литературе

Светлана Рябова
Проблема развития коммуникативных навыков дошкольников в психолого-педагогической литературе

В новых требованиях ФГОС дошкольного образования коммуникативная направленность образовательного процесса считается одним из важнейших приоритетов. Это имеет огромное значение, потому что формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач способствует её благополучной адаптации в современном социуме (3).

А. Г. Арушанова рассматривает коммуникативные навыки как «умение человека сотрудничать с другими людьми, правильно истолковывать приобретаемую информацию, а также правильно её транслировать»(20, с. 55).

Публикация «Проблема развития коммуникативных навыков дошкольников в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

О. А. Санькова убеждена: «Основой благополучной адаптации дошкольника в любой общественной среде является высокая степень сформированности коммуникативных навыков» (7, с. 45). В связи с этим их формирование необходимо осуществлять с самого раннего возраста.

Л. Я. Лозован утверждает: «Коммуникативные навыки-индивидуально-психологические свойства личности дошкольника, создающие условия для её личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений (13, с. 66).

М. И. Лисина считает: «Коммуникативные навыки-это важнейшее условие для развития личности дошкольника, которые обнаруживаются в ходе общения и взаимодействия с другими людьми» (25, с. 24). Сформированность этих навыков считается персональным условием результативности социализации личности в обществе и самостоятельного выполнения детьми информационной, перцептивной, интерактивной деятельности. Необходимо помнить, основой формирования и развития коммуникативных навыков является идея личностно-деятельностного подхода.

Е. О. Смирнова утверждает, что «коммуникативные навыки – это сознательные действия дошкольника на базе знаний структурных элементов умений и коммуникативной деятельности, а также умение верно регулировать своё поведение в зависимости от целей общения» (29, с. 79).

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста - это развитие умения действенного общения и благополучного взаимодействия дошкольника с другими людьми. Оно создано на конкретных особенностях личности детей дошкольного возраста : желания вступать во взаимодействие, умение слышать и сочувствовать напарнику, умение ставить себя на место другого, учитывать интересы и предложения ровесников (10, с. 36).

А. В. Мудрик, Я. Л. Коломинский, Е. Г. Савина полагают, что «коммуникативные навыки - это целостность личностных качеств дошкольника, которые необходимы для осуществления процесса взаимодействия в определённой социальной среде» (15, с. 85). В связи с этим они возникают в осмысленных коммуникативных действиях и в умении управлять своим поведением в зависимости от цели общения, требований ситуации и особенностей собеседника.

Из рассмотренных определений можно выделить два понятия коммуникативных навыков :

- это осознанные коммуникативные действия дошкольников, основанные на усвоенных знаниях и приобретённых умениях и навыках;

- это способность дошкольников распоряжаться своим поведением, использовать различные подходящие приёмы и действия для решения разнообразных коммуникативных задач (24, с. 62).

В ходе своих исследований М. И. Лисина пришла к выводу о том, что «формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста - это вырабатывание умения действенного общения и благополучного взаимодействия с окружающими людьми, с окружающим миром» (25, с. 103). Формирование этих навыков основано на конкретных особенностях личности детей дошкольного возраста : стремлении взаимодействовать, умении слышать и сочувствовать собеседнику, решать трудные вопросы взаимодействия, владеть основами результативного общения.

Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста состоит в вырабатывании у дошкольников умения действовать активно и самостоятельно, в формировании социальной ответственности, способности понимать себя и других людей (23, с. 102).

А. Г. Арушанова уверена, что «коммуникативные навыки- это полученный дошкольником способ нахождения взаимопонимания между людьми разного возраста; умение находить контакт с новыми людьми; осмысление личных качеств и чувств окружающих; умение организовывать свою коммуникативную деятельность в зависимости от предполагаемого поведения людей» (20, с. 10).

Лариса Чернецкая в своей книге «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» писала, что с детьми дошкольного возраста работу по вырабатыванию коммуникативных навыков нужно вести в трех направлениях.

Первое направление: «область желания». Это значит, что необходимо сформировать потребность в общении, которая пробуждает стремление дошкольника общаться с окружающими. Иначе не будет никакого прогресса. Если взрослый человек способен мотивировать себя самостоятельно, то дошкольник этого пока делать не может (12, с. 43).

С. Ю. Симанова считает, что существуют две причины, по которым дошкольник не желает общаться с ровесниками:

- физиологические причины: нарушение функций головного мозга;

- психологические причины : семейные проблемы, плохой опыт взаимодействия с друзьями, иначе говоря, эмоциональные травмы (28, с. 88).

Второе направление: «область знания». Это то, насколько дошкольник владеет правилами и нормами действенного общения. Задача педагога познакомить с этими правилами и нормами и объяснить их значимость, познакомить ребят с главными приё мами общения: как поддержать разговор, как разрешить возникший конфликт, как выйти из трудной ситуации.

Третье направление: «область умений». Эта область состоит из определё нных элементов:

- способность адресовать сообщение;

- умение заинтересовать собеседника;

- обоснованность сообщения;

- благожелательность;

- умение принимать во внимание обоснования собеседника;

- умение убедить собеседника в правильности своих суждений;

- способность активно слушать;

- проявлять эмпатию (сочувствовать);

- решать конфликтные ситуации (13, с. 41).

Если у дошкольника сформированы все три направления, значит, у него сформировано стремление общаться с другими, представление о правилах и нормах общения.

Е. С Кормильцева и Л. Г. Соловьева уверены, что каждый коммуникативный навык предусматривает, в первую очередь, осмысление ситуации, после которого всплывают варианты для реагирования на конкретную ситуацию. Затем можно выбрать самые подходящие варианты и применить их. Критериями оценки уровня сформированности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являются :

желание общаться;

способность организовать общение, которое включает умение слушать собеседника, умение эмоционально сочувствовать, умение разрешать конфликты;

знание норм и правил, которые нужно соблюдать при общении с другими людьми (24, с. 201).

Ребенок, у которого сформированы коммуникативные навыки, способен грамотно построить межличностное взаимодействие с другими детьми и взрослыми и найти верные решения коммуникативных задач. Дошкольник становится активным партнёром и, значит, способен «найти себя» в группе ровесников.

Если у дошкольника отсутствуют коммуникативные навыки и не сформировано умение общаться, то он, чаще всего, оказывается отверженным ровесниками. А это причиняет большой вред его психическому и морально-нравственному развитию.

По мнению многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов общение играет очень важную роль в формировании личности. В жизни человека общение выполняет ряд «важных» функций. С точки зрения социального подхода, «общение только процесс внешнего взаимодействия отдельных личностей, в первую очередь, это метод внутренней организации и внутренней эволюции общества как единого целого, процесс, с помощью которого происходит развитие общества, потому что оно предусматривает устойчивое и динамичное взаимодействие общества и личности. Общение также рассматривается как самый существенный метод связи элементов общества в систему» (18, с. 154).

Т. А. Репина утверждает, что в развитии коммуникативных навыков у средних дошкольников совершается преобразование предметной деятельности. Дошкольник начинает осваивать речь. О новом этапе развития общения, которое совершается между дошкольником и взрослым, можно говорить тогда, когда ребё нок начинает задавать свои первые вопросы: «Почему?», «Что это?», «Зачем?», «Куда?». Эта форма коммуникаций является внеситуативно-познавательной. Появляется она в младшем и продолжается в среднем дошкольном возрасте. Иначе говоря, с трех до пяти лет. Формирование коммуникативных навыков дошкольников совершается из-за их желания в уважительном отношении взрослых (17, с. 134).

Стараясь привлечь внимание ровесника и удержать его в ходе речевого общения, дошкольник учится применять средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. Чаще всего главным средством общения становится речь, в развитии которой совершаются существенные изменения. Большинство детей этого возраста уже могут чётко произносить все звуки родного языка (13, с. 89).

К появлению такого общения дошкольника побуждают познавательные мотивы. С его помощью дошкольники расширяют границы мира, доступного для их сознания. Также для малышей открывается взаимосвязь событий и причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Дошкольников все больше начинает привлекать то, что происходят в окружающем мире. Коммуникативно-речевые навыки дошкольников все более развиваются с ростом их словарного запаса. Дети еще продолжают посылать невербальные сигналы, но их уже дополняют самые простые пояснения.

Таким образом, анализ работ по проблеме формирования коммуникативных навыков у средних дошкольников даёт нам возможность утверждать, что коммуникативные навыки – это сознательные действия дошкольника (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, а также умение правильно регулировать и управлять своим поведением в зависимости от цели общения.

Публикации по теме:

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Дидактический тренажер для пальчиков «Тактильные дорожки» для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастаДидактический тренажер для пальчиков «Тактильные дорожки» для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Полезный тренажер для пальчиков «Тактильные дорожки».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития коммуникативных навыков дошкольников в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 22:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития коммуникативных навыков дошкольников в психолого-педагогической литературе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рябова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД