МААМ-картинки

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок

Каменчан Ольга
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, Черепашках-ниндзя и т. д. У родителей, занятых постоянным добыванием денег, нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением в воспитании детей, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них нравственные нормы.

Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок» размещена в разделах

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. Поэтому считаю, что приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. Здесь на помощь приходят русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых (педагогов и членов семьи).

Определив направления в работе, я приступила к их реализации. В группе была создана развивающая предметно - пространственная среда соответствующая возрасту детей группы. Были оформлены альбомы «Жилище и предметы быта наших предков», «Иллюстрации к русским народным сказкам Евгения Рачева». В книжный уголок подобрали книги с русскими народными сказками, рассматривая красочные иллюстрации которых, дети вспоминают интересные эпизоды знакомых сказок, обсуждают героев, вспоминают их реплики, действия. В группе отведено место для театральной деятельности, имеется уголок ряженья, представлены разные виды театра. Детям на выбор предложены дидактические и настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок с различными заданиями (лото, пазлы, разрезные картинки и др.). Собрана медиатека по русским сказкам (СД-диски, аудиокассеты для слушания и мультимедийные презентации с иллюстрациями к сказкам).

Во время чтения русских народных сказок я демонстрировала детям иллюстрации и картины к ним. Вела беседы о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей с целью формирования нравственных качеств. При рассказывании сказок выясняла, как дети понимают некоторые выражения, встречающиеся в сказках (например, «лубяная избушка»). Выслушав ответы, уточняла, тем самым облегчая восприятие детьми сказки. Ребята с большой радостью слушают в записи музыкальные инсценировки по знакомым сказкам. С большим интересом и удовольствием дети восприняли новый вид прослушивания сказки с использованием ИКТ. При чтении сказки «Волк и семеро козлят» детям демонстрировались мультимедийно иллюстрации к сказке, выполненные художником Ю. Васнецовым. В конце досуга детям было предложено превратиться в козляток и потанцевать под «Песенку козлят» из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».

Под впечатлением услышанных сказок возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь и т. д. Я разыгрывала с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождала меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая. Также выполняли упражнения в проговаривании отдельных реплик героев, звукоподражании животных. Во время пересказа сказок побуждала детей к интонационной выразительности диалогов между персонажами. После каждого прочтения новой сказки мы с детьми заполняли альбом «Наши любимые сказки» детскими работами (аппликации, рисунки). Я приклеивала в альбом маленькую картинку из сказки, а дети дополняли свободное пространство листа своими рисунками, смайликами (понравилась или не понравилась сказка, герои). Таким образом, дети передавали свое отношение к вновь прочитанным и уже известным сказкам. С целью воспитания любви к устному народному творчеству, выявления жанровых особенностей сказки провела обобщающее занятие - «Эти мудрые русские сказки». Дети с удовольствием участвовали в литературной викторине «Мои любимые сказки» и творческих играх по прочитанным сказкам.

Для расширения знаний детей о временах года, их основных приметах была проведена экспериментальная деятельность «Солнце по небу гуляло» : был проведен опыт со снегом и льдом, чтобы дети лучше поняли, почему избушка у лисы растаяла с приходом весны. С целью закрепления представлений о диких животных наших лесов, внешнем виде, повадках, особенностях питания, способов передвижения проведено занятие «Жители нашего леса». Для формирования образов сказочных героев были организованы разные виды художественной деятельности (коллективная аппликация «Заюшкина избушка», лепка «Животные из разных сказок», рисование «Зайчик»). Для знакомства детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка) были проведены занятия «Сарафан для лисы по мотивам дымковской росписи» и др. В самостоятельной деятельности детям предлагаются раскраски по сюжетам русских народных сказок, дидактические игры. Для раскрытия творческих способностей и дальнейшего обыгрывания сюжета, дети приняли участие в коллективной лепке и конструировании «Домики для зайчика и лисы».

Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Поэтому я предложила детям придумать новую концовку сказки «Заюшкина избушка», используя домики, построенные детьми: теперь домик есть и у зайки, и у лисы - они дружат. После прочтения сказок у детей возникают новые ролевые игры с использованием персонажей и сюжетов, взятых из знакомых сказок («Как зайчик и лиса подружились»).

Свою работу с родителями я начала с анкетирования «Приобщение детей к русской народной культуре через сказки», и дальнейшее взаимодействие осуществлялось на его основе. Составила консультации по данной теме. Провела семинар-практикум, на котором показала родителям упражнения на развитие мимики и жестов для дальнейшей совместной деятельности с детьми. Дети совместно с родителями приняли участие в групповой выставке рисунков «Мой любимый сказочный герой». При этом каждый ребенок должен хорошо знать, что изображено, и уметь рассказать об этом. Также в группе создана библиотека для семейного чтения. Книги из этой библиотеки родители и дети могут брать домой, читать, обсуждать рассматривать иллюстрации.

Чтение сказок стало доброй семейной традицией, создало теплую, задушевную атмосферу в доме. Участие родителей в жизни детского сада помогло им ближе увидеть мир с позиции ребенка, установить с ним доверительные отношения и проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Собственный пед. опыт воспитателя МАДОУ "Цветик - семицветик"

Каменчан Ольги Леонидовны.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок
Опубликовано: 26 мая 2020 в 12:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок» (включая файлы) размещена пользователем Каменчан Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД