Папки-передвижки

Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ

Кругликова Оксана
Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, включать средства обучения, материалы, инвентарь, инструменты, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование. Регулярные занятия в уголках группы способствуют формированию и развитию умений детей во всех видах образовательной деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой, двигательной, речевой, трудовой.

Публикация «Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ» размещена в разделах

Книжный уголок – необходимый элемент развивающей среды в детском саду. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.   Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему захочется это сделать. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги : и новые, красивые и зачитанные, но аккуратно подклеенные.  Уголок книги должен быть рабочим, а не парадным. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность детям общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему  кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги.

Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

К устройству уголка предъявляется ряд  требований:Рациональная организация. Книжный уголок располагается в светлом месте группы (желательно наличие окон слева и справа). Предусматривается возможность искусственного освещения (электрические бра или настольная лампа). Книжный уголок находится в отдалении от игрового, физкультурного и музыкального центров — здесь тихо, есть возможность уединения с книгой.

Педагогическая целесообразность. В книжном уголке каждый ребёнок может проявить самостоятельность и личную заинтересованность.

Эстетичность. Уголок оформляется в немного отличном стиле от основного помещения группы. В качестве украшения могут выступать предметы народно-прикладного искусства по мотивам сказок, репродукции картин на литературные сюжеты.

Соответствие возрасту. Подбор книг, тематики и форм работы в рамках литературного уголка осуществляется педагогом с учётом возрастных особенностей подопечных.

Удобство. Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.

Безопасность. Не рекомендуется использование в уголке книжных шкафов со стеклянными дверцами, с осторожностью — навесных полок. С детьми проговариваются правила обращения с электрическими приборами (если есть в уголке настольная или настенная лампы, установлен проигрыватель для прослушивания аудиозаписей стихотворений и сказок, ножницами и клеем во время ремонта книг.

Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы. Существуют разные варианты оформления уголка.

Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке  2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное  правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней.  Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Задачи книжного уголка

Общими для всего процесса обучения в ДОУ задачами библиотечного уголка являются :

1. Образовательные задачи

создание положительной мотивации к обучению чтению;

знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями;

знакомство с классиками детской литературы;

обучение поиску знаний в художественных текстах.

2. Развивающие задачи

формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;

развитие эмоционального отклика на содержание книг;

развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;

формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;

развитие памяти и фантазии;

стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса.

3. Воспитательные задачи

привитие любви к литературе;

воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;

нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д.

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Цель - знакомство с книгой, её строением и содержанием: обложка, корешок, страницы, заглавие, текст, иллюстрации; рассматривание книжных иллюстраций с целью узнавания книжных персонажей и эпизодов; изучение книг про животных; развитие мелкой моторики при изучении необычных книг для самых маленьких: книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками, прорезями, пальчиковыми игрушками и др. ; формирование навыка обращения с книгой.

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.

Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам (не более 5листов)

Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.)

Книжки разного формата : книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки

Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)

Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.)

Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками

Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных, сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами (можно в виде картотеки)

Тематические альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Сказки», «Домашние животные» и др.)

Речевые игры «Назови одним словом», «Кто как кричит?», «Назови детеныша животного» и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т. д.).

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Цель - обучение способам починить книгу; формирование умения детально рассматривать иллюстрации, называть средства выразительности, которые использовал художник; формирование умения пересказывать сюжет посредством проведения дидактических игр.

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).

 Сказки, стихи, рассказы, произведения фольклора (см. программный материал)

Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками (сказка «Репка» иллюстрированная художниками Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым);

Тематические альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года» и др. ;

Открытки, иллюстрации для рассматривания по содержанию худ. произведения;

Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, сюжетные картинки (можно оформить в виде картотеки)

Портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;

Тематические выставки книг: «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей», «Стихи А. Барто» и др. (1 раз в квартал);

Речевые игры: «Угадай сказку», «Угадай героя сказки», «Что сначала, что потом» и пр.

Материал для ремонта книг

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т. д.). Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для настольного театра. Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СТАРШЕЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ»

Цель - развитие познавательных интересов через изучение книг об окружающем мире, животных и растениях, космосе, динозаврах и т. д. ; формирование гражданских черт личности посредством включения в библиотечный уголок книг о значении родины в жизни человека, о важных событиях в истории страны; знакомство с различными видами печатной продукции: газеты, журналы, брошюры; рассматривание иллюстрированных энциклопедий: дети учатся понимать не сюжетные картинки, а графические изображения процессов, систем, моделей; изучение тематических выставок в книжном уголке, посвящённых творчеству какого-либо писателя, празднику или памятному событию.

Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 8-10 и 10-12 разных книг :

учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;

в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

книги, отражающие тематику недели;

2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления);

юмористические журналы и книги (С. Маршак, С. Михалков, Н. Носов, В. Драгунский, Э. Успенский). Общение с этими произведениями развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе;

энциклопедии, подборки научно-популярных журналов

интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки

книги – самоделки, состоящие из рассказов и рисунков детей, записанных взрослыми

тематические альбомы («Времена года», «Профессии взрослых» и др.

тематические выставки («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова, «Сказки А. С. Пушкина», «Дети в стихах А. Барто», «Книжки малышки», «Времена года в поэзии», связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником и пр.); цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

речевые игры

наборы предметных и сюжетных картинок

Для детей 5-7 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях и их книгах.  

Цель – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет об оформлении книжного уголка к Новому годуФотоотчет об оформлении книжного уголка к Новому году Оформление книжного уголка к Новому году. Новогодняя атмосфера должна ощущаться везде, даже в книжном уголке. Детям будет очень приятно.

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группахФотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Мастер-класс для педагогов «Оформление книжного уголка»Мастер-класс для педагогов «Оформление книжного уголка» Авторы: Чернявская Надежда Федоровна Баринова Валентина Павловна Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. С этим высказыванием.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду "Дельфине". Вот такая.

Оформление книжного уголка в средней группеОформление книжного уголка в средней группе Представляю вашему вниманию, как можно оформить книжный уголок в средней группе. Это продолжение моего разговора об оформлении предметно-развивающей.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

МК «Весеннее солнышко» для разных возрастных группМК «Весеннее солнышко» для разных возрастных групп Вроде зима у нас прошла, мы её проводили, на коне она у нас ускакала. но что то на улице вновь зима, холод. Поэтому мы решили сделать весеннее.

Сюжетно — ролевая игра «Библиотека» Оформление книжного уголкаСюжетно — ролевая игра «Библиотека» Оформление книжного уголка Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию идею оформление книжного уголка и сюжетно - ролевой игры "Библиотека" Тематическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ
Опубликовано: 26 января 2020 в 16:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Кругликова Оксана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД