Лучший педагог года

Представление собственного педагогического опыта «Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников»

Татьяна Ковалева
Представление собственного педагогического опыта «Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников»

Представление собственного педагогического опыта

Тема инновационного педагогического опыта : «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Представление собственного педагогического опыта „Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников“» размещена в разделах

Существует такое мнение, что детский сад выполняет самую значимую функцию при подготовке детей к обучению в школе. Успешность дальнейшего обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он будет качественно и своевременно подготовлен.

Математика – один из основных и самых трудных учебных предметов в школе. Её изучение способствует формированию развития речи, воображения, памяти, эмоций, а также формирует творческие возможности личности, творческий потенциал, настойчивость и терпение. Основной целью занятий математикой является возможность дать ребенку ощущение уверенности в себе, в своих силах.

Актуальность.

Концепция по дошкольному образованию, а также требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей очень большое значение имеет приобретение ими математических представлений, которые влияют на формирование умственных действий, так необходимых для познания окружающей картины мира.

На мой взгляд, математика – это сложная наука, которая может вызвать трудности во время дошкольного и школьного обучения. Из этого следует, что одной из важнейших проблем, встающих перед педагогом, родителями является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы знаний, умений и навыков, так необходимых ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.

Развивающая функция вполне свойственна и занимательным математическим играм. Из этого можно сделать вывод о том, что игра способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности, как один из наиболее естественных видов деятельности детей.

Воспитанию у детей познавательного интереса, желанию и умению учиться, способности к исследовательскому и творческому поиску помогают игры с математическим содержанием. При помощи них у детей появляется сознание того, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо выдумка, хитрость и забава. Но найти и разгадать её невозможно без внимательности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Основная идея опыта.

Основная идея моего педагогического опыта заключается в том, что знания у дошкольников начинают формироваться уже в раннем возрасте, поэтому очень важно, именно в этот период, вложить основу для формирования элементарных математических представлений у дошкольников через использование дидактических игр. При этом очень необходимо, чтобы эта работа педагога с детьми велась совместно с их родителями, которые помогли бы им при усвоении новой для них информации.

Считая эту идею особенно важной, я определила тему своего педагогического опыта : «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Теоретическая база опыта.

Прежде чем приступить к работе над данной темой моего педагогического опыта, я провела анализ литературы по вопросам математического развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время над проблемой формирования элементарных математических представлений занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги. А также в практике работы дошкольных учреждений накоплен довольно богатый опыт использования дидактических игр при обучении дошкольников математики.

Для сформирования теоретической базы моей работы мне очень помогли труды всех педагогов и программы работ, используемые в нашем ДОУ.

А. К. Бондаренко считает, что дидактические средства образовательной работы можно поделить на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведется взрослым, а во второй группе – обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, которая построена с учетом образовательных задач.

М. Монтессори и Ф. Фребель стоят у истоков разработки современных дидактических материалов и игр. М. Монтессори создала дидактический материл, который служит основой самообучения и самовоспитания детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием дидактического материала.

Н. Соловьева отметила, что если обучение проводится в форме дидактических игр, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока, то достигается наибольший эффект в осуществлении возможностей ребенка дошкольника.

Большое внимание в своих трудах уделяла отечественный педагог Усова А. П. Она отметила, что высоко оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения: «Дидактические игры, задания и игровые приемы помогают повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребёнка, вносить занимательность».

Вот такие требования к дидактическим играм были выделены специалистом в области дошкольного образования Д. В. Менджерицкой:

В дидактической игре желательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует преодоления некоторых трудностей, умственного усилия.

В каждой дидактической игре необходимо наличие упражнений, которые были бы полезны для умственного развития детей и их воспитания.

Дидактизм в игре должен сочетаться с шуткой, юмором, занимательностью. Увлечение игрой упрощает выполнение данных задач.

Также вопросами теории и практики дидактической игры занимались такие исследователи, как: В. Н. Аванесова, Е. И. Радина, З. М. Богуславская, А. И. Сорокина, Л. Н. Венгер и др.

Новизна.

Новизна моей работы с дошкольниками по данной теме в МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида» заключается в комбинировании известных методик, через использование дидактических игр и упражнений с дошкольниками, с целью достижения желаемого результата, используя инновационные формы и методы.

Материалы моего педагогического опыта могут быть использованы при организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Технология опыта.

В свободное от занятий время, в ходе индивидуальной работы с дошкольниками, я часто использую дидактические игры в решении математических задач, так как систематическая работа с детьми способствует совершенствованию общих умственных способностей, таких как: рассуждения и действия, логика мысли, смекалка и сообразительность, пространственные представления.

В связи с этим, мне стала интересной проблема: можно ли как-то повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений через использование дидактических игр.

Исходя из этого, целью моего педагогического опыта стало использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

В процессе своей работы, я планирую достичь таких результатов, чтобы решить следующие задачи:

1. Просмотреть педагогическую литературу по данной теме.

2. Охарактеризовать общее содержание понятия формирование элементарных математических представлений.

3. Проанализировать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

4. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.

Для выполнения поставленных задач, мною были использованы следующие методы :

Наглядный (рассматривание, демонстрация, иллюстрация, и др.);

Словесный (беседа, объяснение, вопросы, инструкция и др.);

Практический: широкое применение дидактического материала; выполнение различных предметно-практических и умственных действий; развитие нужных математических навыков (счета, измерения, вычислений, и др.); использование математических представлений в игре, труде и др.

Содержание работы по реализации поставленных задач, я выстроила по следующим этапам:

1-й этап – «подготовительный»

2-й этап – «практические исследования»

3-й этап – «итоговый»

Первый этап в моей работе - «подготовительный».

В результате этого этапа:

Во время занятий, я стараюсь вызвать у детей интерес к игровому математическому занимательному материалу с помощью задач, загадок, занимательных вопросов, шуток, ребусов, кроссвордов, головоломок.

На моих занятиях, в процессе игры, мною используются не только занимательный материал, а также бросовый материал: кубики, шишки, прищепки, фишки, пуговицы, желуди, кегли, овощи, фрукты и многое другое.

На втором этапе «практического исследования» я составила перспективный план, который отразил знакомство детей с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения и навыки

Использование в практике работы дидактических игр, занятий в игровой форме, занятий-развлечений способствовали изучению знаний, поскольку в них дети не только упражняют память, но еще и активизируют мыслительные процессы. Развитию наблюдательности, сообразительности, умению применять полученные знания в игровой ситуации способствуют дидактические игры.

Изучив педагогические технологии, отмечу, что уникальным средством обеспечения сотрудничества взрослых и детей, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения детей на занятиях.

При работе с детьми на занятиях, я очень часто использую как индивидуальные, так и коллективные ответы, при этом предлагая рассуждать вслух, объясняя способ решения, обеспечивая условия для самостоятельности.

В свою работу с детьми, я стараюсь привлекать родителей, поскольку считаю, что семья и детский сад – это два неразделимых воспитательных феномена, которые по-своему наделяют детем социальный опыт. Работа с родителями содержит разные формы: общие и групповые собрания, консультации, памятки, беседы, изготовление дидактических игр, различные проекты и тому подобное.

Я считаю, что при привлечении всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, можно говорить об успешном формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (дидактические игры).

Результативность опыта.

Свою работу я начала с диагностики, заранее изучив все теоретические основы проблемы использования игровых приемов при формировании элементарных математических способностей.

Данная диагностика демонстрирует, что в результате систематической и углубленной работы по развитию математических представлений у детей в процессе использования дидактических игр на занятиях заметна положительная динамика, кроме того, еще наблюдается повышение уровня развития детей.

Я проследила положительную динамику за последние годы:

В начале 2018 года из 25 воспитанников: 44% (11) детей самостоятельно выполняют задания, 56% (14) детей при помощи взрослого. При сравнении исследование диагностики показывает положительную динамику, которая возросла на 47 % к концу года

К концу 2019 года из 25 воспитанников: 72% (18) детей самостоятельно выполняют задания, 28% (7) детей при помощи взрослого. При сравнении исследование диагностики показывает положительную динамику, которая возросла на 52 %

Проведенное исследование показало, что постоянное применение на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, нацеленных на развитие познавательных способностей и возможностей, углубляет математический кругозор дошкольников, помогает математическому развитию. Из-за использования грамотно продуманной системы игр в разных формах работы, детям удалось овладеть математическими знаниями и умениями по программе без утомительных занятий и перегрузок.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что хорошие результаты были достигнуты вследствие эффективного взаимодействия с родителями, а также последовательной и регулярной работе с детьми.

Итак, выполненная мною работа показывает, что проявление интереса у дошкольников к математике благополучно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал необычайно разнообразен по тематике, способу решения и характеру. Простейшие упражнения, задачи, запрашивающие проявления смекалки, находчивости, умение негативно оценивать свои условия,, оригинальности мышления, стимулируют познавательную деятельность детей во время обучения, способствуют развитию интереса к математике.

Опыт осуществленной мною работы показывает, что применение дидактических игр на занятиях не только оказывает существенное влияние на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников, но и способствует повышению уровня математического развития детей, дает им эмоциональный настрой, помогает детям закрепить и расширить знания по математике.

Применение данного педагогического опыта может быть рекомендовано к использованию в работе дошкольных образовательных организаций, имеющих группы младшего дошкольного возраста.

Опыт моей работы размещен на официальном сайте МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида» (вставить ссылку, еще представлен педагогическому сообществу на мини-сайте https://www.maam.ru/users/

1642058, https://nsportal.ru/druzhinkina-tatyana-nikolaevna

Список литературы.

1. Аванесова, В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» / В. Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 2012 – 176 с.

2. Баишева, М. И. «Теория и методика математических представлений у детей дошкольного возраста : учебно-методический комплекс / М. И. Баишева // Институт развития образования. Пед. институт ЯГУ – Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я).– 2000. – 144 с.

3. Блехер, Ф. Н. «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 11. – С. 14.

4. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду» / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение. 1991. – 160 с.

5. Головчиц, Л. А. «Дидактические игры для дошкольников» : сборник игр для педагогов и родителей / Л. А. Головчиц. – Граф Пресс, 2003 г.

6. Данилова, В. В. «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях» / В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 1987 г.

7. Менджерицкая, Д. В. «Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада» / под ред. Д. В. Менджерицкой, Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1982 г.

8. Сорокина, А. И. «Дидактические игры в детском саду» / А. И. Сорокина. – М. : Учпедгиз, 1955. – 176 с.

9. Столярова, А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988 г.

10. Усова, А. П. «Роль игры в воспитании детей» / А. П. Усова; А. В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.

Публикации по теме:

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление собственного педагогического опыта «Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников»
Опубликовано: 18 октября 2020 в 20:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление собственного педагогического опыта «Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ковалева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД