Папки-передвижки

Семинар-практикум «Неблагоприятные эмоциональные состояния и способы их профилактики»

Марина Мельничук
Семинар-практикум «Неблагоприятные эмоциональные состояния и способы их профилактики»

План:

1. Вступительное слово

2. Мини-лекция «Стресс»

3. Упражнение «Ключ» Х. Алиева (тест на зажатость)

4. Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса»

5. игра «Построиться по росту»

6. Упражнение «Стресс в моей жизни»

7. Игра «Разорви цепь»

8. Игра «Темп»

9. Способы преодоления стресса

10. обратная связь.

1. Вступление

Я не хотел бы стать грозой –

В ней слишком-слишком много грома.

Я б лучше сделался росой,

Ей счастье тихое знакомо.

Я б лучше сделался цветком,

Как цвет расцвел бы самый малый.

Публикация «Семинар-практикум „Неблагоприятные эмоциональные состояния и способы их профилактики“» размещена в разделах

Ему не нужен шум и гром,

Чтоб быть счастливым в грезе алой.

К. Бальмонт

Они называются по-разному: умиление, спокойствие, радость, грусть, печальная тревога, безмятежное блаженство, унылое отчаяние, бессильная злость. О чем это я? Конечно, о чувствах, эмоциях, переживаниях. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные эмоции окрашивают нашу жизнь в яркие, нарядные цвета; отрицательные вызывают состояние стресса. Ученые посчитали, что за всю жизнь у большинства людей количество негативных переживаний значительно превосходит количество позитивных эмоций, именно в этом случае и говорят, что человек постоянно испытывает стресс. Что такое стресс, к чему он приводит, как ему противостоять развивая свою стрессоустойчивость – это и будет темой нашего тренинга.

2. Мини-лекция «Стресс»

Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу.

Классификация стрессов:

Дистресс

Физиологический стресс

Психологический стресс

Эмоциональный стресс

Информационный стресс

Социальный стресс

Профессиональный стресс

Травматический стресс

Причины стресса:

Сильный шум;

Суета (на рабочем месте, в магазине и т. д.);

Ненормированный рабочий день;

постоянное общение с большим количеством людей;

большой объем работы;

высокая скорость, с которой работа должна быть выполнена работа;

высокие требования со стороны руководства;

плохие условия труда;

трудные клиенты (дети, родители);

конфликты с коллегами;

отсутствие поддержки коллег;

отсутствие поддержки со стороны руководства;

недостаточное материальное стимулирование.

Факторы, приводящие к профессиональному стрессу в педагогической деятельности:

Фактическое отсутствие «права на ошибку». Неудовлетворенность профессиональным статусом.

Страх потерять работу.

Недооценка профессиональной значимости

Отсутствие условий для самовыражения и самореализации.

Недостаток положительного стимулирования труда.

повышенная длительность рабочего дня

высокое психоэмоциональное напряжение

профессиональная ответственность за результаты воспитательного влияния.

Последствий стресса:

ухудшение трудовых показателей,

учащение несчастных случаев,

затруднения в общении с людьми,

более частые невыходы на работу,

снижение удовлетворенности работой

ухудшение здоровья

результат профессионального стресса

профессиональная деформация,

соматические заболевания,

синдром эмоционального выгорания

3. Упражнение «Ключ» Х. Алиева (тест на зажатость)

Цель: повышение стрессоустойчивости (в основе –идеомоторная тренировка).

-Разведение рук: представьте себе, что вытянутые перед собой руки начинают плавно расходиться в стороны без ваших мышечных усилий, как бы автоматически;

-Сведение рук: представьте себе их обратное движение;

-Подъем рук (руки) : представьте себе, что ваши опущенные руки всплывают вверх, как, например, у космонавта в невесомости.

Если не один из приемов не получается – значит, вы зажаты.

Сделайте любое физическое упражнение и снова повторите прием на «зажатость».

Для снятия нервных зажимов необходимо повторить несколько раз тот идеомоторный прием, который лучше всего получается.

Внимание! Когда тело начинает переходить в режим автоколебаний, помогая этому процессу, ищите ритм гармоничного автоколебания вперед – назад или по кругу. Этим способом можно тренировать и координацию. Упражнение можно выполнить стоя и сидя.

Во время выполнения приемов следует помнить, какие результаты вы хотите получить в итоге (например, улучшение самочувствия, бодрость, ясность и др.).

ПОМНИТЕ:

1. В любом деле ошибки неизбежны, особенно когда дело новое.

2. Всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что вы делаете. На вкус и цвет товарищей нет.

3. Всегда найдется кто-то, кто будет вас критиковать. Вы несовершенны. Критика полезна.

4. Всякий раз, перебивая кого-то, вы высовываетесь.

5. Может кто-то думает, что вы нехороши! Конечно, иногда вы не такая уж и хозяйственная, и деловая. Да и кто-то иногда поступает лучше, чем вы. Но вы переживете и это!

6. Если вас бросают, еще не известно кому повезло больше. Может быть для того, чтобы выглядеть хорошо и почувствовать свободу, вам нужно было разорвать отношения с некоторыми людьми.

Вывод: на наше самочувствие влияет множество факторов, но мы способны и повлиять на обстоятельства и изменить свое отношение к ним.

4. Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса»

Цель. Осознание не только негативных последствий стресса, но и возможностей, связанных с раскрытием ресурсов личности, переживающей

стресс.

Содержание. Тренер делит группу на две подгруппы. Первая подгруппа должна в ходе группового обсуждения выявить и записать негативные последствия стресса, а другая - позитивные стороны стресса (чему мы учимся, преодолевая стресс, что мы можем узнать о себе и своих ресурсах, преодолевая трудные ситуации). Время на обсуждение - 5 минут. После того как группы справятся с этим заданием, тренер предлагает устроить дискуссию, во время которой ответы-аргументы групп чередуются. Выигрывает та команда, которая найдет больше аргументов в пользу защищаемой точки зрении

Обсуждение. Как правило, больше аргументов находит первая подгруппа. В этом случае тренеру надо сказать о том, что. Несмотря на большое количество негативных последствий, которые назвали участники первой подгруппы, данные последствия вызываются именно сильными, травматическими или хроническими стрессами. К счастью, эти стрессы врываются в нашу жизнь не так часто. Остальные виды стрессов могут поддерживать тонус организма, активизировать внутренние ресурсы, тем самым повышая нашу адаптацию к жизни.

Позитивные: Повышает адаптивные способности разума и тела. (Д. Фонтана)

Негативные: душевное потрясение, препятствие к достижению желаемого (Ж. Годфруа, нарушения адаптации (П. Фресс, вызывает несоответствие между способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований. (М. Фогель, несет дополнительную эмоциональную нагрузку, отягощает, усложняет течение событий, ухудшение трудовых показателей, учащение несчастных случаев, затруднения в общении с людьми, более частые невыходы на работу, снижение удовлетворенности работой и ухудшение здоровья.

5. игра «Построиться по росту»

Цель. Выявление того, как фрустрация одной или нескольких потребностей человека (лишение возможности получать информацию из окружающей среды при помощи зрительного канала, запрет на использование вербальной формы общения) влияет на выбор им стратегии своего поведения.

Содержание. Тренер просит группу встать в круг и внимательно посмотреть друг на друга, затем дает инструкцию: Пожалуйста, закройте глаза. (Для усиления эффективности игры можно раздать игрокам специальные очки.) Теперь постарайтесь в полной тишине, НЕ РАЗГОВАРИВАЯ и как можно быстрее построиться по росту. Как правило, уже на первой минуте нарушается запрет на вербальное общение. Чаще всего игроки начинают задавать вопросы, касающиеся местонахождения самых высоких участников, возможных вариантов общения и т. д. В этом случае тренер, стараясь придерживаться нейтрального тона, повторяет одну и ту же фразу: Разговаривать нельзя или Играем молча. После того как все выстроятся, тренер просит открыть глаза (снять очки) и посмотреть на порядок расстановки.

Обсуждение. Каждый участник по кругу отвечает на вопросы тренера:

• Какая стратегия поведения была выбрана вами?

• Нарушали ли вы основные правила игры?

• Похожа ли эта игра на реальную жизненную ситуацию?

• Довольны ли вы своим поведением, что бы хотелось изменить?

• Что мешало вам быть более эффективным? И др.

6. Упражнение «Стресс в моей жизни»

Цель. Обнаружение ситуаций, являющихся для участников тренинга стрессогенными, осознание субъективности в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

Содержание. Тренер заранее готовит карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами увольнение с работы, полученная ребенком двойка, неожиданное известие об измене мужа (жены, несправедливая критика начальства и др.). В полной тишине и не показывая карточки друг другу, участники должны выстроиться в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор. После того как все участники найдут свое место в строю, тренер просит обменяться информацией и, проранжировав стрессоры теперь уже сообща, снова выстроиться в шеренгу.

Обсуждение. Группа обсуждает, с чем может быть связано изменение порядка расстановки участников, почему одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие — к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям. Как правило, участники приходят к выводу о том, что человеку (особенно руководителю) необходимо не только опираться на свой личный опыт реагирования на стрессоры, но и знать, какие ситуации являются стрессовыми для каждого партнера по общению (конкретного работника).

Вывод: Разные люди могут неодинаково реагировать на одинаковые стрессы. Психология доказала, что наша реакция на стресс опосредуется многими личностными факторами, такими как особенности восприятия ситуации, особенности мышления и характера, тип темперамента, наличие внутренних ресурсов.

Приложение. К упражнению Стресс в моей жизни

Увольнение с работы.

Ссора с близким человеком.

Болезнь.

Домашние неприятности.

Внезапная неисправность автомобиля.

Дорожная пробка.

Выговор от начальника.

Неожиданная денежная премия.

Потеря кошелька.

Двойка в четверти у сына.

Известие об измене жены (мужа).

Выступление на международной конференции.

7. Игра «Разорви цепь»

Цель. Выявление индивидуального стиля выхода из стрессовой ситуации, формирование партнерских отношений, расширение поведенческого репертуара каждого участника.

Содержание. Участники делятся на две команды и встают, держась за руки, двумя цепями друг напротив друга (на расстоянии 10-12 м). Одна команда зовет участника из команды противников. Он должен разбежаться и прорвать цепь. Если ему это удалось, то он возвращается в свою команду вместе с любым игроком-противником. Следующего игрока вызывает другая команда.

Обсуждение. Группа обсуждает использованные в процессе старинной русской игры стратегии и тактики участников. Желающие могут сказать о том, помогает им или мешает в реальной жизни привычная для них стратегия.

8 Игра «Темп»

Цель. Восстановление сил, мобилизация участников.

Содержание. Каждый участник по команде ведущего в течение одной минуты должен:

• дотронуться до всех углов в комнате;

• прикоснуться к полу;

• прикоснуться к шести парам коленок присутствующих игроков;

• написать свое имя на доске.

Обсуждение. Как правило, участники с трудом вспоминают об использованной ими в ходе игры стратегии, но отмечают повышение уровня работоспособности.

9.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА (презентация)

Способы релаксации

Физическая активность

Компенсационное проведение свободного времени

Фокусировка на положительных чувствах

Способность быстро решать мелкие проблемы.

Совместное проведение праздников

Групповые занятия, тренинги по преодолению стрессов

Групповые занятия по аэробике, лечебной физкультуре

Коллективные поездки на природу

Посещение музеев, театров

Преодоление факторов профессионального стресса

Хорошо организовать свою работу

Правильно распределить рабочее время (тогда вы избавитесь от страха не успеть, не закончить)

Реально оценивать уровень своей социальной компетенции педагога

Для избавления от отрицательных эмоций психологи рекомендуют несколько простых специальных упражнений:

Дыхание уступами: три-четыре коротких вдоха подряд, потом столько же коротких выдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться)

• Посчитать зубы языком с внутренней стороны

• Слегка помассировать кончик мизинца

• Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделать выдох. Повторить 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Как восстановить бодрость, снять усталость за небольшой промежуток времени?

Есть несколько простых способов мышечной релаксации :

1. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони – 5 сек.

2. Быстро потрите теплыми пальцами щеки вверх-вниз – 5 сек.

3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы – 5 сек.

7. Большим пальцем нащупайте впадинку у основания черепа (в месте соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.

10. Обратная связь.

К упражнению Стресс в моей жизни

Увольнение с работы.

Ссора с близким человеком.

Болезнь.

Домашние неприятности.

Внезапная неисправность автомобиля.

Дорожная пробка.

Выговор от начальника.

Неожиданная денежная премия.

Потеря кошелька.

Двойка в четверти у сына.

Известие об измене жены (мужа).

Выступление на международной конференции.

К упражнению Обратная связь

№ п

\п Название

упражнения

Чему

я научился

Что бы я мог изменить в своем поведении, чтобы

упражнение стало еще эффективнее для меня

Литература

Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости. — СПб. : Речь, 2009. — 250 с.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Солнечная игралочка»Семинар-практикум «Солнечная игралочка» Семинар практикум 24.07.2017 Воспитатель: Редькина Инна Владимировна «Солнечная игралочка» Игра в жизни.

Семинар-практикум для педагогов «Способы регуляции психоэмоционального напряжения» Естественные способы регуляции организма и саморегуляция. Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма: смех,.

Семинар-практикум для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия для детей». ФотоотчетСеминар-практикум для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия для детей». Фотоотчет В октябре в нашем детском саду мною был проведен семинар-практикум для родителей детей подготовительной группы. При этом родители выступили.

Семинар — практикум «Нетрадиционные способы рисования» Видео Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в.

Семинар-практикум по художественно-творческому развитию Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка-дошкольника и младшего школьника, потому что удовлетворяет его желание действовать.

Семинар-практикум «Профилактика плоскостопия» Семинар – практикум для родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста «Профилактика плоскостопия» Теоретическая часть Детская.

Семинар-практикум «Путешествие в экологию» О. С. Кочубей, воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад» Семинар– практикум «Путешествие в экологию» Цель: дать практическую направленность.

Семинар-практикум «Развитие детской одаренности» Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие детской одаренности» Цель: активизация знаний педагогов по развитию одаренности у детей.

Семинар-практикум «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй» Семинар – практикум «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй» План семинара – практикума 1. Вступление. 2. Упражнение «Яблоко.

Семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Неблагоприятные эмоциональные состояния и способы их профилактики»
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 05:09
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Неблагоприятные эмоциональные состояния и способы их профилактики»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мельничук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД