Получи документы

Познавательный интерес к родному краю как условие патриотического воспитания старших дошкольников

Васильева Елена Валерьевна
Познавательный интерес к родному краю как условие патриотического воспитания старших дошкольников

Познавательный интерес к родному краю

как условие патриотического воспитания старших дошкольников

Васильева Елена Валерьевна

воспитатель

СОГБОУ «Прогимназия «Полянка»

Прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ, и, конечно же, свою малую родину.

К. Д. Ушинский

Публикация «Познавательный интерес к родному краю как условие патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

Смоленская земля наша Родина. Нам дорога ее история, ее культура, питающая сегодняшний день. Без знания своих корней невозможно развитие личности, ее духовное становление. Основной источник впечатлений детей дошкольного возраста их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут. Любовь к своей малой Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство с родным городом, с достопримечательностями, с известными людьми, прославившими его, имеет большое значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто давать полезную информацию, но формировать у них познавательный интерес к истории и культуре родного города, который станет толчком, стимулом к дальнейшему познанию каждого уголка Смоленщины. Учитывая, что дети дошкольного возраста восприимчивы к содержательной выразительности национальной культуры, задача воспитателя пробудить у них познавательный интерес к своему родному краю, помочь осознать, что Смоленская земля наша Родина, формировать целостное представление о культуре своего народа.

Для реализации краеведческого направления работы со старшими дошкольниками в СОГБОУ «Прогимназии «Полянка» в качестве фактологического источника использовался уникальный по своему содержанию сборник очерков известного смоленского историка-краеведа А. Я. Трофимова «Новости из прошлого», иллюстрированный смоленскими художниками В. Ляшенко и Е. Ляшенко [3]. В издание включено более трехсот исторических миниатюр, расположенных в хронологическом порядке и создающих картину смоленской старины. Книга коротко и интересно рассказывает о прошлом, пробуждает у читателя желание больше узнать о жизни и делах наших предков.

На основе анализа исторических миниатюр книги «Новости из прошлого» были выделены доступные старшим дошкольникам факты, знакомство с которыми способствует появлению познавательного интереса, формированию активной краеведческой позиции, патриотической направленности личности. Аудиальное восприятие каждого факта решено было сопровождать его первичной визуальной фиксацией, для чего использовались репродукции, фотографии, видеоматериалы, открывающие детям мир картин и скульптур их земляков. Для более глубокой фиксации краеведческих представлений на кинестетическом уровне были выбраны хорошо известные, привлекательные для развития интеллектуальной сферы дошкольника материалы для математического моделирования – фигуры головоломки «Танграм».

Далее была разработана серия занятий, строившихся по следующему примерному алгоритму:

- анализ представлений детей по факту, о котором пойдет беседа;

- стимулирование познавательного интереса детей к восприятию исторического факта;

- краткий рассказ о факте с использованием иллюстраций и видеоряда;

- фронтальное предъявление и последовательный анализ схем моделей, фиксирующих краеведческие представления детей;

- сборка каждым ребенком моделей или их частей по схемам;

- анализ и коррекция результатов моделирования по схеме;

- закрепляющая беседа по содержанию краеведческих фактов с опорой на собранные модели;

- домашнее задание для детей (сложить вместе с родителями модели по памяти, по схеме; создать новые модели на основе совместного чтения книги «Новости из прошлого»; посетить памятные места и достопримечательности родного города, о которых узнали на занятиях; найти ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия).

Наличие компьютерного класса обеспечивает возможность дальнейшей организации фиксирования краеведческих представлений детей с помощью созданной нами в технике автофигур тривиальной электронной версии материала «Танграм».

Так, знакомству детей с историей ВОВ предшествовало поисковое задание, выполняющееся совместно детьми и родителями: «Разработайте модель «Ключ» из материала «Танграм» на плоскости и найдите связь этой модели с нашим родным городом Смоленском». В результате выполнения задания вместе с родителями дети узнают о том, что наш город издавна называют «город-ключ» и приносят модели «Ключ». Воспитатель выбирает одну из моделей (с помощью жребия) для фронтальной сборки с детьми. В уголке «Хочу все знать» размещает информацию, книги, рисунки и т. п., подобранные детьми и родителями по данной теме. На специально организованном занятии детям предлагается рассказать, что они узнали вместе с родителями о том, почему наш город носит название «Город-ключ».

Затем воспитатель представляет тематическую электронную презентацию, где кратко знакомит детей с войной 1609–1611гг., в которой Смоленск стойко выдержал осаду войска короля Сигизмунда III, так и не открыв врагу врата крепости. С войной 1812 г., когда 4–5 августа немногочисленные защитники Смоленска в ожесточенных сражениях за город на рубеже крепостной стены сумели сдержать натиск основных сил армии Наполеона, тем самым обеспечив выход из-под удара и организованный отход армий Барклая де Толли и Багратиона к Москве. Более подробно детей знакомят с ВОВ, рассказывая о том, как под стенами Смоленской крепости, в июле 1941 г. батальоны ополченцев вместе с советскими частями вели ожесточенные бои с гитлеровскими войсками, еще раз показав мужество и стремление к победе смолян в сражениях с врагом. Рассказ сопровождается применением фото и видео материалов, музыкой военных лет.

Для обеспечения кинестетического уровня закрепления представлений детей о ВОВ предлагается собрать выбранную жребием модель «Ключ» на компьютере. Для этого используется тривиальная развивающая компьютерная среда «Танграм», созданная в виде документа MWord, со вставленными автофигурами разного цвета.

После анализа работ подводится итог занятия. Детям представляется герб Смоленска, где на серебряной ленте начертан девиз «Восславлен крепостью». «Крепость» в понимании этого девиза имеет два значения: оборонительное сооружение и несгибаемый дух жителей города. Далее предлагается детям поразмышлять, что означают остальные части герба и придумать модель модели «Птицы Гамаюн».

После занятия в уголке «Развивающих игр» размещаются схемы не выбранных в ходе жеребьевки моделей «Ключ» с обязательным указанием авторства. Воспитатель проводит наблюдение за активностью детей по сбору моделей, привлекает авторов к оказанию помощи. Ненавязчиво уточняет и закрепляет полученные в ходе занятия знания. Так же наблюдает за свободной игрой детей, индивидуальными и групповыми беседами, интересуется у родителей, беседовали ли с ними с ними ребята по теме занятия. Это позволяет определить уровень заинтересованности дошкольников темой и при необходимости продумать дополнительные формы работы с детьми по актуализации знаний краеведческого характера. Уголок «Хочу все знать» пополняется фотографиями, иллюстрациями, энциклопедиями, подобранными воспитателем по изучаемой тематике.

Родителям предлагается посетить музей ВОВ. В уголке размещена информация о часах работы музея, даны рекомендации, на какие экспозиции обратить внимание дошкольников.

Таков алгоритм знакомства дошкольников с родным краем. Наш опыт показывает, что сформировать ценностное отношение дошкольников к родному городу можно только через стимулирование у них познавательного интереса. Ребенок должен захотеть узнать что-то новое, иметь возможность поделиться своим знанием с другими детьми, почувствовать себя успешным. Применение компьютерных технологий: показ фото, иллюстраций, видеофрагментов, музыкальное сопровождение, проведение виртуальных экскурсий – неотъемлемая часть системы работы по данному направлению, так как соответствует современным потребностям детей и общества в целом.

Надеемся, что наша система работы позволит воспитать людей любящих свой город, страну, ищущих, желающих самостоятельно разбираться в исторических фактах.

Список использованных источников

1. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М. : ЛИНКА–ПРЕСС, 1998. – 328 с., илл.

2. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников : Современные направления. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

3. Трофимов А. Я. Новости из прошлого. Сборник очерков. – Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2002. – 344 с. + 12 с. ил.

4. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. – М., 1998. – 266 с.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.

Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю»Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю» Попова Валентина Фотозарисовка " Осенняя прогулка по родному краю" Совсем недавно в выходные мне посчастливилось выбраться на природу.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Игра-путешествие по родному краю Игра-путешествие по родному краю. Цель. 1. Закрепить представления о родном городе, дать более полное представление об источниках, возникновению.

Оформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольниковОформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Патриотическое воспитание дошкольников является важнейшим нравственным качеством. В своей группе я оформила.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный интерес к родному краю как условие патриотического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2022 в 18:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательный интерес к родному краю как условие патриотического воспитания старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Елена Валерьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД